ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-336/2023580020-01-2023-000599-75 от 27.12.2023 Лунинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-336/2023 58RS0020-01-2023-000599-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2023 года р.п. Лунино Пензенской области

Лунинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Макарычевой Н.В.,

при секретаре Калмыковой И.И.,

с участием административного истца Кашириной М.А., представителя административного истца Желтовой И.Н.,

представителя административного ответчика администрации Пензенского района Пензенской области Федорова А.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда р.п. Лунино Пензенской области административное дело 2а-336/2023 по административному иску Кашириной Марины Алексеевны к администрации Пензенского района Пензенской области о признании незаконным решения, обязании повторно рассмотреть заявление,

установил:

Каширина М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Пензенского района Пензенской области о признании незаконным решение, обязании повторно рассмотреть заявление. В обоснование административных исковых требований указано, что она обратилась в администрацию Пензенского района 04.09.2023 года с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет без проведения торгов. Цель использования земельного участка: выращивание продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 07.07.2022 года №444-рП, в частности выращивание яблок, груш, малины, смородины. Письмом от 03.10.2023 года административный ответчик сообщил об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. Считает отказ незаконным и нарушающим ее права. Просит признать незаконным решение администрации Пензенского района Пензенской области об отказе в предварительном согласовании представления в аренду земельного участка, изложенном в письме от 03.10.2023 года, обязать повторно рассмотреть заявление.

Административный истец Каширина М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного истца Желтова И.Н. просила иск удовлетворить, признать незаконным решение администрации Пензенского района Пензенской области об отказе в предварительном согласовании представления в аренду земельного участка, изложенном в письме от 03.10.2023 года, обязать повторно рассмотреть заявление, исходя их следующего. Пояснила, что основаниями в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду послужило то, что Каширина М.А. не является субъектом, на которого распространяется распоряжение Правительства Пензенской области от 07.07.2022 №444-рП, и невозможность использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования и зонирования. Между тем, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» установлено, что в 2022 и 2023 гг. наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Дополнительных требований к гражданину, а именно предоставление доказательств осуществления им деятельности, связанной с производством продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, данное постановление не содержит. Указание административного ответчика на невозможность использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования и зонирования противоречит пункта 4 Постановления, согласно которому в случае если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании пункта 3 Постановления не соответствует утвержденной для определенной территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления. Таким образом, правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет без проведения торгов у администрации Пензенского района Пензенской области, не имелось.

Представитель административного ответчика - администрации Пензенского района Пензенской области Федоров А.Ю., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении иска отказать. Показал, что 26 сентября 2023 года в администрацию Пензенского района Пензенской области поступило заявление Кашириной М.А., в котором она со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» и распоряжение Правительства Пензенской области от 07.07.2022 №444-рП просила предоставить ей земельный участок для выращивания яблок, груш, смородины, малины для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций. В предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Кашириной М.А. было отказано, во-первых, на основании п.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, а именно, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Распоряжением Правительства Пензенской области от 15.09.2023 № 794-рП «О признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Пензенской области» было признано утратившим силу распоряжение Правительства Пензенской области от 07.07.2022 N 444-рП «Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области». Во-вторых, поскольку в своем заявлении Каширина М.А. ссылалась на распоряжение Правительства Пензенской области от 07.07.2022 №444-рП, то администрация Пензенского района Пензенской области разъяснила заявителю, что истребовать земельный участок для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, имеют права лишь лица, занимающиеся производством данной продукции, о чем прямо указано в подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы». В - третьих, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1, и вид разрешенного использования «для ведения садоводства» является условно разрешенным, в связи с чем для его предоставления должны быть соблюдены требования ч.6 ст.37 ГК РФ. В связи с тем, что на земельном участке для ведения садоводства не запрещается возведение капитальных объектов недвижимости с последующим выкупом земельного участка по льготной цене, а испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта, у администрации Пензенского района Пензенской области есть все основания полагать, что Каширина М.А., не являющаяся производителем какой-либо продукции, пытается обойти действующее законодательство с целью получения земельного участка для ИЖС без проведения торгов.

Изучив письменные материалы дела, заслушав стороны, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из положений частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - Постановление) установлено, что в 2022 и 2023 гг. наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» распоряжением Правительством Пензенской области 7 июля 2022 года за № 444-рП утвержден Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области.

В указанный Перечень в соответствии с пунктами 9, 10, 13,16 вошли яблоки, груши, малина, черная смородина.

Судом установлено, что 26 сентября 2023 года Каширина М.А. обратилась в администрацию Пензенского района Пензенской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 978 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Пензенская область, Пензенский район, с. Малая Валяевка, на праве аренды сроком на 49 лет без проведения торгов на основании постановления правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», в целях осуществления деятельности и по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которых устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (распоряжение Правительства Пензенской области от 07.07.2022 №444-рП). Цель использования земельного участка: выращивание продукции необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 07.07.2022 года №444-рП, а именно яблок, груш, черной смородины и малины.

