ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-336/19 от 01.03.2019 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Адм. дело __

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2019г. г. Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е:

Судьи Пащенко Т.А.

при секретаре Дурасовой Я.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области к ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области, начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО1, судебному приставу-исполнителю ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО2, УФССП России по Новосибирской области о признании постановлений незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с иском к ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области, начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО1, судебному приставу-исполнителю ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО2, УФССП России по Новосибирской области о признании незаконными постановления от 18.12.2017 судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска ФИО2 о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества на реализацию (переработку или уничтожение) по исполнительному производству от 12.10.2017 __; постановления от 18.12.2017 судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска ФИО2 о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества на реализацию (переработку или уничтожение) по исполнительному производству от 12.10.2017 __; постановления от 10.10.2018 __ начальника отдела судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска - старшего судебного пристава ФИО1 о признании действий (бездействий) должностного лица правомерными и отказе в удовлетворении жалобы; возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем передачи изъятого и обращенного в собственность государства оружия для его учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (Росимущество), являющемуся взыскателем по указанным выше исполнительным производствам.

В обоснование требований ссылается на то, что в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области 04.09.2018г. из ГУ МВД России по Новосибирской области поступили два постановления о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества на реализацию (переработку или уничтожение) от 18.12.2017г. судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Заельцовскому району г.Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области ФИО2, вынесенных по исполнительным производствам от 12.10.2017 __ и __ИП, возбужденных на основании исполнительных листов от 06.10.2017г. __ и __, и акт технического состояния вооружения.

Взыскателем по данным исполнительным производствам является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (Росимущество).

Согласно вышеуказанным постановлениям судебный пристав-исполнитель ФИО2 постановил передать на реализацию (переработку, уничтожение) в Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области шесть единиц оружия, конфискованных по судебному решению.

В связи с тем, что указанные постановления судебного пристава-исполнителя являются неправомерными, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области 10.09.2018г. направило жалобу в порядке подчиненности руководителю УФССП по Новосибирской области, по результатам рассмотрения которой начальник отдела судебных приставов по Заельцовскому району г.Новосибирска - старший судебный пристав ФИО1 10.10.2018г. вынес постановление о признании действий (бездействий) должностного лица правомерными и отказе в удовлетворении жалобы по тем основаниям, что Росимущество не входит в перечень органов исполнительной власти Российской Федерации и иных субъектов правоотношений, имеющих право осуществлять продажу гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Административный истец полагает, что постановления начальника отдела судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска - старшего судебного пристава ФИО1 от 10.10.2018г. и судебного пристава- исполнителя отдела судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска ФИО2 от 18.12.2017г. являются неправомерными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 __ (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.5 Положения Росимущество организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 __ «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (в ред. от 12.05.2018) утверждены правила, которые в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации. В мае 2018 года в Правила внесены изменения, согласно которым Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации добавлена в качестве субъекта, имеющего право продажи гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Однако, в положении об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, утвержденное приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 __ отсутствует полномочие заключения договоров комиссии, с целью реализации конфискованного и изъятого оружия и патронов к нему (оборота оружия).

Кроме того, пунктом 2 статьи 32.4 КоАП РФ установлено, что реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 __ утверждено Положение об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, согласно которого имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2018г.__ постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. __ функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Таким образом, Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области наделено полномочиями по распоряжению вышеуказанным видом имущества.

По мнению истца, учитывая изложенное, постановления начальника отдела судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска - старшего судебного пристава ФИО1 от 10.10.2018 и судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска ФИО2 от 18.12.2017 являются неправомерными.

Представитель административного истца Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы иска, а также письменные пояснения в полном объеме (л.д.2-6, 127-130).

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФСС России по Новосибирской области ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва (л.д. 100-102), ссылается на то, что 11.10.2017г. на исполнение в отдел судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска поступил исполнительный лист ФС __ выданный 06.10.2017 Заельцовским районным судом г. Новосибирска по делу __ о конфискации и обращении в доход государства имущества, принадлежащего должнику ФИО4, на основании которого 12.10.2017 возбуждено исполнительное производство __

11.10.2017г. на исполнение в отдел судебных приставов по Заельцовскому району г.Новосибирска поступил исполнительный лист ФС __ выданный 06.10.2017 Заельцовским районным судом г. Новосибирска по делу __ о конфискации и обращении в доход государства имущества, принадлежащего должнику ФИО5, на основании которого 12.10.2017 возбуждено исполнительное производство __

27.12.2017г. судебным приставом-исполнителем и следователем 5 СУ ГСУ СК РФ произведено изъятие и передача в ОЛР ОЛРР (г.Новосибирск и р.п.Кольцово) г. Новосибирск УФСВНГ РФ по НСО 6 единиц оружия согласно исполнительных документов __ и __

Соответственно, у заявителя пропущен срок для подачи жалобы о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 __ - административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ. часть 4 ст.198АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 239 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

27.12.2017 в связи с передачей оружия вынесены постановления о снятии ареста с имущества (оружия).

Порядок оборота (распоряжения) различных видов оружия установлен как непосредственно нормами Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», так и принятыми в соответствии с ним отдельными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 __ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 __ «Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях».

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, действующая на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», уполномочена осуществлять прием, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а так же контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 __ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» Росгвардия является субъектом, имеющим право продажи гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Согласно п. 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии Российской Федерации возложены полномочия по исполнению решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

В соответствии с положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 __ Территориальное управление организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Росимущество не входит в перечень органов исполнительной власти Российской Федерации и иных субъектов правоотношений, имеющих право осуществлять продажу гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Административный ответчик – начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д.159).

Представители административных ответчиков ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области, УФССП России по Новосибирской области в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 157,158).

Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущество в Новосибирской области ФИО6 в судебном заседании указала, что административное исковое заявление считает необоснованным, просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержала доводы письменных возражений (л.д. 114-122), ссылается на то, что в соответствии с п. 1 Положения «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 __ Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для принятия Территориальным управлением соответствующего решения в отношении имущества, обращенного в доход государства: о его реализации или уничтожении является судебный акт.

В частности, согласно ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ, конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

По указанной категории судебных дел Территориальное управление не является лицом, участвующим в деле, а исполнительный лист, подготовленный во исполнение решения, вступившего в законную силу, направляется судебными органами напрямую в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства.

Пунктом 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 __ установлено, что оно определяет порядок учета, оценки и распоряжения обращенными.. . в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом....

Вместе с тем, в соответствии с абз. 2 этого же пункта, Положение __ не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.

Принципиально важным моментом в рассматриваемом споре является факт того, что полномочия Территориального управления в отношении имущества, которое четко регламентировано Положением __ с его извлечениями, начинаются с момента реализации.

Уже на этапе принятия судебного акта по делам, в которых разрешается вопрос об обращении движимого имущества в доход государства (федеральную собственность), необходимо определить категорию имущества и, как следствие, установить орган исполнительной власти, которому подлежит передача такого имущества для принятия решения о его дальнейшей судьбе: либо его уничтожении, либо его реализации в установленном порядке.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 __ «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. __» (вместе с «Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства») определяет порядок реализации движимого имущества (за исключением акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность (п. 1).

Согласно п. 2 упомянутого Постановления __ продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица (далее по тексту - организатор торгов) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, Постановление __ действует только в отношении имущества, которое подлежит передаче в Территориальное управление, а не в отношении имущества, в отношении которого установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения и определен иной орган исполнительной власти, в чьи полномочия входят функции по его распоряжению.

Чтобы у Территориального управления появилась обязанность реализовать оружие, оно должно быть им принято. Вместе с тем, Территориальное управление не может принимать оружие, поскольку не относится к лицам, которые имеют на это право.

Аргументы истца и ГУ МВД России сводятся к тому, что, по их мнению, отсутствует механизм по реализации конфискованного оружия, в то время как такой механизм установлен Постановлением __ Кроме того, они полагают, что торговля оружием принципиально отличается от реализации конфискованного оружия и поэтому ФЗ РФ № 150-ФЗ «Об оружии» при изложенных обстоятельствах не подлежит применению. Однако, с такой позицией невозможно согласиться, поскольку она не соответствует действительности и не основана на нормах права.

