ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3366/2021 от 20.09.2021 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3366/2021

УИД 27RS0003-01-2021-006159-74

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Хабаровск 20 сентября 2021 года

Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Федореева Е.В.,

при секретаре Алейниковой М.В., помощнике судья Разинковой О.В.,

с участием представителя административных истцов ФИО1,

представителя администрации г.Хабаровска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО8, ФИО4 ФИО9 о признании незаконным решения о невозможности рассмотрения вопроса о признании малоимущими, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления

УСТАНОВИЛ

ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным иском о признании незаконным решения о невозможности рассмотрения вопроса о признании малоимущими, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления, в обоснование указав, что ФИО3 является нанимателем жилого помещения в <адрес> в г.Хабаровске на основании решения Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 является отцом ФИО3, также зарегистрирован в этой квартире с 1989 года. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Хабаровска принято постановление «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу», в котором срок по сносу дома и расселению граждан установлен до 2025 года. В апреле 2021 года истцы через представителя обращались в администрацию г.Хабаровска с запросом о предоставлении сведений о предполагаемой дате предоставления иного жилого помещения взамен признанного аварийным, на что получили ответ от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий общие формулировки действующего законодательства и не давший ответ на поставленный вопрос. Жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Иного жилья на каком-либо праве у истцов нет, возможности приобрести собственное жилье, в том числе, путем привлечения ипотечных средств, также не имеется. Предшествующим этапом для постановки на учет в качестве нуждающихся является признание граждан малоимущими (ч.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных правоотношениях в <адрес>»). С целью признания истцов малоимущими они через представителя ДД.ММ.ГГГГ обращались с соответствующим заявлением с приложением всех необходимых документов по списку согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных правоотношениях в <адрес>». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации <адрес> указало на невозможность рассмотрения поданного истцами заявления ввиду отсутствия в комплекте приложенных документов сведений о доходах ФИО4 Иных оснований, препятствующих признанию ФИО3 и ФИО4 малоимущими, структурное подразделение администрации <адрес> не указало. При этом ФИО4 уже длительное время не работает, пособий по безработице не получает, пенсия не назначена. Все эти сведения были приложены к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе его трудовая книжка. В связи с тем, что истцам фактически было отказано в признании малоимущими, они были вынуждены обратиться в суд. ФИО4 были представлены сведения о том, что он трудовую деятельность не осуществляет (в соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника), на учете в КГКУ «Центр занятости населения» не состоит, каких-либо пенсий и пособий не получает (письма от ПФР, МО РВ, МВД РФ), в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован (справка ИФНС). Административные истцы обратились в положенный срок (учетный период значился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) к ответчику в установленном порядке с заявлением об их постановке на учет в качестве малоимущих, приложив к заявлению необходимый пакет документов, а ответчик не доказал правомерность своих действий при вынесении решения о фактическом отказе и не подтвердил обоснованность причин такого отказа. Обжалуемое решение нарушает жилищные права административных истцов ввиду того, что без признания их малоимущими согласно действующих правовых норм и судебной практики в области жилищных правоотношений получить жилое помещение во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) невозможно. В связи с чем, просит признать незаконным решение управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г.Хабаровска о невозможности рассмотрения вопроса о признании ФИО3 и ФИО4 малоимущими, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации г.Хабаровска повторно рассмотреть заявление ФИО3 и ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о признании малоимущими.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в настоящем административном деле в качестве административного ответчика привлечена Городская комиссия по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - Городская комиссия по признанию граждан малоимущими).

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель администрации г.Хабаровска ФИО2, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, поддержав доводы, ранее представленных письменных возражений по административному иску.

ФИО3, ФИО4 в суд не прибыли, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Представитель Городской комиссии по признанию граждан малоимущими, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял.

Учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), а также сроки рассмотрения административных дел указанной категории, принимая во внимание, что судом приняты все возможные меры по извещению сторон о судебном заседании, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей административных истцов, административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является нанимателем <адрес> в г.Хабаровске, ФИО4 является отцом ФИО3, и зарегистрирован в указанной квартире с 1989 года.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Хабаровска принято постановление о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в котором срок по сносу дома и расселению граждан установлен до 2025 года.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились с заявлением о признании их малоимущими, с приложением документов, предусмотренных ст.19 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из протокола заседания Городской комиссии по признанию граждан малоимущими от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в представленных ФИО3 документах по вопросу признания его составом семьи 2 человека, включая ФИО4, малоимущим, сведения о величине доходов ФИО4, полученных им за четыре календарных квартала, предшествующих месяцу подачи заявления отсутствуют, комиссией по результатам рассмотрения заявления решено известить ФИО3 и предоставить разъяснения о невозможности рассмотреть вопрос о признании его малоимущим составом 2 чел., в связи с непредоставлением документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, необходимых для принятия решения в соответствии с законодательством.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы уведомлены о принятом комиссией решении.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 также обращался с заявлением о признании его малоимущим, на которое ДД.ММ.ГГГГ Городской комиссией по признанию граждан малоимущими направлено извещение о невозможности рассмотрения вопроса о признании его, на состав семьи 1 человек, малоимущим.

