Дело № 2а-3375/2023 (37RS0022-01-2023-003061-92)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2023 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Мишуровой Е.М.,
при секретаре Масленниковой Е.Н.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика УМВД России по Ивановской области ФИО2,
административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Ивановской области, инспектору отдела по вопросам гражданства УМВД России по Ивановской области ФИО3 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приеме к рассмотрению заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
установил:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском к инспектору отдела по вопросам гражданства УМВД России по Ивановской области ФИО3
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является гражданином Республики Узбекистан, постоянно проживающим на территории Российской Федерации по виду на жительство, индивидуальным предпринимателем
28.07.2023 г. он обратился в УВМ УМВД России по Ивановской области с заявлением и приложенными к нему документами на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Инспектором отдела по вопросам миграции УМВД России по Ивановской области ФИО3 в приеме указанного заявления ФИО1 отказано по причине несоответствия критерию отбора, о чем выданная справка от 28.07.2023 г. со ссылкой на подп. 1 пункта 47 административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
По мнению административного истца, данные действия и решения административного ответчика незаконны, нарушают его право на обращение за государственной услугой, право на участие в Государственной программе, его права как соотечественника переселяющегося в Российскую Федерацию.
На основании изложенного административный истец просит признать действия ответчика, выразившиеся в отказе в приеме к рассмотрению заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязать ответчика принять к рассмотрению заявление об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Ивановской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал, пояснил, что обратился с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, ему не понятно, по какой причине было отказано. Он родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, изучал русский язык в школе, проходил военную службу в <адрес>, на протяжении последних 10 лет живет в Российской Федерации, является индивидуальным предпринимателем, желает стать гражданином Российской Федерации.
Представитель административного ответчика УМВД России по Ивановской области ФИО2 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент МВД РФ по предоставлению Государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, пунктом 47 которого определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Согласно п.п. 47.1 п. 47 Административного регламента, основанием для отказа в приеме заявления об участии и (или) заявления о замене и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: лицо, желающее принять участие в Государственной программе, не является в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ соотечественником и не может быть признано соотечественником, проживающим за рубежом. Пунктом 89 Административного регламента предусмотрено, что при наличии оснований для отказа в приеме заявления об участии и прилагаемых к нему документов к рассмотрению такое заявление и документы возвращаются заявителю и выдается справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе. В приеме заявления ФИО1 отказано в соответствии с подпунктом 47.1 пункта 47 Административного регламента, о чем заявителю выдана справка. При обращении ФИО1 не было установлено обстоятельств, позволяющих отнести его к категории соотечественников, русским языком он в полной мере не владеет. При этом не является достаточным для получения статуса соотечественника факт рождения на территории союзных республик, ранее входивших в состав СССР. К народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, узбекский народ не относится. Из представленных истцом документов следует, что его родственники по прямой восходящей линии являются по национальности узбеками, родились и проживали на территории Узбекской ССР, являются гражданами Республики Узбекистан. При этом даже в связи с принятием в отношении него оспариваемого решения ФИО1 не лишен в установленном законом порядке возможности приобрести гражданство Российской Федерации.
Административный ответчик - инспектор отдела по вопросам гражданства УМВД России по Ивановской области ФИО3 в судебном заседании также возражала относительно заявленных требований, пояснила, что в соответствии с пунктами 9.6, 9.7 должностной инструкции она осуществляет прием, регистрацию и рассмотрение заявлений, материалов об участии в Государственной программе, проводит проверку по заявлениям об участии в Государственной программе в соответствии с требованиями приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№. Административный ответчик пояснила, что она принимала заявление ФИО1 об участии в Государственной программе, проводила с ним беседу, в ходе которой заявитель не смог пояснить, какого рода он подает заявление, тогда ФИО3 предложила ему прочитать название заявления, что вызвало у ФИО1 затруднение, он пояснил, что подает заявление о приеме в гражданство Российской Федерации. Административный ответчик пришла к выводу о том, что ФИО1 не в полной мере владеет русским языком, кроме того, из представленных им документов следовало, что заявитель не является соотечественником и не может быть признан соотечественником, проживающим за рубежом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом").
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицом без гражданства;
- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 99-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных, трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации (п. 13 Государственной программы).
Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественника и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых и заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 15 Государственной программы).
Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (п. 16 Государственной программы).
Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (п. 17 Государственной программы).
Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдастся и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется (п. 27 Государственной программы).
Порядок приема и рассмотрения документов на участие в Государственной программе регламентирован Административным регламентом Министерства Внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным приказом МВД России от 12.03.2020 № 134 (далее – Административный регламент).
Пунктом 47 Административного регламента предусмотрены основания для отказа в приеме заявления об участии и (или) заявления о замене и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Согласно п. 47.1 Административного регламента лицу, желающему принять участие в Государственной программе, отказывается в приеме заявления на участие в программе, в случае если данное лицо не является в соответствии с Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ соотечественником и не может быть признано соотечественником, проживающим за рубежом.
В соответствии с п. 89 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме заявления об участии и прилагаемых к нему документов к рассмотрению такое заявление и документы возвращаются заявителю и выдается справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Сотрудник, уполномоченный на прием заявлений, информирует соотечественника об имеющихся недостатках и предлагает принять меры к их устранению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>, является гражданином Республики <адрес>, по национальности - <данные изъяты>.
Решением УМВД России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ ему выдан вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УМВД России по Ивановской области с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом - Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В своем заявлении он также указал, что имеет среднее профессиональное образование, в 2003 г. окончил Профессиональный колледж промышленности и экономики Узбекистана.
В пункте 6 заявления об участии в Государственной программе административным истцом указано, что гражданство Республики Узбекистан приобретено в связи с распадом СССР в 1991 году.
В пункте 26 заявления указано, что родственников, проживающих в субъекте Российской Федерации, выбранном для проживания, не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом к рассмотрению на основании подпункта 47.1 пункта 47 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№.
С учетом вышеприведенных норм закона, представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в приеме заявления и приложенных к нему документов принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Для соответствия понятию соотечественник, необходима не только самоидентификация себя как таковая, но и подкрепление принадлежности к соотечественникам общностью языка истории, культурного наследия, традиций и обычаев с населением Российской Федерации, деятельностью по сохранению и развитию российской культуры за рубежом и иными свидетельствами свободного выбора в пользу духовной и культурной связи с Россией, что в отношении административного истца не установлено.
В судебном заседании на основании пояснений административного истца следует, что родственники ФИО1 по прямой восходящей линии являются по национальности узбеками, родились и проживали на территории Узбекской ССР, являются гражданами Республики Узбекистан.
К народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, узбекский народ не относится.
Соответственно ФИО1 и его родственники по прямой восходящей линии не могут быть отнесены к лицам, обладающим признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев с населением Российской Федерации.
Данных о проживании на территории Российской Федерации родственников ФИО1 по прямой восходящей линии, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в Республике Узбекистан и получивших гражданство этой республики, материалы дела не содержат. Как следует из заявления на участие в Государственной программе, ранее на территории Российской Федерации ФИО1 и члены его семьи не проживали.
Между тем одного только факта рождения самого административного истца и его родственников по прямой восходящей линии на территории союзной республики, ранее входившей в состав ССР, его воспитание в духе единого государства, признание свое принадлежности к соотечественникам в силу самоидентификации, является недостаточным для признания соотечественником.
Довод административного истца, изложенный в иске, что при приеме заявления об участии в Государственной программе сотрудник, уполномоченный на прием заявлений, превысил свои должностные полномочия, так как не может разрешать вопрос о том, может ли заявитель быть признан соотечественником, проживающим за рубежом или нет, судом отклоняется, как основанный на неверном толковании пункта 89 Административного регламента, в соответствии с которым при наличии оснований для отказа в приеме заявления об участии и прилагаемых к нему документов к рассмотрению такое заявление и документы возвращаются заявителю, и выдается справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе.
При установленных обстоятельствах, действия должностного лица УВМ УМВД России по Ивановской области являются законными и обоснованными, ФИО1 правомерно выдана справка об отказе в приеме заявления об участии в Государственной программе оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом к рассмотрению на основании подпункта 47.1 пункта 47 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, при этом его права не нарушены, поскольку он, не лишен в установленном законом порядке прибрести гражданство Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае совокупность предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий, как несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушение этим решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, отсутствуют.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных административным истцом требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись Е.М.Мишурова
Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2023.