Ссылается на ст. ст. 1,6 ФЗ РФ № 150-ФЗ «Об оружии», ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, ст. 39 НК РФ, п. п. 12,135 «ГОСТ Р__. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утв. Приказом Россстандарта от 28.08.2013г. __ Правила оборота оружия __ п. 27 ст. 9 ФЗ РФ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ», «Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях», утв. Постановлением Правительства РФ № 1314 от 15.10.1997г.

С учетом приведенных норма права, считает, что реализацию обращенного в доход государства (федеральную собственность) оружия оценивать отдельно от общих правил оборота оружия и считать это исключительно мерой по исполнению судебных актов является необоснованным и незаконным.

Объект права в данном случае оружие, не имеет значения, что послужило основанием для оборота оружия (а значит, в том числе его реализации, торговли), потому что порядок и правила оборота оружия установлены без каких-либо извлечений и исключений.

Правила оборота оружия установлены специализированными нормами права.

В случае отсутствия того или иного способа или порядка правового регулирования той или иной сферы деятельности, либо в случае правовой неопределенности по тем или иным вопросам, подлежат применению общие нормы действующего законодательства (в частности нормы ГК РФ, регулирующие договорные обязательства и сделки в целом), а в отсутствие таковых - аналогия права.

Оружие - это средство для убийства, источник повышенной опасности и реализовывать его может только лицо, уполномоченное на это соответствующими нормами права, поэтому «навязать» его реализацию Территориальному управлению, не относящемуся к установленной категории лиц, имеющей право осуществлять оборот оружия, является незаконным.

Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на административный иск, проси исковые требования удовлетворить в полном объеме (л.д. 132-133, 162).

Заинтересованные лица ФИО7, ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены (л.д. 160, 164).

Суд, выслушав представителя административного истца ФИО3, административного ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО2, представителя заинтересованного лица ТУ Росимущества в Новосибирской области ФИО6, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требовании Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Россиской Федерации по Новосибирской области являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено следующее:

11.10.2017г. на исполнение в ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска поступил исполнительный лист ФС __ выданный 06.10.2017г. Заельцовским районным судом г.Новосибирска по гражданскому делу __ по иску заместителя Генерального прокурора РФ к ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО11 об обращении в доход Российской Федерации имущества, в том числе двух единиц оружия, в отношении должника ФИО4, взыскателем в исполнительном листе указано ТУ Росимущества в НСО (л.д.41-43).

ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство __ (л.д.44).

Судебным приставом-исполнителем ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по НСО составлен акт о наложении ареста на гладкоствольное охотничье ружье «Browning 525» калибр 20х76 __ стоимость 180 000 руб., гладкоствольное охотничье ружье «Benelli Cordoba» калибр 20х76 __ стоимостью 170 000 руб. (л.д.45-46).

11.10.2017г. на исполнение в ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска поступил исполнительный лист ФС __ выданный 06.10.2017 Заельцовским районным судом г. Новосибирска по указанному гражданскому делу __ об обращении в доход Российской Федерации имущества, в том числе четырех единиц оружия, в отношении должника ФИО5, взыскателем в исполнительном листе указано ТУ Росимущества в НСО (л.д.55,56-58,141-144).

ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по НСО на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство __ (л.д.59).

Судебным приставом-исполнителем ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по НСО составлен акт о наложении ареста на охотничье нарезное двуствольное ружье с горизонтальным расположением стволов «Krieghoff Classic» Germani калибр 30-06 Sprg/30-06 Sprg __ стоимость 680 000 руб., карабин охотничий «Manlicher AUG-Z» калибр 223 Rem, __ с оптическим прицелом «Steiner Night Hunter 1-5х24» установленный на кронштейне МАК стоимостью 320 000 руб., карабин охотничий «Sauer 303» калибр 30-06 Sprg №R __ с оптическим прицелом «Steiner Night Hunter 2-10х50» установленный на кронштейне МАК стоимостью 425 000 руб., охотничье гладкоствольное двуствольное ружье с горизонтальным расположением стволов «Merkel 40E» калибр 12х76/12х76 __ стоимостью 300 000 руб. (л.д.60-61).

