ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3371/19 от 22.11.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-3371/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2019 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Сарыгларе Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании денежных сумм,

УСТАНОВИЛ:

В Кызылский городской суд Республики Тыва поступило административное исковое заявление (с учетом уточнения) ФИО4 к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, указывая, что 31.01.2019 года через ГАУ МФЦ РТ в г. Кызыле обратился за предоставлением муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории». В связи с необходимостью законного использования рекламной конструкции и получения документов на размещение рекламы на изготовленной и принадлежащей ему рекламной конструкции, он неоднократно обращался в уполномоченные ведомства. 4 раза обращался в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под рекламной установкой, расположенной на развязке ул. Московская - Калинина. 29.07.2019 года он обратился в Минземимущество Республики Тыва с заявлением о проведении торгов и заключении договора аренды земельного участка площадью 6 кв.м под рекламной установкой расположенной на круговой развязке на <адрес> – Калинина, являющейся его собственностью. Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва не объявляет о проведении торгов по его заявлению и не заключает с ним договор аренды. В период с 06.10.2017 года по настоящее время его собственностью пользуются граждане и юридические лица, незаконно размещают рекламную продукцию на четырех сторонах принадлежащей ему установки «Призматрон», не платя налоги, получая высокие прибыли. Если в среднем за месяц за размещение рекламы незаконные пользователи получают по 7000 рублей за один рекламный баннер, то за 23 месяца с указанного времени незаконная прибыль за размещение рекламы на четырех сторонах установки составили около 560 тысяч рублей. Просит признать незаконным бездействие Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и возложить обязанности устранить допущенные нарушения.

Административный истец ФИО4 в судебном заседании поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить в полном объеме.

Представитель Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла, а также представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 как необоснованного.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно расписке от 31.01.2019 года ФИО4 обратился в ГАУ «МФЦ РТ» за получением услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений».

05.03.2019 года за исх. Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла направил ответ о том, что место размещения рекламной конструкции на круговой развязке улиц Московская-Калинина соответствует схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования Республики Тыва городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в связи с чем, внесение изменений в схему размещения рекламных конструкций не требуется.

28.03.2019 года за исх. Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г.Кызыла на обращение истца направил ответ о том, что согласно п. 3.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории г. Кызыла» утвержденного постановлением мэрии г. Кызыла от 14.07.2015 года предусмотрен перечень необходимых документов для предоставления муниципальной услуги, а именно копия аренды и/или копия свидетельства (оригинал для ознакомления) право собственности на недвижимое имущество, к которым присоединяется рекламная конструкция. А также на основании п. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществятся ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединятся рекламная конструкция либо с лицом управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором.

Согласно разрешения от 06.06.2008 года ФИО4 дано разрешение на установку рекламной конструкции для распространения наружной рекламы на территории г.Кызыла «Призматрон» по адресу: г.Кызыл, круговая развязка ул. Калинина - Московская сроком на 5 лет, то есть до 06.06.2013 года.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с п. 3.3. Административного регламента утв. Постановлением мэрии г. Кызыла от 14.07.2015 N 774 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Кызыла" исчерпывающий перечень необходимых документов для предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 3.3.1. Для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявителю необходимо подать заявление в соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла.

К самому заявлению на получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должны быть приложены следующие документы: - данные о заявителе - физическом лице, паспорт (подлинник для ознакомления) и копия документа, удостоверяющего личность (стр. 2, 3, 5); - документ, удостоверяющий право (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с запросом обращается представитель заявителя; - проект рекламной конструкции (основание: технические параметры и безопасность движения, ч. 12, п. 3 ч. 15, п. 5 ч. 20 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе».

В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; - копия договора аренды и/или копия свидетельства (оригинал для ознакомления) на право собственности на недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция; - иные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Так, на основании указанных норм Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла ФИО4 было отказано в предоставлении услуги в связи с отсутствием подтверждения в письменной форме согласия собственника и/или договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции собственником или иным законным владельцем соответствующего недвижимого имущества, к которому будет присоединена рекламная конструкция (основание: п. 2 ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

В связи с чем, Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла на основании п. 3.4.4. возвратил заявителю поданное им заявление и пакет документов с уведомлением (письмом), в котором указываются документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Предварительное согласование предоставления земельного участка производится по правилам, установленным статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, которым определено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается определенный перечень документов. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г. Кызыла от 12.05.2017 года , основаниями для отказа в предоставлении услуги являются в том числе: невозможность утверждения представленной схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в пп.1,3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Пунктом 12 ст. 11.10 ЗК РФ, определено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Также в качестве оснований для отказа ФИО4 в предоставлении земельного участка в аренду и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Минземимущество РТ сослалось на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне улично-дорожной сети (ИТ-4), основной вид использования в данной зоне «Земельные участки (территории) общего пользования».

Так, в схеме представленной ФИО4 с видом разрешенного использования указано – «Установка рекламной продукции», что является не верным. В связи с чем, испрашиваемый участок не содержит кадастрового номера, также цель земельного участка не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с приказом от 01.09.2014 , так земельный участок полностью расположен в границах зоны улично-дорожной сети ИТ-4 основной вид разрешенного использования в данной зоне «Земельные участки (территории) общего пользования».

В соответствии с п.16 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика является обоснованным, подтверждается представленными в суд документами, в соответствии с которым сделаны выводы о нахождении земельного участка в зоне улично-дорожной сети (ИТ-4).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о согласовании представленной схемы расположения земельного участка под принадлежащей ему рекламной установкой является законным и обоснованным.

С учетом изложенного, требования административного истца об обязании ответчика опубликовать извещение о предоставлении указанного земельного участка в аренду, также не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от основных требований о признании бездействия незаконным.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В порядке пункта 1 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36, пункта 2 статьи 60 ЗК РФ суд установил, что земельный участок административному истцу в установленном порядке не предоставлялся и использовался им для размещения объектов в отсутствие правовых оснований, поскольку правоустанавливающих документов, которые могли бы подтвердить право истца на размещение объектов в границах указанной территории, как и доказательств, подтверждающих принадлежность указанного объекта административному истцу, не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Департаменту архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии города Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании денежных сумм, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 06.12.2019 года.

Судья И.И. Успун