ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3376/2023 от 24.07.2023 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-3376/2023

УИД 51RS0001-01-2023-002966-73

Мотивированное решение изготовлено 24.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2023 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Эфендиеве С.З.,

с участием административного истца Квиринг Н.В.,

представителя административного истца Смирновой Ю.Б.,

представителя административного ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия Безручко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Квиринг Н.В. о признании незаконным отказа МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в предоставлении земельного участка в собственность за плату от 24 мая 2023 года, возложении обязанности,

установил:

Административный истец Квиринг Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в предоставлении земельного участка в собственность за плату от 24 мая 2023 года, возложении обязанности, в обоснование которого указала, что на основании договора купли-продажи от 30.08.2019 она является собственником объекта недвижимости – здания, общей площадью 462, 2 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок, расположенный под зданием, принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия.

На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ она обратилась в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.

В ответе от 24.05.2023 МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия сообщило об отсутствии возможности принять решение о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов в связи с тем, что при анализе документов установлено несоответствие кадастровой стоимости земельного участка ввиду его разрешенного использования. Со ссылкой на письмо Росимушества от 22.08.2022 № АШ-10/37807 также сообщило, что в настоящее время МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия проводятся мероприятия по оценке определения актуальной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона о государственной кадастровой оценке.

Ссылаясь на статьи 39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ, полагает ответ от 24.05.2023 незаконным, поскольку указанное в нем основание для отказа не соответствует основаниям, указанным в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

Просит суд признать незаконным решение МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия об отказе в предоставлении ей земельного участка в собственность за плату, выраженное в письме от 24 мая 2023 года № 51-ДЕ-05/42-ЛК, возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия обязанность предоставить ей в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером и направить ей проект договора купли-продажи для подписания.

Определением судьи от 14.06.2023 к участию в деле привлечен административный ответчик руководитель МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия Евдокимов Д.Н.

В судебном заседании административный истец Квиринг Н.В. и представитель административного истца Смирнова Ю.Б. на удовлетворении административных исковых требований настаивали.

В судебном заседании представитель административного ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия Безручко Ю.В. с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым в целях исключения неправомерного распоряжения федеральными земельными участками при предоставлении в собственность без проведения торгов, недопущения случаев незаконного выбытия из федеральной собственности земельных участков МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в своей деятельности руководствуется разъяснениями Росимущества от 22.08.2022 № АШ-10/37807.

На основании постановления Правительства Мурманской области от 25.11.2016 № 585-ПП в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001144:126 по состоянию на 01.01.2016 была утверждена кадастровая стоимость 7 558 408, 62 рубля.

На основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области от 17.02.2021 № 29 по заявлению Квиринг Н.В. кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости 2 381 000 рублей, установленной в отчете об оценке от 12.01.2021.

Решением Мурманского областного суда от 09.09.2021 по делу № 3а-33/2021 решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области от 17.02.2021 № 29 признано нарушающим права и законные интересы МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, сведения о кадастровой стоимости в размере 2 381 000 рублей были исключены из Единого государственного реестра недвижимости.

В ходе рассмотрения заявления Квиринг Н.В. от 04.05.2023 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001144:126 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ было установлено, что распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 28.11.2022 № 2055 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером на 01.01.2023 в размере 922 065, 44 рубля с применением средних показателей кадастровой стоимости, что значительно ниже всех предыдущих размеров кадастровой стоимости и чем нарушаются права Российской Федерации при выбытии из федеральной собственности земельных участков по заниженной цене.

Пояснил, что в настоящее время проводится работа по подготовке договора на оценку рыночной стоимости земельного участка с целью обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ГОКУ «Бюро технической инвентаризации».

Приняв по заявлению Квиринг Н.В. решение, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия не имеет полномочий рассмотреть его повторно, требуется обратиться с новым заявлением о предоставлении земельного участка. Земельный кодекс РФ не предусматривает возможность приостановления процедуры рассмотрения заявления на период оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебное заседание административный ответчик руководитель МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия Евдокимов Д.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представил.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа обязанность доказывания обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В пункте 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от 30.08.2019 Квиринг Н.В. является собственником объекта недвижимости – здания, общей площадью 462, 2 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 10, в границах земельного участка с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером расположенный под зданием, принадлежит на праве собственности Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия.

На основании постановления Правительства Мурманской области от 25.11.2016 № 585-ПП в отношении земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2016 была утверждена кадастровая стоимость 7 558 408, 62 рубля.

На основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области от 17.02.2021 № 29 по заявлению Квиринг Н.В. кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере рыночной стоимости объекта недвижимости 2 381 000 рублей, установленной в отчете об оценке от 12.01.2021.

Решением Мурманского областного суда от 09.09.2021 по делу № 3а-33/2021 решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Мурманской области от 17.02.2021 № 29 признано нарушающим права и законные интересы МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, сведения о кадастровой стоимости в размере 2 381 000 рублей были исключены из Единого государственного реестра недвижимости.

Квиринг Н.В. обратилась в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность на основании пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.

В ходе рассмотрения заявления Квиринг Н.В. от 04.05.2023 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность без проведения торгов было установлено, что распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 28.11.2022 № 2055 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером на 01.01.2023 в размере 922 065, 44 рубля с применением средних показателей кадастровой стоимости, что значительно ниже всех предыдущих размеров кадастровой стоимости.