18.12.2017г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по НСО ФИО2 вынесены два оспариваемых постановления о передаче, в том числе, указанных единиц оружия, на реализацию в Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области (л.д.8,9,49).

Не согласившись с постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по НСО ФИО2 от 18.12.2017г. о передаче изъятого и обращенного в собственность государства имущества на реализацию (переработку или уничтожение) по исполнительным производствам ____ Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области 10.09.2018г. обратилось с жалобой на указанные постановления в порядке подчиненности в УФССП по НСО (л.д.11-13).

Постановлением от 10.10.2018г. начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО1 в удовлетворении жалобы отказано по тем основаниям, что Росимущество не входит в перечень органов исполнительной власти Российской Федерации и иных субъектов правоотношений, имеющих право осуществлять продажу гражданского служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, со ссылкой на положения ФЗ РФ № 150-ФЗ «Об оружии», ФЗ РФ № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Роййсийской Федерации», Постановление Правительства РФ № 814 от 21.07.1998г., Постановление Правительства РФ № 1314 от 15.10.1997г. (л.д.15-17).

Как следует из доводов сторон, заинтересованных лиц, в настоящее время спорное оружие находится на хранении в ГУ МВД России по Новосибирской области.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, основанием для признания действия (бездействия), постановления незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявления необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия), постановление закону или ином нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решение (действием) прав либо свобод заявителя.

Разрешение публичного спора направлено на устранение нарушений.

Суд соглашается с позицией ТУ Росимущества в Новосибирской области, согласно которой Территориальное управление не может принимать оружие, поскольку не относится к лицам, которые имеют на это право.

Отсутствие полного и детального нормативного урегулирования вопроса о порядке реализации оружия, обращенного в доход Российской Федерации, не наделяет дополнительными полномочиями Территориальное управление Росимущества новой функцией по продаже (обороту) обращенного в доход государства оружия.

Создание нового ведомства – Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, не наделило Территориальное управление особыми полномочиями субъекта по распоряжению (обороту) оружия.

Судом не принимаются довод стороны истца об обязанности принятия ТУ Росимущества в Новосибирской области обращенного в доход государства оружия, основанные на содержании межведомственного совещания, оформленного протоколом __ от 15.03.2018г. (л.д. 30-37).

Так, указанный протокол не является нормативно-правовым актом, письменным официальным документом, принятым в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленным на установление, изменение или отмену правовых норм.

Суд при разрешении административного спора оценивает соблюдение закона, иного нормативно-правового акта, но не оценивает законность действий применительно к содержанию протокола межведомственного совещания, который не обладает обязательной силой закона.

Основополагающими нормативно-правовыми актами при разрешении данного административного спора являются Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об оружии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утвержденные Постановлением Правительства РФ №814 от 21.07.1998), Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 __ (ред. от 21.12.2018) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Постановление Правительства РФ от 29.05.2003 __ (ред. от 14.12.2017) "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства".

Ни в Федеральном законе от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", ни в Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ №814 от 21.07.1998) не указано Росимущество среди федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере оборота оружия.

При этом, согласно ст. 1 Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Той же статьей 1 Федерального закона №150-ФЗ «Об оружии» предусмотрены понятия:

- оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

- огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;

- оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.

Следовательно, продажа является элементом оборота оружия.

Далее, статьей 6 Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии», установлены запреты и ограничения на оборот гражданского и служебного оружия, в соответствии с которыми постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Правила оборота оружия __).

В соответствии со ст.28 ФЗ РФ «Об оружии», контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Согласно п.79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. __ оружие и патроны изымаются органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Пунктом 10 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Пп. «а» пункта 10 Правил оборота оружия __ предусмотрено: продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации могут осуществлять: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации).

Среди всех государственных публичных органов, ведомств, организации, перечисленных в указанном пп. «а» пункта 1 Правил оборота оружия __ нет Росимущества, при этом, напротив, указана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п.6).

Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (п.9).

Из указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что основным субъектом контроля за оборотом оружия в России на всех его стадиях, включая реализацию и уничтожение, являются органы внутренних дел.

