ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3378/18 от 01.11.2018 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело №2а-3378/2018

24RS0013-01-2018-002808-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2018 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Гусенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2 об оспаривании решения по отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края, и.о. начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2, в котором просил признать незаконными действия и.о. начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2, выраженные в сообщении № 4330 от 4.06.2018 года и обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4818 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, согласно поданного заявления № 6101 от 02.06.2017г. в координатах характерных точек границ, указанных в представленной схеме.

Требования мотивирует тем, что 02.06.2017г. обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением № вх. 6101 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 4818 кв.м. Сообщением № 4350 от 26.06.2017г. за подписью начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО3 истцу было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, а именно, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда. Решением Емельяновского районного суда по делу 2а-688/18 от 15.02.2018г. действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», выраженные в ответе от 26 июня 2017 года № 4350 признаны незаконными; на администрацию Емельяновского района возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 вх.№ 6101 от 02.06.2017г., а также представленную им схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и дать ответ, предусмотренный ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации; на администрацию Емельяновского района возложена обязанность сообщить суду и ФИО1 об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в письменной форме; в удовлетворении требований ФИО1 об обязании уполномоченного органа принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, МО Мининский сельсовет, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 4818 кв.м. согласно заявлению № 6101 от 02.06.2017г. отказано. Сообщением № 4330 от 4.06.2018г. за подписью и.о. начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2 истцу вновь было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ. Истец считает, что доказательств невозможности образования испрашиваемого земельного участка не представлено, доводы ответа о том, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда, голословны и не состоятельны. Указывает, что действий, предусмотренных ст. 39.15 ЗК РФ во исполнение решения суда по делу уполномоченным органом выполнено не было. Считает, что действия ФИО2, как и.о. начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» не основаны на нормах действующего законодательства, чем были созданы административному истцу препятствия в реализации его прав и законных интересов.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края и КГБУ «Емельяновское лесничество».

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков - администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» - ФИО4, действующая по доверенностям, требования ФИО1 не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок территориально расположен в границах I кластера государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», что подтверждается ответом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13 июля 2018 года, деятельность МКУ по предоставлению земельных участков в пользование покрытых зелеными насаждениями до окончания работ по формированию границ лесопаркового зеленого пояса г. Красноярска приостановлена.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица - Министерство лесного хозяйства Красноярского края и КГБУ «Емельяновское лесничество» в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом о дате и месте слушания дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно, статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирована нормой, содержащимися в статье 39.15 ЗК РФ, а именно п. 17 которым решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно, п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признании решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Исходя из части 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

При этом, частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию оснований для принятия этого решения, совершения действий (бездействия) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что 02.06.2017 г. ФИО1 обратился в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением № вх. 6101 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 4818 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства.

Сообщением № 4350 от 26.06.2017г. МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» истцу было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на п. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Решением Емельяновского районного суда по делу 2а-688/18 от 15.02.2018г. действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», выраженные в ответе от 26 июня 2017 года № 4350 признаны незаконными; на администрацию Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 вх.№ 6101 от 02.06.2017г., а также представленную им схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и дать ответ, предусмотренный ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Сообщением № 4330 от 04.06.2018г. за подписью и.о. начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2 истцу было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ.

Согласно представленного в материалы дела письма Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 13.07.2018г., испрашиваемый ФИО1 земельный участок расположен в границах I кластера государственного заказника краевого значения «Красноярский». Согласно положению о государственном комплексном заказнике краевого значения «Красноярский», утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 года №196-п, заказник организован на землях лесного фонда.

Между тем, органом, компетентным в вопросах лесоустройства, является Министерство лесного хозяйства Красноярского края, однако сведений от данного органа о невозможности формирования испрашиваемого истцом к предварительному согласованию земельного участка, не имеется. Таким образом, ответчиками не представлено заключений компетентного органа о невозможности формирования участка в координатах, согласно схемы, приложенной к заявлению ФИО1 от 02.06.2017г.

При таких обстоятельствах, учитывая, что именно на администрации Емельяновского района Красноярского края, как на органе местного самоуправления, лежит обязанность по доказыванию законности принятого им решения, суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка является формальным, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах I кластера государственного заказника краевого значения «Красноярский», каковыми могли бы быть заключения компетентного органа, не представлено.

С учетом фактических обстоятельств дела, в порядке восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края вернуться к рассмотрению заявления ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и дать мотивированный ответ на него.

При этом требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворению не подлежат, поскольку в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства того, что испрашиваемый земельный участок действительно не располагается на землях лесного фонда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия и.о. начальника МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» ФИО2, выраженные в сообщении № 4330 от 04 июня 2018 года на обращение ФИО1 № 6101 от 02 июня 2017 года.

Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры» администрации Емельяновского района» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вернуться к рассмотрению заявления ФИО1 № 6101 от 02 июня 2017 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направить заявителю мотивированный ответ.

Требования административного искового заявления ФИО1 в части возложения на администрацию Емельяновского района обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно заявления ФИО1 от 02 июля 2017 года № 6101 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (06.11.2018 года).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко