Дело № 2а-3375/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
22 июля 2019 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Капкиной А.Н.
с участием представителя административного истца Титовой Я.С.,
представителя административного ответчика Министерства территориальной безопасности Пермского края Липинского А.В.,
административного ответчика ведущего консультанта отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, Управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края Ширинкина И.К.
представителя заинтересованного лица МКУ «Центр обеспечения безопасности Пермского муниципального района» Хорошева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Пермского муниципального района к Министерству территориальной безопасности Пермского края о признании акта проверки и предписания незаконными,
у с т а н о в и л :
администрация Пермского муниципального района Пермского края обратилась в суд с административным иском к Министерству территориальной безопасности Пермского края о признании незаконным акта Министерства территориальной безопасности Пермского края, предписания Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что на основании положений п.4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальным образованием «Пермский муниципальный район» было создано МКУ «Центр обеспечения безопасности Пермского муниципального района», которому в соответствии с Уставом, переданы все полномочия и обязанности по исполнению предписаний Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Из оспариваемых акта проверки и предписания следует, что проверка проведена в присутствии представителя администрации Пермского муниципального района Хорошева В.А., вместе с этим, данный факт не соответствует действительности, поскольку Хорошеву В.А. было предоставлено право на предоставление запрашиваемой информации, а не право участия в проверке с качестве уполномоченного лица.
В нарушение положений п. 3.3.10.5 Приказа Министерства территориальной безопасности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края», акт проверки направлен посредством почтовой связи, а не вручен под расписку об ознакомлении.
Выводы об отсутствии подготовки и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения на территории от ЧС, об отсутствии организации деятельности аварийно-спасательных служб, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС на территории Пермского муниципального района, являются необоснованными, поскольку на территории муниципального района созданы и функционируют 6 муниципальных учреждений, целями и задачами которых является защита жизни и здоровья граждан, животных, имущества физических и юридических лиц, муниципального и государственного имущества на случаи неисправности и аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения зданий и сооружений, пожаров и других чрезвычайных ситуаций, кроме того на территории Лобановского сельского поселения в рамках заключенного муниципального контракта осуществляет деятельность частная пожарная охрана ООО «Пожарная охрана «Жебреи». В собственности органов местного самоуправления Пермского муниципального района имеется 8 пожарных машин.
Вмененное нарушение, выраженное в отсутствии сопряжения имеющихся средств своевременного оповещения и информирования населения о ЧС Пермского района с системой оповещения регионального уровня, противоречит положениям п. 6.45 СП 165.1325800.2014, в соответствии с которыми обязанность по сопряжению систем оповещения населения нижестоящего уровня с системами оповещения вышестоящего уровня возложена на вышестоящий постоянно действующий орган управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Указание о том, что принятый нормативно-правовой акт не отражает порядок по своевременному оповещению населения (схема оповещения не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образования), также необоснованно, поскольку органом контроля не указано на существующие недостатки.
Нарушение, выраженное в отсутствии штатных работников системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, необоснованно, поскольку телефон вызова экстренных оперативных служб (112) установленный на ЕДДС Пермского муниципального района не подключен, работа оператора -112 –невозможна. В настоящее время все сообщения на телефон 112 поступают в центр обработки вызовов г. Пермь, где заполняются операторами 112 карточки, поступающие в ЕДДС Пермского муниципального района, далее обрабатываются помощниками оперативных дежурных ЕДДС Пермского муниципального района, которые прошли обучение по программе «Подготовка персонала дежурно- диспетчерских служб в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112».
В судебном заседании административного истца на доводах и основаниях, изложенных в административном иске, настаивала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства территориальной безопасности Пермского края в судебном заседании с заявленными требованиями выразил несогласие.
Административный ответчик ведущего консультанта отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, Управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края Ширинкин И.К., привлеченный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что
Представителя заинтересованного лица МКУ «Центр обеспечения безопасности Пермского муниципального района» Хорошев В.А. в судебном заседании поддержал позицию административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Министерства территориальной безопасности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Пермского муниципального района Пермского края проведена проверка в рамках осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок органов местного самоуправления на ДД.ММ.ГГГГ год (контрольно-надзорное дело №).
В результате оценки предоставленных администрацией Пермского муниципального района документов, ведущим консультантом отдела регионального надзора в области защиты от ЧС, Управления государственной противопожарной службы, гражданской защиты и регионального надзора Министерства территориальной безопасности Пермского края Ширинкиным И.К., составлен акт проверки, из которого следует, что
1) в нарушение положений п.п. а,е п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подп. 24 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.4,9 Приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», п.1
Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»), ст.8 ст.10, ст.11 ч.4, ст. 12 ч.1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не созданы и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2) в нарушение положений п.п. «в,м» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 4, 10
Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», п.6,28
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», отсутствуют локальные системы оповещения на 4-х гидротехнических сооружениях (ГТС), расположенных на территории пермского муниципального района; имеющиеся средства оповещения технически и программно не сопряжены с системой оповещения регионального уровня; принятый нормативно-правовой акт не отражает порядок по своевременному оповещению населения (схема оповещения не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образования.
3) в нарушение п. «л» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с «Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»), п.14 Постановления Правительства Пермского края от 20.10.2006 № 52-п «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края» (вместе с «Перечнем органов и уполномоченных организаций, действующих в рамках функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с которыми органы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края осуществляют взаимодействие по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на территории Пермского края»), не создана и не развивается система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (л.д.7-8).
По результатам вышеуказанной проверки административным ответчиком в адрес административного истца вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым на административного истца возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства: п. а,е п.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подп. 24 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.4,9 Приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», п.1
Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»), ст.8 ст.10, ст.11 ч.4, ст. 12 ч.1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не созданы и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушение законодательства п.п. «в,м» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 4, 10
Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», п.6,28
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», отсутствуют локальные системы оповещения на 4-х гидротехнических сооружениях (ГТС), расположенных на территории пермского муниципального района; имеющиеся средства оповещения технически и программно не сопряжены с системой оповещения регионального уровня; принятый нормативно-правовой акт не отражает порядок по своевременному оповещению населения (схема оповещения не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образования; нарушение п. «л» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.3 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с «Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»), п.14 Постановления Правительства Пермского края от 20.10.2006 № 52-п «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края» (вместе с «Перечнем органов и уполномоченных организаций, действующих в рамках функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с которыми органы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края осуществляют взаимодействие по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на территории Пермского края»), отсутствуют штатные работники в связи с чем не создана и не развивается система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (л.д.9-10).
Указанные акт и предписание от ДД.ММ.ГГГГ направлены административному истцу посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя законность оспариваемого акта и предписания суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями п. 1.1 Положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.03.2017 № 97-п, Министерство территориальной безопасности Пермского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по формированию региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах противодействия терроризму, экстремистской деятельности, профилактики правонарушений, исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, миграции, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и общественного порядка, мобилизационной подготовки, мобилизации и территориальной обороны, гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера, а также осуществляющим реализацию государственной политики Пермского края и единой государственной политики Российской Федерации в установленной настоящим Положением сфере деятельности.
В соответствии с положениями п. 2.2 Положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 15.03.2017 № 97-п, задачами Министерства являются, в числе иных: решение вопросов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) межмуниципального и регионального характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; организация и осуществление в установленном порядке регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края.
Таким образом, суд приходит к выводу, что проверка, проведенная основании распоряжения Министерства территориальной безопасности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Пермского муниципального района Пермского края осуществлена в пределах полномочий административного ответчика.
В соответствии с положениями п.п. а,е ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 24 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в числе иных, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
В соответствии с п.п. 4,9 Приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе: определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;
организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», Положение определяет порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации. (ч.ч.1,2).
В соответствии с положениями Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств (ст.8).
Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.
Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.10).
Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе. (ч.4 ст.11)
Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.12).
Проанализировав вышеуказанные нормы права, с учетом того, что административным истцом не оспаривался факт отсутствия на территории Пермского муниципального района деятельности аттестованных, в установленном Законом порядке, аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд соглашается с выводами административного ответчика о том, что административным истцом не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не созданы и не организована деятельность аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Доводы административного истца о том, что на территории муниципального района созданы и функционируют 6 муниципальных учреждений, целями и задачами которых является защита жизни и здоровья граждан, животных, имущества физических и юридических лиц, муниципального и государственного имущества на случаи неисправности и аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения зданий и сооружений, пожаров и других чрезвычайных ситуаций, кроме того на территории Лобановского сельского поселения в рамках заключенного муниципального контракта осуществляет деятельность частная пожарная охрана ООО «Пожарная охрана «Жебреи», в собственности органов местного самоуправления Пермского муниципального района имеется 8 пожарных машин, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого акта и предписания в указанной части, поскольку данные организации в установленном Законом порядке, не аттестованы.
В соответствии с положениями п.п. в,м ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.п.4,10 Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», системы оповещения создаются: на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования).
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с положениями Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы (ст.6).
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
Проверяя законность пункта 2 оспариваемых акта и предписания, суд соглашается с выводами административного ответчика о наличии нарушения требований законодательства, в части отсутствия локальных систем оповещения на 4-х гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Пермского муниципального района.
Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство ни материалы контрольно-надзорного дела, ни материалы настоящего дела, не содержат.
С доводами административного ответчика о том, что имеющиеся средства оповещения технически и программно не сопряжены с системой оповещения регионального уровня; принятый нормативно-правовой акт не отражает порядок по своевременному оповещению населения (схема оповещения не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образования, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Из представленного административному ответчику нормативно-правового акта Постановления администрации Пермского муниципального района № 2294 от 31.07.2012 «Об утверждении Положения о системе оповещения населения Пермского муниципального района», а также Схемы организации оповещения должностных лиц и населения Пермского муниципального района об опасностях мирного и военного времени, являющегося приложением № 2 к указанному Положению, следует, что данная схема оповещения в полной мере обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образования, путем оповещения по телефонам, громкоговорящим устройствам, электросиренам местной системы оповещения, электросиренам локальной системы оповещения, в том числе, доведения сигнала непосредственно до населения с использованием громкоговорящих систем, звуковой сигнализации, в телефонном режиме, подворным или поквартирным обходом.
Возражения административного ответчика о том, что выводы, указанные в оспариваемых акте и предписании, о том, что принятый нормативно-правовой акт не отражает порядок по своевременному оповещению населения (схема оповещения не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образовании) основаны на непредставлении администрацией Пермского муниципального района доказательств, подтверждающих, что указанная схема обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образовании, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в данной части, не является, поскольку в соответствии с положениями ч.11 ст. 226 КАС РФ, указанное обстоятельство подлежит доказыванию административным ответчиком. Таких доказательств, суд не представлено.
В соответствии с п. 6.45. СВОДа ПРАВИЛ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, (АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ РЕДАКЦИЯ), СНиП 2.01.51-90, сопряжение систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, кроме систем оповещения объектового уровня. Техническое и программное сопряжение объектовых систем оповещения с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта.
Таким образом, суд не соглашается с административным ответчиком в части наличия нарушения, указанного в п.2 оспариваемых акта и предписания, о том, что имеющиеся средства оповещения технически и программно не сопряжены с системой оповещения регионального уровня, поскольку в соответствии с вышеуказанным СВОДом ПРАВИЛ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ СНиП 2.01.51-90, сопряжение систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, указанное обстоятельство также не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика.
В соответствии с положениями п. л, ч.2. ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
В соответствии с положениями п. 3 Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с «Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», основными целями создания системы-112 в Российской Федерации являются:
а) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
б) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях);
в) реализация требований гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.
Пунктом 14 Постановления Правительства Пермского края от 20.10.2006 № 52-п «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края» (вместе с «Перечнем органов и уполномоченных организаций, действующих в рамках функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с которыми органы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края осуществляют взаимодействие по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на территории Пермского края»), предусмотрено, что управление территориальной подсистемой Пермского края осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, имеющихся на территории Пермского края и обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил территориальной подсистемы Пермского края и населения.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется исполнительными органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, организациями в порядке, утвержденном Правительством Пермского края.
Приказом Росстандарта от 29.06.2016 № 723-ст «Об утверждении национального стандарта», утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» с датой введения в действие ДД.ММ.ГГГГ взамен ГОСТ Р №
Указанный стандарт устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС).
В соответствии с п.п.3.9, 3.10 ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ№ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», ЕДДС муниципального образования должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС.
В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену в обязательном порядке должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а в отдельных муниципальных образованиях, по решению органа местного самоуправления, также специалисты:
- аналитики по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации);
- операторы (для приема от населения и организаций сообщений передачи их ДДС, действующих на территории муниципального образования);
- операторы ЦОВ ЕДДС (при наличии ЦОВ ЕДДС).