Кроме того, пунктом 79 Правил оборота оружия __ установлено: изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы, внутренних дел. При этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.

Пункт 27 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 №226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" предусматривает: войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

При этом, шесть спорных единиц оружия обращены в доход Российской Федерации решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 15.03.2017г. по гражданскому делу __

Кроме того, из вышеприведенных норм Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» следует, что оружие – предмет особого регулирования, доступ к нему и оборот возможен лишь у специальных субъектов (в том числе наличие полномочий на оборот, предоставленных законом, наличие лицензий).

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 __ "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Далее, пунктом 1 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 __) предусмотрено, что настоящее Положение определяет порядок учета, оценки и распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Таможенного союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее именуются - имущество, обращенное в собственность государства).

При этом в абзаце втором указанного пункта 1 отдельно отмечено, что настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что ТУ Росимущества в Новосибирской области правом реализации гражданского и служебного оружия, патронов к нему не наделено, функция по уничтожению непригодного к эксплуатации оружия на данных орган федеральным законом не возложена.

С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя ФИО2, от 18.12.2017г., а также постановление начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО1 являются обоснованными и соответствующими действующему нормативному регулированию.

Указанное ранее оружие подлежало передаче Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области, а не ТУ Росимущества в Новосибирской области.

Ни судебным приставом-исполнителем, ни старшим судебным приставом, с учетом предметов, обращенных в доход Российской Федерации, не нарушено каких-либо нормативно-правовых актов, их постановления признанию незаконными не подлежат.

Само по себе то обстоятельство, что в исполнительных листах, а, следовательно, в постановлениях, взыскателем указано ТУ Росимущество в Новосибирской области не свидетельствует о незаконности оспариваемых постановлений, учитывая, что в силу действующих норм права оружие – предмет особого регулирования – подлежало передаче Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области; к участию в гражданском деле __ ТУ Росимущества в Новосибирской области не привлекалось; орган, которому надлежит передать обращенное в доход государства оружие, не устанавливался.

В связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области от 18.12.2017г. по исполнительному производству __ от 18.12.2017г. по исполнительному производству __ начальника отдела- старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г.Новосибирска УФССП России по Новосибирской области от 10.10.2018г. __

Далее, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным иском по требованиям об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя ФИО2, от 18.12.2017г.

Так, в силу ч. ч. 3,8 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 __"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

ФИО1 и __ 27.12.2017 в связи с передачей оружия вынесены постановления о снятии ареста с имущества (оружия) (л.д. 50,52,60,61,62,63,66,67).

Более того, 27.12.2017г. ОЛР ОЛРР (г. Новосибирск и р.п. Кольцово) г. Новосибирск Управления Росгвардии по Новосибирской области получен из ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска пакет документов в отношении должников ФИО7, ФИО4, (л.д. 510

Следовательно, с указанной даты получения спорных шести единиц оружия административному истцу стало известно о нарушении его прав оспариваемыми постановлениями, на основании которых оружие и было передано, однако, с жалобой в порядке подчиненности административный истец обратился лишь 10.09.2018г. – по истечении более чем восьми месяцев с даты получения спорного оружия, а с административным иском истец в суд обратился по истечении более чем десяти месяцев с указанной даты.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что с иском в суд административный истец обратился в течение десяти дней с даты получения копии постановления старшего судебного пристава от 10.10.2018г., административным истцом пропущен срок на обращение с административным иском об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя от 18.12.2017г. В свою очередь, постановление старшего судебного пристава является производным от постановлений судебного пристава-исполнителя и само по себе правовых последствий не порождает. Уважительности причин пропуска срока на обращение в суд не приведено, о восстановлении срока не заявлено.

Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, не влияют на установленные судом обстоятельства.

Таким образом, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать полностью в удовлетворении административного иска Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области к ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области, начальнику отдела – старшему судебному приставу ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО1, судебному приставу-исполнителю ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области ФИО2, УФССП России по Новосибирской области о признании постановлений незаконными, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Заельцовский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись Пащенко Т.А.

Решение изготовлено в окончательной форме 06.03.2019г.

Подлинное решение находится в материалах административного дела __ Заельцовского районного суда г.Новосибирска.