ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3375/2023 от 14.11.2023 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

УИД 74RS0001-01-2023-002662-22

Дело № 2А-3375/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2023 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Левановой Е.А.,

при ведении протокола секретарем Коваленко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Челябинска о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации г. Челябинска об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на сооружение (газопровод) с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, о включении данного объекта в реестр муниципального имущества в течение месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; об обязании заключить договор со специализированной организацией на обслуживание данного сооружения в течение месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности газовых сетей, расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения данного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования. Установлено, что Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУиЗО г. Челябинска) по результатам проведенных в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, мероприятий, а также кадастровых работ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Россреестра по Челябинской области) ДД.ММ.ГГГГ принято на учет в качестве бесхозяйного имущества - сооружение (газопровод) с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>. В ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <данные изъяты> совместно с государственным инспектора Челябинского отдела по газовому надзору Уральского управления Ростехнадзора ФИО10 установлено, что вдоль территории земельного участка и жилого дома <адрес> на опорах проложен стальной газопровод низкого давления, (ориентировочно мм.). При осмотре данного участка газопровода выявлено отсутствие трех опор подряд на двух углах поворота вблизи дома, а также провис стального газопровода ввиду отсутствия опор, на местах опор имеются три фундамента под опоры газопровода из бетона и остатками стальных труб выше фундамента от до см. Вблизи оси газопровода от дома влево и вправо протяженностью до м. нарушена охранная зона наружного газопровода, а именно имеется древесно-кустарниковая растительность. В настоящее время право собственности на указанный выше объект органом местного самоуправления не зарегистрировано, в реестр имущества муниципальной собственности данные сети газоснабжения не включены. Определение принадлежности газопроводов требуется для обеспечения безопасности их эксплуатации, поскольку техническое обслуживание - это затратная деятельность, связана с регулярным обходом линий, проверкой -задвижек, контрольной опрессовкой.

ДД.ММ.ГГГГ в судебном разбирательстве в соответствии со ст.33.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

Представитель административного истца ст.помощник прокурора ФИО10 исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО10 против удовлетворения исковых требований возражала, ранее поясняла, что исполнить решение суда в течение месяцев невозможно, поскольку в <данные изъяты> суд <данные изъяты> подано заявление о признании права собственности на объект недвижимого имущества, решение суда вынесено, в законную силу не вступило.

Заинтересованное лицо ФИО10 её представитель ФИО10 в судебном заседании по существу исковых требований возражали, указали на то, что газопровод - опасный объект, который препятствует въезду на территорию дома ФИО10 у спорного объекта газопровода имеется собственник – ФИО10., обращение Прокурора с иском направлено на защиту интересов собственника дома <адрес>, спорный участок газовой системы находится в аварийном состоянии, в связи с чем подлежит сносу.

Заинтересованные лица ООО "Новатэк-Челябинск", ФИО10 АО "Горгаз", ООО "Веста-газ", ФИО10ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, сооружение (газопровод) с кадастровым номером , расположенно по адресу: <адрес>, поставлено муниципальным образованием – г.Челябинск на учет как бесхозяйный объект недвижимости. (л.д.). Согласно решению <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. за муниципальным образованием «город Челябинск» признано право муниципальной собственности на газопровод с кадастровым номером , расположенно по адресу: г<адрес>. Решение в законную силу не вступило (л.д.)

В рамках проведенной прокуратурой <данные изъяты> по обращению ФИО10 проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности газовых сетей, расположенных по адресу: <адрес>, выявлены нарушения законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования, поскольку газопровод в реестре муниципального имущества не значится.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.

Согласно акту обследования земельного участка, газопровод с кадастровым номером расположен на землях общего пользования, является частью газопровода, идущего по <адрес>. Участок с кадастровым номером (<адрес>) оформлен до «красной линии» <адрес>, часть дома и используемого участка расположены за границей кадастрового учета. Забор участка <адрес> расположен за границей земельного участка с кадастровым номером (л.д.).

Как следует из материалов дела первичный договор поставки газа в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> заключен между ООО «Новатэк-Челябинск» и ФИО10 Согласно акту разграничения балансовой принадлежности от ДД.ММ.ГГГГ газопровод низкого давления по улицам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в <адрес> находился на балансе ООО «Веста-Газ». (л.д.).

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу положений ст. 255 ГК РФ вопрос о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть решен только в судебном порядке.

Таким образом, принимая во внимание, что вышеназванный объект недвижимости расположен в административной границе города Челябинска и в установленном законом порядке поставлен на учет в качестве бесхозяйного имущества, а также то, что <данные изъяты> судом <данные изъяты> вынесено решение о признании права собственности за муниципальным образованием «город Челябинск» на сооружение – (газопровод) с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем право муниципального образования, предусмотренное ст.225 ГК РФ, реализовано, суд не находит оснований для возложения обязанности на орган местного самоуправления зарегистрировать право муниципальной собственности на спорный газопровод.

Вместе с тем, оснований для отказа в удовлетворении требований об обязании заключить договор со специализированной организацией на обслуживание сооружения - сооружение (газопровод) с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> суд не усматривает в силу следующего.

Согласно абз. 3 ст.7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктами 4 и 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.

Также к вопросам местного значения муниципального, городского округа: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер (ст. 16 указанного Федерального закона).

Исходя из положений действующего законодательства, следует, что вопросы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организация газоснабжения относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В пункте 5 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878, указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Спорный газопровод относится к имуществу, предназначенному для решения вопросов местного значения, отсутствие собственника влечет неисполнение обязанностей по содержанию имущества и создает угрозу жизни и безопасности жителей и риск возникновения аварийной ситуации, предупреждение которых также является одной из функций органов местного самоуправления.

В силу вышеназванных положений закона, в целях обеспечения безопасности эксплуатации, технического обслуживания спорного газопровода, принимая во внимание его категорию как опасного производственного объекта, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по нему газа, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по организации технического обслуживания и ремонта принятого им в качестве бесхозного объекта недвижимости - газопровод с КН , расположенного по адресу: <адрес>.

При указанных обстоятельствах, требования прокурора <данные изъяты> о возложении обязанности на Администрацию города Челябинска заключить договор со специализированной организацией на обслуживание сооружения - газопровод с КН , расположенного по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд находит срок в три месяца со дня вступления решения в законную силу разумным и достаточным для заключения соответствующего договора обслуживания. Доказательств обратного стороной ответчика суду не предоставлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Челябинска о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Администрацию города Челябинска заключить договор со специализированной организацией на обслуживание сооружения - газопровод с КН , расположенный по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В части возложения обязанности на Администрацию города Челябинска зарегистрировать право муниципальной собственности на сооружение - газопровод с КН , расположенный по адресу: <адрес>, а также включить данный обект в реестр муниципальной собственности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: Е.А.Леванова