Проанализировав вышеуказанное законодательство, предусматривающее обязанность органа местного самоуправления по созданию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», суд соглашается с выводами административного ответчика о том, что в нарушение действующего законодательства, администрацией Пермского муниципального района Пермского края меры созданию и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» принимаются не в полном объеме, в частности, отсутствуют штатные работники.
Доводы административного истца о том, что на основании положений п.4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальным образованием «Пермский муниципальный район» было создано МКУ «Центр обеспечения безопасности Пермского муниципального района», которому в соответствии с Уставом, переданы все полномочия и обязанности по исполнению предписаний Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в связи с чем, административный истец выполнил свои обязанности по соблюдению норм законодательства в указанной области, являются не состоятельными.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Таким образом, согласно действующему законодательству полномочия по организации предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района возложены на соответствующие муниципальные органы, создание МКУ «Центр обеспечения безопасности Пермского муниципального района» не свидетельствует о передаче последнему полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а свидетельствует лишь о передаче обязанностей, данному учреждению, по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Уставом учреждения и в пределах муниципальных заданий (л.д.11-15).
Доводы административного истца о том, что проверка проведена в присутствии представителя администрации Пермского муниципального района Хорошева В.А., вместе с этим, данный факт не соответствует действительности, поскольку Хорошеву В.А. было предоставлено право на предоставление запрашиваемой информации, а не право участия в проверке с качестве уполномоченного лица, опровергается содержанием доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Пермского муниципального района, в лице главы администрации Пермского муниципального района Цветовым В.Ю., Хорошеву В.А., на представление интересов администрации Пермского муниципального района в процессе проведения плановой документарной проверки в отношении администрации Пермского муниципального района в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (л.д.64).
В соответствии с Приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края», один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
При наличии согласия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках регионального государственного надзора акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства, составившего данный акт, проверяемому объекту надзора способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным субъектом надзора (п. 3.3.10.5).
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки в акте проверки делается соответствующая запись, подтверждаемая подписями должностного (должностных) лица Министерства, проводившего (проводивших) проверку, и данный акт с копиями приложений направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п.3.3.10.6).
Доводы о нарушении административным ответчиком положений п. 3.3.10.5 3.3.10.5. Приказа Министерства территориальной безопасности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края», в частности о направлении акта проверки посредством почтовой связи, а не вручении под расписку об ознакомлении, не свидетельствует о незаконности оспариваемых акта и предписания, поскольку административным истцом не указано на нарушение каких-либо прав данными действиями. Кроме того, административным истцом не представлены доказательства, того, что при окончании проверки и составления оспариваемых акта и предписания, присутствовал руководитель, должностное лицо или уполномоченный представитель объекта надзора, которому административным ответчиком было отказано во вручении акта под расписку.
На основании вышеизложенного, суд, административное исковое заявление администрации Пермского муниципального района Пермского края к Министерству территориальной безопасности Пермского края о признании незаконным акта Министерства территориальной безопасности Пермского края, предписания Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворяет частично: акт Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части устранения выявленного нарушения положений п.п. «в,м» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 4, 10
Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», п.6,28
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» о том, что имеющиеся средства оповещения технически и программно не сопряжены с системой оповещения регионального уровня, принятый нормативно-правовой акт не отражает порядок по своевременному оповещению населения (схема оповещения не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образования, признает незаконным. В удовлетворении административного искового заявления администрации пермского муниципального района пермского края к Министерству территориальной безопасности Пермского края о признании незаконным акта Министерства территориальной безопасности Пермского края, предписания Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ в оставшейся части, отказывает.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление администрации Пермского муниципального района Пермского края к Министерству территориальной безопасности Пермского края о признании незаконным акта Министерства территориальной безопасности Пермского края, предписания Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично: акт Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, предписание Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части устранения выявленного нарушения положений п.п. «в,м» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 4, 10 Приказа МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», п.6,28
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» о том, что имеющиеся средства оповещения технически и программно не сопряжены с системой оповещения регионального уровня, принятый нормативно-правовой акт не отражает порядок по своевременному оповещению населения (схема оповещения не обеспечивает доведение информации до всего населения, проживающего на территории муниципального образования, признать незаконным.
В удовлетворении административного искового заявления администрации пермского муниципального района пермского края к Министерству территориальной безопасности Пермского края о признании незаконным акта Министерства территориальной безопасности Пермского края, предписания Министерства территориальной безопасности Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ в оставшейся части, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий подпись Н.В. Подгайная
Копия верна, судья
Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-3375/2019.