ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3373/2021 от 20.12.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

УИД 79RS0002-01-2021-009398-71Дело № 2а-3373/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,

с участием:

административного истца Климниковой Н.Ф.,

представителя административного ответчика УФНС по ЕАО Бунакова М.В.,

при секретаре судебного заседания Гуриной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административные дела по административному иску Климниковой Натальи Федоровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области, заместителю начальника Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области Смикун Ольге Александровне о признании незаконным записи о прекращении деятельности юридического лица,

У С Т А Н О В И Л:

Климникова Н.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФНС по ЕАО о признании незаконным записи о прекращении деятельности юридического лица, мотивировав тем, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО «Стройка-Плюс» исключено 21.10.2020 из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Вместе с тем исключение ООО «Стройка-Плюс» из ЕГРЮЛ является незаконным, произведенным по формальным признакам, при котором нарушены ее права кредитора. Это подтверждается следующими обстоятельствами.

Порядок исключения из реестра юридического лица по решению регистрирующего органа определен ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в числе прочих оснований юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке по причине наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В 2014 году она заключила договор подряда с ООО «Стройка-Плюс» на строительные работы индивидуального жилого дома. Свои обязательства по договору я выполнила, оплатила ответчику полностью за выполненные работы, однако ответчик свои обязательства по договору не исполнил. За защитой своих прав я обратилась в суд.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.11.2015 ее исковые требования к ООО «Стройка-Плюс» о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств, штрафа и компенсации морального вреда удовлетворены. Судом установлена к взысканию с ООО «Стройка-Плюс» 2 430 000 рублей в ее пользу.

В отделении судебных приставов по г. Биробиджану № 2 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство -ИП от 20.01.2016. 21.10.2019 исполнительное производство окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (узнала она об окончании исполнительного производства только в феврале 2021 года, когда обратилась в прокуратуру г. Биробиджана). На протяжении более 6 лет дом стоит построенный, ей приходится проживать в арендованном жилом помещении.

Предъявить вновь исполнительный лист к исполнению не представляется возможным по причине исключения ООО «Стройка-Плюс» из ЕГРЮЛ.

Оспаривание решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану ЕАО об исключении ООО «Стройка-Плюс» является единственным способом восстановления ее нарушенного права и взыскания с должника денежных средств, необходимых для завершения строительства дома.

Просила признать незаконным внесение Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану ЕАО в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью «Стройка-Плюс» . Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области исключить сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Стройка-Плюс» в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определениями суда от 22.11.2021, 06.12.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель начальника УФНС России по ЕАО Смикун О.А., в качестве заинтересованного лица - Тумба А.М.

В судебном заседании административный истец Климникова Н.Ф. требования и доводы, изложенные в административном иске, поддержала. Также пояснила, что о том, что в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении ООО «Стройка-Плюс» она узнала в феврале 2021 года.

Представитель заинтересованного лица УФНС по ЕАО Бунаков М.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав на законность и обоснованность оспариваемого действия. Соблюдение сроков и процедуры прекращения деятельности ООО «Стройка-Плюс».

Административный ответчик заместитель начальника УФНС России по ЕАО Смикун О.А., заинтересованное лицо Тумба А.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что Климникова Н.Ф. обратилась 30.07.2021 в суд с требованиями об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Биробиджану ЕАО об исключении ООО «Стройка-Плюс» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из пояснений административного истца Климниковой Н.Ф. о том, что административными ответчиками в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении ООО «Стройка-Плюс» она узнала в феврале 2021 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Климниковой Н.Ф. пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Заявлений о восстановлении срока не поступало.

Пропуск срока, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

Согласно абз. 1 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении ООО «Стройка-Плюс» содержлись сведения.

В ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО 04.10.2019 поступило заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ по форме 34002, в отношении адреса ООО «Стройка-Плюс».

Пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) установлено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, установлены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 20 мая 2016, регистрационный номер 42195).

Согласно пункту "в" части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено данным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 данной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

Пунктом 3 статьи 54 ГК РФ установлено, что организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

Инспекцией на основании подпункта "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ проведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, на предмет достоверности адреса, по результатам которого составлен протокол осмотра от 16.10.2019 №б/н.

В ходе осмотра выявлено, что общество по указанному адресу не находится. Вывески и стационарные рабочие места отсутствуют.

Исходя из пп. «в» п. 4.2 ст. 9 : <адрес> инспекцией 23.10.2019 был направлен запрос № 03-34/09297 собственнику объекта недвижимости расположенного по адресу <адрес>,.

Общество в нарушение положений абзаца 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ не представило в регистрирующий орган сведения и документы, подтверждающие осуществление юридическим лицом реальной хозяйственной деятельности и подтверждения факт местонахождения юридического лица по заявленному адресу, с участием и под руководством Тумбы A.M.

На основании проведенных мероприятий предусмотренных пп. «а-г» п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, а также непредставление ООО «Стройка - плюс» достоверных сведений в установленный законодательством срок об адресе юридического лица Инспекцией внесена запись о недостоверности в отношении общества с ограниченной ответственностью «Стройка - плюс» от 12.12.2019 (по адресу юридического лица).

Инспекцией в результате проведения контрольных мероприятий установлено фактическое отсутствие Общества по названному адресу и каких-либо признаков ведения Обществом своей хозяйственной деятельности, регистрирующий орган при внесении в ЕГРЮЛ записи от 12.12.2019 за государственным регистрационным номером о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) Общества действовал в рамках своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пп. "б" п. 5, п. п. 3, 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.12.2018 N 03-12-13/95934 юридическое лицо может устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение шести месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи, то есть до начала процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, а также в ходе процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, представив в регистрирующий орган мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, принятое регистрирующим (налоговым) органом, должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. При этом Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено право как самого недействующего юридического лица, так и любого заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение трех месяцев с момента опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.

Данное заявление представляется в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Закона № 129-ФЗ.

Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

В отношении ООО "Стройка-плюс" регистрирующим органом 06.07.2020 принято решение № 76 предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Регистрирующим органом 08.07.2020 в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 №27 (794) опубликовано решение о предстоящем исключении ООО "Стройка-плюс".

Заявление (возражение) о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Стройка-плюс" необходимо было предоставить не позднее 09.10.2020.

С учетом изложенного, административный ответчик при внесении в ЕГРЮЛ записи от 21.10.2020 за государственным регистрационным номером об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица действовал в рамках своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска Климниковой Н.Ф. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Административные исковые требования Климниковой Натальи Федоровны к Управлению Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области, заместителю начальника Управления Федеральной налоговой службы по Еврейской автономной области Смикун Ольге Александровне о признании незаконным записи о прекращении деятельности юридического лица оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2022.