ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3373/19 от 25.10.2019 Советского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 октября 2019 года г.о. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Чемерисовой О.В.

при секретаре судебного заседания Нефедовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Автономная некоммерческая организация «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области обратилось в суд с административными исковыми требованиями к Автономная некоммерческая организация «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц

В обоснование своих требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты> внесена запись о создании Автономной некоммерческой организации «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области» (далее организация). На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области (далее Управление) от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации, в соответствии с планом проверок некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Самарской области, на <данные изъяты>, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была запланирована документарная плановая проверка соответствия деятельности организации и ее структурных подразделений, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, установленным целям. Согласно сведениям, содержащимся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адресом местонахождения организации является: 443090, <адрес>. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес организации было направлено уведомление, а также распоряжение о проведении плановой документарной проверки, согласно которым организации необходимо было подготовить к дате начала проверки ДД.ММ.ГГГГ и предоставить проверяющим Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области документы по указанному в распоряжении перечню за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако Организацией не были представлены документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, что является нарушением требований распоряжения начальника Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации». Таким образом, Организация нарушила требования статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». По итогам проверки в отношении организации, в порядке ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательств Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предупреждение. Указанное предупреждение организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области поступило пояснительное письмо от организации об отсутствии деятельности с момента ее создания. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено повторное предупреждение, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ Организации необходимо было предоставить документы, подтверждающие устранение нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения проверки деятельности организации. Указанное предупреждение не было получено адресатом, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России. Нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности организации, по настоящее время не устранены.

Административный истец полагает, что установлены факту неоднократного и грубого нарушения организацией законодательства Российской Федерации, что в соответствии со ст. 61 Гражданского Кодекса РФ и статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с требованиям о ликвидации юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит ликвидировать и исключить из ЕГРЮЛ Автономную некоммерческую организацию «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области», запись о создании которой внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области не явился, извещен надлежащим образом, в деле имеется ходатайство о рассмотрении требований в отсутствие представителя управления.

Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.

Согласно п. 5 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения. Судебное извещение, адресованное организации, может быть направлено по месту нахождения ее представительства или филиала, если они указаны в учредительных документах.

Суд полагает признать извещение ответчика надлежащим и в соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с положениями статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты> внесена запись о создании Автономной некоммерческой организации «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области» (далее организация).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган, осуществляющий контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и финансовых организаций.

На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области (далее Управление) от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации, в соответствии с планом проверок некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Самарской области, на <данные изъяты>, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была запланирована документарная плановая проверка соответствия деятельности организации и ее структурных подразделений, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, установленным целям.

Согласно сведениям, содержащимся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адресом местонахождения организации является: <адрес>, позиция 16.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес организации было направлено уведомление, а также распоряжение о проведении плановой документарной проверки, согласно которым организации необходимо было подготовить к дате начала проверки ДД.ММ.ГГГГ и предоставить проверяющим Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области документы по указанному в распоряжении перечню за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Однако Организацией (административным ответчиком) не были представлены документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, что является нарушением требований распоряжения начальника Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности Организации».

Указанные уведомления и распоряжения административным ответчиком были получены, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России.

По итогам проверки в отношении организации, в порядке ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с выявлением нарушений законодательств Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предупреждение. Указанное предупреждение организацией было получено, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области поступило пояснительное письмо от организации об отсутствии деятельности с момента ее создания.

ДД.ММ.ГГГГ было вынесено повторное предупреждение, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ Организации необходимо было предоставить документы, подтверждающие устранение нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения проверки деятельности организации.

Указанное предупреждение не было получено адресатом, что подтверждается отчетом об отслеживании, сформированным официальным сайтом Почты России.

Нарушения, выявленные в ходе проверки деятельности организации (административного ответчика), по настоящее время не устранены.

В соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, указанная некоммерческая организация неоднократно не исполнила предусмотренную законом обязанность, что согласно ч. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с требованием о ликвидации из ЕГРЮЛ Автономную некоммерческую организацию «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области».

Административным ответчиком суду также не представлены доказательства устранения выявленных Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области, нарушений.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уполномоченный орган, в целях осуществления контроля за деятельностью некоммерческой организации, вправе запрашивать у ее органов управления распорядительные документы.

В соответствии с частью пятой статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки.

В силу п.4.1 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения)».

В соответствии с п.96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Судом достоверно установлено нарушение административным ответчиком действующего законодательства, организацией не представлены Управлению Министерства юстиции Российской Федерации документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, что является нарушением требования распоряжения начальника Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении документарной плановой проверки без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности организации. Административным ответчиком нарушены требования статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п.10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения)».

В соответствии с п.96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п.10 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты> внесена запись о создании АНО «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области».

АНО «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области» не были представлены документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, что является нарушением требований распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГр, таким образом, нарушило требования статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановлениях от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации.

Судом установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области для их устранения, не имелось, доказательств обратному ответчиком не предоставлено.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства административного дела в их совокупности с учетом норм материального права, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку организация не представила административному истцу указанную информацию, допустив, тем самым, неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер. Доказательств обратному, суду не представлено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Автономная некоммерческая организация «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.

Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Автономную некоммерческую организацию «Региональный центр инноваций социальной сферы по Самарской области», запись о создании которой внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за регистрационным номером .

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: О.В. Чемерисова