Письмом администрации Пензенского района Пензенской области от 03 октября 2023 года №10763, Кашириной М.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 978 кв.м. на территории Богословского сельсовета в аренду: на основании п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ; не является субъектом, на которого распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 №629, поскольку не является производителем продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой установлен распоряжением Правительства Пензенской области от 07.07.2022 №444-рП; испрашиваемый земельный участок не соответствует виду разрешенного использования.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Федеральный закон от 14 марта 2022 г. № 58-ФЗ при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделяет Правительство Российской Федерации правом устанавливать особенности предоставления указанных земельных участков, в том числе определять случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов с сокращением сроков предоставления названных земельных участков.

Постановление разработано в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и определяет механизмы, упрощающие установленные законодательством Российской Федерации процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной или федеральной собственности, без проведения торгов, и льготный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.

Подпункт «б» пункта 1 Постановления в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, закрепляет право предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

В силу пункта 3 Постановления земельные участки в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 Постановления, могут предоставляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Пунктом 4 Постановления предусмотрена возможность изменения документации по планировке территории и документов градостроительного зонирования в части приведения их в соответствие с целями предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в течение 6 месяцев со дня его предоставления, в случае если предоставление такого земельного участка в силу пункта 3 Постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования.

В свою очередь, при предоставлении земельных участков на основании подпункта «б» пункта 1 Постановления не учитываются виды разрешенного использования, указанные в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны. Вместе с тем положения пункта 3 Постановления применяются с учетом особенностей правового режима земельных участков в связи с их отнесением к определенным категориям земель, территориям, зонам.

Исходя из положений подпункта «б» пункта 1 Постановления российские граждане или юрлица вправе арендовать государственные или муниципальные земли без торгов для производства импортозамещающей продукции, которая нужна во время санкций. Ее перечни устанавливают регионы.

Между тем, Постановление не содержат требований предоставлять дополнительные документы, сведения и (или) информацию, не устанавливает дополнительные критерии, соответствие которым необходимо подтвердить заявителю при подаче заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов в уполномоченный орган.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права указание администрации Пензенского района Пензенской области на то, что земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1, и вид разрешенного использования «для ведения садоводства» является условно разрешенным, в связи с чем, для его предоставления должны быть соблюдены требования ч.6 ст.37 ГК РФ, а сама Каширина М.А. не является производителем продукции, противоречит нормам действующего законодательства.

Статья 39.16 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно пункту 1 данной статьи (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Каширина М.А. оспаривает отказ в предварительном согласовании представления в аренду земельного участка, изложенном в письме от 03.10.2023 года по заявлению, поступившему в администрацию Пензенского района Пензенской области 26 сентября 2023 года.

Между тем, распоряжение Правительства Пензенской области от 07.07.2022 № 444-рП, на которое ссылается административный истец, признано утратившим силу распоряжением Правительства Пензенской области от 15.09.2023 № 794-рП.

Постановлением правительства Пензенской области от 15.09.2023 года №788-пП утвержден Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на территории Пензенской области.

Согласно новому Перечню продукции, продукция, о производстве которой указывает Каширина М.А. (яблоки, груши, черная смородина, малина) перечень не содержит.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в п.20 постановления Пленума от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, при применении нормативных правовых актов, издаваемых на основе и во исполнение законов (подзаконные акты), суд обязан проверить, являются ли они действующими, в том числе не отменены (изменены) ли они издавшим их органом. Если нормативный правовой акт признан недействующим в другом деле, рассмотренном по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ, суд ссылается на соответствующее решение, вступившее в законную силу.

Согласно п. 24 постановления Пленума при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием административного истца (заявителя), если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ, часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 АПК РФ).

С учетом изложенного, отсутствуют основания для признания незаконным решения администрации Пензенского района Пензенской области и обязании повторно рассмотреть заявление, поскольку на момент обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 978 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Пензенская область, Пензенский район, с. Малая Валяевка, на праве аренды сроком на 49 лет без проведения торгов на основании постановления правительства РФ от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», в целях осуществления деятельности и по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введения ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, распоряжение Правительства Пензенской области от 07.07.2022 № 444-рП утратило силу, и Каширина М.А. не являлась лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имела право на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно подпункту 4 абзаца 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Вопреки доводам административного истца содержание решения администрации Пензенского района Пензенской области об отказе в предварительном согласовании представления в аренду земельного участка, изложенное в письме от 03.10.2023 года, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а именно в нем содержится ссылка на положения закона (п.1 ст.39.16 ЗК РФ), вследствие которого заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Кашириной М.А. в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.175-180, ст.218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Кашириной Марины Алексеевны к администрации Пензенского района Пензенской области о признании незаконным решение, обязании повторно рассмотреть заявление, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лунинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2023 года.

Судья Н.В. Макарычева