В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст.14 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ), органы местного самоуправления рассматривают вопрос о признании граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма (далее - малоимущие граждане) на основании заявлений, поданных гражданами или их законными представителями в орган местного самоуправления по месту жительства.

Определение совокупного дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) производится на основании сведений, указанных гражданином в заявлении о признании его малоимущим, и документов, указанных в статье 19 настоящего закона.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи гражданина определяется на момент подачи заявления о признании его малоимущим.

В целях определения совокупного дохода семьи, учитываемого для признания гражданина малоимущим, в состав семьи гражданина включаются проживающие совместно с ним его супруг, дети, родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены гражданином в качестве членов его семьи.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 19 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, для решения вопроса о признании гражданина малоимущим гражданин подает в соответствии с ч.1 ст. 14 настоящего закона заявление о признании его малоимущим, в котором указывает сведения о составе семьи, доходах гражданина и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина), стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, либо об отсутствии у гражданина и (или) членов его семьи указанного имущества.

С заявлением о признании гражданина малоимущим представляются следующие документы: 1) удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи; 2) подтверждающие состав семьи гражданина; 3) содержащие сведения о величине доходов, полученных гражданином и членами его семьи (одиноко проживающим гражданином), учитываемых для признания их малоимущими в соответствии со ст.16 настоящего закона, а также о денежных средствах, исключаемых из дохода граждан на основании ч. ст. 17 настоящего закона; 4) содержащие сведения об имуществе, находящемся в собственности гражданина и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащем налогообложению, а также содержащие сведения о стоимости указанного имущества, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) подтверждающие произведенные гражданином и членами его семьи расходы, указанные в ч. 3 ст. 20 настоящего закона.

Документы, указанные в п. 4 ч. 2 настоящей статьи (в части сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости), могут быть представлены гражданином, обратившимся с заявлением о признании его малоимущим, по собственной инициативе. Непредставление данных документов не является основанием для принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения об отказе в признании гражданина малоимущим.

Уполномоченный орган местного самоуправления самостоятельно запрашивает посредством межведомственного информационного взаимодействия документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для признания гражданина малоимущим, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных органам государственной власти или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены гражданином по собственной инициативе.

Уполномоченный орган местного самоуправления не вправе требовать у граждан документы, не включенные в перечень документов, определенных ч. 2 настоящей статьи, а также документы, указанные в ч. 3 настоящей статьи.

Во исполнение постановления мэра города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением мэра города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ-р, утверждены состав и порядок работы Городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, в соответствии с которым к полномочиям Комиссии относится рассмотрение вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе: рассмотрение заявлений граждан о признании их малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма и представленных документов, необходимых согласно действующему законодательству; принятие решения о признании (отказе в признании) гражданина малоимущим.

В судебном заседании установлено, что Городская комиссия указала на невозможность рассмотрения поданного истцами заявления ввиду отсутствия в комплекте приложенных документов сведений о доходах ФИО4, иных оснований, не указано.

При этом, документы, подтверждающие сведения о том, что ФИО4 уже длительное время не работает, пособий по безработице не получает, пенсия ему не назначена, приложены к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, его трудовая книжка.

При этом, ст. 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, и порядком работы Городской комиссии по признанию граждан малоимущими, предусмотрено принятие решения по такому заявлению: о признании граждан малоимущими, либо об отказе в таком признании.

Оспариваемым решением фактически заявителям отказано в признании малоимущими, вместе с тем, оснований для вынесения такого решения не имелось.

Конкретных документов, которые не предоставил заявитель, оспариваемое решение не содержит.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности суд полагает оспариваемое решение Городской комиссии по признанию граждан малоимущими от ДД.ММ.ГГГГ, о результатах которого ДД.ММ.ГГГГ уведомлен заявитель, не соответствующим законодательству, поскольку необходимые и достаточные документы, заявителем предоставлены, каких-либо объективных препятствий, для рассмотрения вопроса, исходя из возражений административного ответчика о непредоставлении справки КГКУ «Центр занятости населения» в отношении ФИО4, предоставлении не заверенной копии трудовой книжки ФИО4, не имелось и судом не усматривается.

В связи с указанными обстоятельствами, учитывая отсутствие у административного ответчика порядка отмены решения, либо его пересмотра, в целях устранения нарушений прав и законных интересов административных истцов, оспариваемое решение подлежит признанию незаконным.

В качестве правовосстановительной меры, не предрешая по существу решение комиссии, суд полагает необходимым возложить на Городскую комиссию по признанию граждан малоимущими устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО3 о признании малоимущими, в течение одного месяца с момента вступления решения в суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ

РЕШИЛ

Требования по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО10, ФИО4 ФИО11 о признании незаконным решения о невозможности рассмотрения вопроса о признании малоимущими, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления - удовлетворить.

Признать решение Городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма о невозможности рассмотрения вопроса по заявлению ФИО3 ФИО12 о признании малоимущими - незаконным.

Возложить обязанность на Городскую комиссию по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ФИО3 ФИО13 о признании малоимущими, в течение одного месяца с момента вступления решения в суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска, в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.В. Федореев

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2021 года.

Судья Е.В. Федореев