ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3376/20 от 18.11.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2020 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3376/2020 по административному исковому заявлению Ольхонского районного муниципального образования к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области о признании незаконным действий по внесению в Единый государственный реестр сведений о границе особо охраняемой природной территории; обязании исключить внесенные сведения,

УСТАНОВИЛ:

Ольхонское районное муниципальное образование обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области требуя признать незаконным действие филиала Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области,
выразившееся во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о
границе особо охраняемой природной территории; наименование зоны (территории) по
документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк;
тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; кадастровый ; обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» по Иркутской области, исключить из Единого
государственного реестра недвижимости сведения о границе особо охраняемой
природной территории; наименование зоны (территории) по документу: особо охраняемая
природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо
охраняемого природного объекта; кадастровый в течение 10 дней со дня
вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области совершены действия по внесению в ЕГРН сведений о границе территории (зоны) :-9.6 - границы особо охраняемой природной территории; наименование зоны (территории) по документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; номер: б/н; в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно выписке из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ территория особо охраняемой природной территории Прибайкальский национальный парк .6 находится в Ольхонском районе Иркутской области. В качестве документа-основания для постановки на кадастровый учет границ Прибайкальского национального парка как особо охраняемой природной территории значится постановление Совета Министров РСФРС от 13.02.1986 г. № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в <адрес>». Действие филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области по внесению в ЕГРН сведений о границе особо охраняемой природной территории; наименование зоны (территории) по документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; кадастровый – является незаконным по следующим основаниям. В постановлении Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» не описаны границы Прибайкальского национального парка, координаты границ Прибайкальского национального парка отсутствуют. Следовательно, указанное постановление не может служить основанием для внесения в ЕГРН сведений о границе особо охраняемой природной территории; наименование зоны (территории) по документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; кадастровый .6. Постановлением совета министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании прибайкальского государственного природного национального парка в <адрес>» границы Прибайкальского национального парка не устанавливались. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Указанный порядок установлен Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». На дату ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик внес в ЕГРН сведения о границе территории Прибайкальского национального парка в отсутствие решения уполномоченного органа – постановления Правительства Российской Федерации - об установлений, изменении или уточнении границ Прибайкальского национального парка. В виду отсутствия постановления Правительства РФ об уточнении границ Прибайкальского национального парка и/или постановления Правительства РФ об образовании территории и/или, зоны с наименованием «Прибайкальский национальный парк», указанное действие филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области по внесению в ЕГРН сведений о границе территории Прибайкальского национального парка кадастровый является противоречащим действующим нормам права РФ. На основании изложенного выше, административным ответчиком, в отсутствие решения уполномоченного органа - постановления Правительства РФ об уточнении границ Прибайкальского национального парка и/или постановления Правительства РФ об образовании территории и/или зоны с наименованием «Прибайкальский национальный парк» был осуществлен внесение в ЕГРН сведений о границе особо охраняемой природной территории; наименование зоны
(территории) по документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; кадастровый Указанное действие административного ответчика является незаконным, противоречащим в том числе нормам Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости». Указанное действие административного ответчика нарушает права и законные интересы Ольхонского районного муниципального образования, а также права, свободы и законные интересы жителей Ольхонского района. Внесение в ЕГРН сведений о границе особо охраняемой природной территории; наименование зоны (территории) по документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; кадастровый влечет за собой включение в состав Прибайкальского национального парка земель, входящих в состав Ольхонского районного муниципального образования, в том числе земли населенных пунктов. Распространение режима особо охраняемой природной территории на земли населенных пунктов Ольхонского районного муниципального образования, накладывает и ограничения в осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом. В настоящий момент нарушение прав Ольхонского районного муниципального образования по решению вопросов местного значения, а также о нарушении прав проживающих в муниципальном образовании граждан, возникло вследствие действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области по внесению в ЕГРН сведений о границе особо охраняемой природной территории; наименование зоны (территории) по документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; кадастровый в отсутствие к тому законных оснований.

Требования рассматриваются Кировским районным судом <адрес> в соответствии с положениями ч. 2 ст. 22 КАС РФ по месту возникновения правовых последствий оспариваемых действий, поскольку сведения были внесены в ЕГРН филиалом ФКП Росреестра по Иркутской области, находящимся по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представители административного истца Ольхонского районного муниципальное образования Галсанова А.Б., Морозов А.И., Яппарова В.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Затылкова Ю.П.возражала против заявленных требований, по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Резников Н.С., в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица администрации Хужирского муниципального образования Травкин А.В., представитель заинтересованного лица администрации Онгуренского муниципального образования Самбур А.В. поддержали правовую позицию административного истца, полагали требования подлежащими удовлетворению.

Иные участники судебного разбирательства, уведомленные о судебном заседании надлежащим образом в судебном заседании отсутствуют.

Заинтересованным лицом Минприроды России представлены письменные возражения на административный иск, в которых они просят в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованными лицами Администрацией Еланцинского муниципального образования, администрацией Бугульдейского муниципального образования представлены письменные отзывы, в которых они полагали требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу КАС РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в соответствии с положениями частей 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на основании Приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» наделено, в том числе, полномочиями:

- внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;

- загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета или для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия, основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН), в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям Единого государственного реестра недвижимости, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости; а также формирования посредством сервисов ФГИС ЕГРН запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.

Таким образом, оспариваемые действия произведены уполномоченным на то органом.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее-Закон№218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра сведений о границах особо охраняемых природных территорий.

Состав сведений, подлежащих внесению в ЕГРН, определен в статье 10 Закона №218-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Порядок внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) федерального значения определен статьями 32 и 34 Закона № 218-ФЗ и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых. в соответствии с частями 1,3-13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав (далее – Орган регистрации прав), ведение ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила № 1532).

Согласно частям 1, 2 статьи 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В случае, если в соответствии с федеральным законом решение, указанное в части 1 настоящей статьи, принимает Правительство Российской Федерации, документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, направляют уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 1532 в случае принятия Правительством Российской Федерации решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в соответствующем акте Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 34 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не
позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Приказом № 69 от 19.03.2012 Министерством природных ресурсов РФ утвержден порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, в соответствии с которым Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Согласно п. 38 порядка Минприроды России в сфере ведения государственного кадастра ООПТ федерального значения: устанавливает порядковые номера кадастровых дел ООПТ федерального значения; формирует и ведет федеральный кадастр; ежегодно подводит итоги учета ООПТ федерального значения и утверждает Перечень ООПТ федерального значения; вносит в федеральный кадастр необходимые изменения и дополнения, предусмотренные пунктом 37 настоящего Порядка; ежегодно (до 1 июля) размещает на официальном сайте Минприроды России в сети Интернет актуальную итоговую документацию учета ООПТ федерального значения; осуществляет оперативное обновление Перечня ООПТ федерального значения, в том числе электронной версии, размещенной в сети Интернет, - в течение года, по мере поступления соответствующей информации; запрашивает в случае необходимости в федеральных органах исполнительной власти и в учреждениях, непосредственно осуществляющих деятельность в области управления, охраны и использования ООПТ федерального значения, информацию об ООПТ федерального значения; принимает меры по совершенствованию ведения государственного кадастра ООПТ, в том числе в электронном виде.

В соответствии со ст. 32 Закона о регистрации, а также на основании Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в ЕГРН вносятся сведения об установлении или изменении границ ООПТ в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Частью 18.1 ст. 32 Закона о регистрации предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав, в том числе в соответствии с п. 3, 8 - 10 ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ, в том числе ООПТ.

Частью 19.1 ст. 32 Закона о регистрации так же предусмотрено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с ч. 15.2 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, выполненное по форме, предусмотренной для графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ Байкальской природной территории и ее экологических зон в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в формате, установленном для графического описания местоположения границ ООПТ.

Согласно пункту 15 Постановления Правительства № 1532 в случае принятия Правительством Российской Федерации решения об установлении (изменении) границ ООПТ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в соответствующем акте Правительства Российской Федерации.

В случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ ООПТ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии с п. 31 Постановления Правительства № 1532 обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства № 1532 являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких территорий.

Формы графического описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий, требований к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемых природных территорий, формату электронного документа, содержащего сведения о границах особо охраняемых природных территорий, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650.

В соответствии с пунктом 33 Постановления Правительства № 1532 при информационном взаимодействии документы предоставляются в виде электронных документов в формате XML.

В соответствии с Законом № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 33-ФЗ Прибайкальский национальный парк относится к ООПТ федерального значения.

Прибайкальский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земель площадью 170 тыс. гектаров в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда (Островное лесничество, кварталы 37-46 Ольхонского лесничества, кварталы: 25 а, 33а, 33-37, 45, 46, 54, 54а Бугульдейского лесничества, кварталы 30-76 Онгуренского лесничества Ольхонского лесхоза, кварталы 1-15,33,34,39-41, 46-57 Большеголоустинского лесничества Голоустинского лесхоза), а также 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 71 Иркутскому облисполкому совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР, Госагропромом РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами было поручено уточнить границы национального парка.

Во исполнение указанного постановления решением <адрес>
Совета Народных Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом согласования райисполкомов Слюдянского и Иркутского, решения президиума Ольхонского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ была согласована Схема генерального плана организации Прибайкальского природного национального парка.

Описание границ Прибайкальского природного национального парка утверждено решением заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ документы
для внесения сведений в ЕГРН о границах Прибайкальского национального парка
были направлены в Росреестр, в том числе на 2-х электронных носителях.

ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФКП Росреестра по Иркутской области на основании поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации документов, в ЕГРН внесены сведения о границах ООПТ «Прибайкальский национальный парк» (реестровый на основании поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Постановления Совета Министров РСФСР «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Решения исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов «о схеме генерального плана организации Прибайкальского государственного природного национального парка» от ДД.ММ.ГГГГ, включающее описание границ Прибайкальского национального парка, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «о наделении полномочиями по направлению сведений о границах особо охраняемых природных территорий для внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, графического описания местоположения границ и перечня координат характерных точек границ ООПТ «Прибайкальский национальный парк» по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ и XML-схемы.

Вышеуказанное подтверждается представленным в материалы дела письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от ДД.ММ.ГГГГ на имя директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Иркутской области», согласно которому Управление кадастровых работ и землеустройства Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, учитывая полномочия по внесению сведений в реестр границ единого государственного реестра недвижимости, переданные ФГБУ «ФКП Росреестра», приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», направляет на рассмотрение документы (содержащиеся в них сведения), поступившие письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства природных ресурсов и экологии РФ, для внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемой природной территории федерального значения «Прибайкальский национальный парк».

Таким образом, внесение в ЕГРН сведений о границах ООПТ «Прибайкальский национальный парк» (реестровый ) является технической функцией и осуществлено административным ответчиком - Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на основании документов представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании нормативных правовых актов о создании Прибайкальского национального парка и в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ и Правил № 1532.

Графическое описание местоположения границ ООПТ для внесения в ЕГРН были подготовлены по договору между ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» и землеустроительной организацией ООО «Дело» в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , в частности подготовлены сведения о характерных точках границ объекта, планы границ, zip-архив с XML- файлом для внесения сведений о границах в ЕГРН.

Данные материалы ДД.ММ.ГГГГ направлены в Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ об отсутствии замечаний.

ДД.ММ.ГГГГ Учреждение направило соответствующий комплект документов в Минприроды России для обращения в Федеральную службу государственной
регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области для внесения сведений
о границах территории Прибайкальского национального парка в ЕГРН.

Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» не принимало решение об установлении границ ООПТ «Прибайкальский национальный парк» и не устанавливало их.

Доводы административного истца о том, что в материалах дела нет доказательств соответствия внесенных в ЕГРН границ ООПТ «Прибайкальский национальный парк» с координатами, представленными Минпроды, правового значения не имеют, поскольку сведения о границах ООПТ «Прибайкальский национальный парк» предметом требований не являются.

Верховный Суд Российской Федерации, давая оценку правомерности определения границ Прибайкальского национального парка, исходя из данных карты Байкальской природной территории, в определении от ДД.ММ.ГГГГ- указал, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 №404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» уполномочено осуществлять государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Зонирование территории национального парка, относится к исключительной компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем информация, нанесенная на карту Байкальской природной территории предоставленная Министерством, является достоверной и не вызывает сомнений.

Верховный суд Российской Федерации также отметил, что границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.

В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь.

Довод административного истца о том, что Постановление №71 не содержит координаты границ национального парка, и указанным актом границы не могли быть установлены, является несостоятельным.

Из буквального толкования данного правового акта следует, что в нем указаны территории и площадь, вошедшая в территорию ООПТ «Прибайкальский национальный парк».

Таким образом, вопреки доводам административного истца, в Постановлении , уполномоченным органом было определено территориальное расположение национального парка, координаты же местоположения (точки, описание и т.д.), в том виде, в котором они существуют на день их внесения в ЕГРН, являются результатом землеустроительных работ, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Напротив отсутствие в ЕГРН сведений о границах ООПТ является нарушением Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает запрет на изъятие земель национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (пункты 3, 4 статьи 58). Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в пункте 3 статьи 12 запрещает также изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Доводы административного истца о том, что графическое описание местоположения границ и перечень координат характерных точек границ ООПТ «Прибайкальский национальный парк» не были утверждены уполномоченным органом, основаны на неверном толковании норм права, поскольку положения Приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. не требуют утверждения графического описания местоположения границ и перечня координат характерных точек границ ООПТ соответствующим органом.

Доводы административного истца о непроведении административным ответчиком должной правовой экспертизы представленных документов не состоятельны.

Сведения о границах ООПТ «Прибайкальский национальный парк» (реестровый
внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании поступивших в порядке
межведомственного информационного взаимодействия от Министерства природных
ресурсов и экологии Российской Федерации.

Минприроды России является уполномоченным органом, к чьей компетенции относится направление в орган регистрации сведений о ООПТ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о регистрации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для направления уведомления о невозможности внесения сведений в ЕГРН, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

На момент внесения сведений в ЕГРН ни один из представленных в кадастровый орган документов не был отменен или признан незаконным.

Административный ответчик является органом бесспорной юрисдикции, не обладает правом ставить под сомнения правовые акты государственного органа, поступившие по межведомственному взаимодействию, и ставить под сомнение сведения, предоставленные государственным органом, к чьим исключительным полномочиям относятся установление таких сведений. ФКП Росреестра не определяла и не устанавливало границ ООПТ.

Описание границ Прибайкальского природного национального парка утверждено решением заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ и никем на момент рассмотрения дела не оспорено.

Доводы административного истца о нарушении прав со ссылкой на документы территориального планирования муниципального образования, по сути, являются несогласием с графическим описанием местоположения границ и перечнем координат характерных точек границ ООПТ «Прибайкальский национальный парк», вместе с тем оспаривание этих сведений предметом требований не является.

Доводы административного истца, о том, что графическое описание местоположения границ и перечень координат характерных точек границ ООПТ «Прибайкальский национальный парк» было сделано только в 2019 г. кадастровым инженером ФИО12 правового значения не имеют, поскольку не свидетельствуют о незаконности действий административного ответчика.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как указывает административный истец, оспариваемыми действиями нарушены права муниципального образования по решению вопросов местного значения, распространение режима особоохраняемой территории накладывает ограничения в осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.

В ходе судебного разбирательства судом не установлено, что своими действиями по внесению сведений в ЕГРН административный ответчик вмешался в компетенцию органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, каким-либо образом препятствует ему в осуществлении таких полномочий.

Административным истцом не учтено, что территория Ольхонского районного муниципального образования была включена в границы Прибайкальского национального парка при его создании.

Ограничения использования земельных участков, включенных в границы
особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 ЗК РФ, а
также Федеральным законом от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых
природных территориях» (далее - Закон об ООПТ).

Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях
допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных
пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает
негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает
режим использования земель государственных заповедников и национальных
парков.

Согласно пунктом 2 статьи 15 Закона об ООПТ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Распространение режима особоохраняемой территории установлены Законом № 33-ФЗ и нормативно правовыми актами соответствующих органов, в частности, вышепоименнованными: постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71; решением <адрес> Совета Народных Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом согласования райисполкомов Слюдянского и Иркутского, решения президиума Ольхонского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ, которыми согласована схема генерального плана организации Прибайкальского природного национального парка; решением заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено описание границ Прибайкальского природного национального парка.

Таким образом, ограничение деятельности на земельных участках, расположенных в границах ООПТ, возникло в силу закона, с момента образования Прибайкальского национального парка и установления его границ, а не в результате внесения сведений о них в ЕГРН и доводы административного истца о нарушении прав в результате действий административного ответчика основаны на неверном толковании норм права. Действия органа кадастрового учета в данном случае носят учетный характер, а не правопорождающий.

Законом на ООПТ ограничивается деятельность, оказывающая
негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков, при этом какого- либо ограничения на иную деятельность, не противоречащую закону, не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых действий административного ответчика по внесению сведений в ЕГРН незаконными нет.

Поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемых действий, оснований для возложения на административного ответчика обязанности исключить из ЕГРН сведения
о границе особо охраняемой природной территории Прибайкальский национальный парк (реестровый в полном объеме не имеется.

Кроме того, административный истец просит исключить из ЕГРН сведения
о границе особо охраняемой природной территории Прибайкальский национальный парк (реестровый в полном объеме. Между тем административное исковое заявление не содержит обоснования, каким образом нарушаются права административного в части сведений о границах национального парка, расположенных вне территории Ольхонского районного муниципального образования.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Ольхонского районного муниципального образования к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области о признании незаконным действие Филиала Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области,
выразившееся во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о
границе особо охраняемой природной территории; наименование зоны (территории) по
документу: особо охраняемая природная территория Прибайкальский национальный парк;
тип зоны: Территория особо охраняемого природного объекта; кадастровый ; обязании филиал Федерального государственного бюджетного учреждения
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» по Иркутской области, исключить из Единого
государственного реестра недвижимости сведения о границе особо охраняемой
природной территории; наименование зоны (территории) по документу: особо охраняемая
природная территория Прибайкальский национальный парк; тип зоны: Территория особо
охраняемого природного объекта; кадастровый , в течение 10 дней со дня
вступления решения суда в законную силу - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 23.11.2020 Н.Н. Исакова