В ответе от 24.05.2023 МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия сообщило об отсутствии возможности принять решение о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов в связи с тем, что при анализе документов установлено несоответствие кадастровой стоимости земельного участка ввиду его разрешенного использования. Со ссылкой на письмо Росимушества от 22.08.2022 № АШ-10/37807 также сообщило, что в настоящее время МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия проводятся мероприятия по оценке определения актуальной кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона о государственной кадастровой оценке.

В обоснование принятого решения об отказе в предоставлении Квиринг Н.В. земельного участка без проведения торгов МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия ссылается на письмо Росимушества от 22.08.2022 № АШ-10/37807, указывая о нарушении права Российской Федерации при выбытии из федеральной собственности земельных участков по заниженной цене.

Суд приходит к выводу, что решение МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, выраженное в письме от 24.05.2023 № 51-ДЕ-05/42-ЛК, принято уполномоченным должностным лицом – руководителем МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия Евдокимовым Д.Н., в пределах предоставленных полномочий, в установленный срок, доведено до сведения заявителя Квиринг Н.В.

Вместе с тем, суд не может признать данный ответ обоснованным, законным, мотивированным, поскольку в нем не указано предусмотренное пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Перечень оснований, указанных в пункте 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и такого основания, как несоответствие кадастровой стоимости земельного участка ввиду его разрешенного использования, не содержит.

Ссылку МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в обоснование отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов на письмо Росимущества от 22.08.2022 № АШ-10/37807 суд считает необоснованной.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в том случае, когда гражданин или организация, обратившиеся в суд, либо орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, ссылаются на выполнение разъяснений законодательства, полученных в установленном порядке, при проверке законности оспариваемых решений, действий (бездействия) судам необходимо учитывать следующее.

Акты, содержащие разъяснения законодательства (методические рекомендации, разъяснения, письма и т.п.), могут быть учтены судом при проверке законности оспариваемых решений, действий (бездействия).

Если суд придет к выводу о несоответствии закону актов, содержащих разъяснения законодательства, то, по общему правилу, такие разъяснения не учитываются при рассмотрении дела, за исключением случаев, когда на основании выполнения разъяснений, в том числе адресованных конкретным лицам, были реализованы права (исполнены обязанности) гражданина, организации и с учетом обстоятельств дела необходимо обеспечить поддержание доверия к закону и действиям государства (например, пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ).

В данном письме Росимущества от 22.08.2022 № АШ-10/37807 указано на исключение случаев неправомерного распоряжения федеральными земельными участками при предоставлении в собственность без проведения торгов, недопущение случаев незаконного выбытия из федеральной собственности земельных участков.

Вместе с тем, сторонами не оспаривается, что у административного истца Квиринг Н.В. имелось право на приобретение без проведения торгов в собственность земельного участка с кадастровым номером , как у собственника здания, расположенного на этом земельном участке, то есть незаконного выбытия из федеральной собственности земельного участка не могло иметь место.

Отказ в предоставлении административному истцу земельного участка мотивирован заниженной кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером в размере 922 065, 44 рубля, установленной распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 28.11.2022 № 2055 по состоянию на 01.01.2023.

Согласно статьям 24.12, 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) государственная кадастровая оценка в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 279 (в редакции от 04.10.2021), цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.

Распоряжение Министерства имущественных отношений Мурманской области от 28.11.2022 № 2055 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Мурманской области, по состоянию на 01.01.2022, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по муниципальным образованиям Мурманской области.

Согласно результатам определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Мурманской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в размере 922 065, 44 рубля.

До настоящего времени кадастровая стоимость данного земельного участка кем-либо из заинтересованных лиц, в том числе МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, которым какие-либо действия для этого не предприняты. При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 922 065, 44 рубля является актуальной на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

Таким образом, отказ МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в предоставлении Квиринг Н.В. земельного участка без проведения торгов не может быть признан судом обоснованным, разумным и необходимыми для достижения законной цели, приводит к чрезмерному обременению прав, свобод и законных интересов административного истца на получение в собственность земельного участка без проведения торгов.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решения МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия об отказе в предоставлении Квиринг Н.В. земельного участка в собственность за плату, выраженного в письме от 24.05.2023 № 51-ДЕ-05/42-ЛК

Признавая решение незаконным, с учетом исключительной компетенции органа государственной власти по принятию решения, суд не может возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия обязанность предоставить административному истцу в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001144:126, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером и направить административному истцу проект договора купли-продажи для подписания.

В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 также разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия, обладая соответствующими полномочиями, самостоятельно в принятии решения по заявлению Квиринг Н.В., поэтому суд считает необходимым возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия обязанность повторно рассмотреть заявление Квиринг Н.В. от 04.05.2023 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче административного искового заявления административным истцом 30.05.2023 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая признается судом судебными расходами, подлежащими взысканию с МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Квиринг Н.В. о признании незаконным отказа МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в предоставлении земельного участка в собственность за плату от 24 мая 2023 года, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным решение МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия об отказе в предоставлении Квиринг Н.В. земельного участка в собственность за плату, выраженное в письме от 24 мая 2023 года № 51-ДЕ-05/42-ЛК.

Возложить на МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия обязанность повторно рассмотреть заявление Квиринг Н.В. от 04 мая 2023 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с МТУ Росимущества в Мурманской области и Республики Карелия в пользу Квиринг Натальи Валерьевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева