ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3379/2022 от 30.08.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №2а-3379/2022

УИД 68RS0001-01-2021-003508-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тамбов 30 августа 2022 года

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Заболотниковой О. А.,

при секретаре Малахове М. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Управляющая Компания Управдом 68» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 68/7-307-21-ОБ/12-3407-И/14-94 от 20 мая 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Управляющая компания Управдом 68» (далее - ООО «УК Управдом 68») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области №68/7-307-21-ОБ/12-3407-И/14-94 от 20.05.2021 года об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.

В обоснование административных исковых требований указано, что данным предписанием Государственной инспекции труда в Тамбовской области предписано произвести перерасчет заработной платы, в том числе компенсационных и стимулирующих выплат Максимюк Л.В. за период апрель 2020 года - апрель 2021 года, исходя из установленного должностного оклада за установленную норму рабочего времени в полном объеме, с учетом денежной компенсации в размере, предусмотренном ст.236 ТК РФ, произвести соответствующие выплаты до 21.06.2021 года (основание п.6 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ, ст.136, 236 ТК РФ).

Вместе с тем с Максимюк Л.В. была принята на работу в ООО «УК Управдом 68» делопроизводителем с 30.04.2020 года в соответствии с Приказом о приеме на работу №19 л/с от 30.04.2020 года.

С Максимюк Л.В. был заключен трудовой договор №6/20 от 30.04.2020 года, по условиям которого работник принят по основному месту работы на 0,8 ставки. Ей установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 32 часа с двумя выходными - суббота и воскресенье. Режим работы установлен Правилами внутреннего трудового распорядка (п.2.1 раздела 2 трудового договора №6/20 от 30.04.2020 года).

Максимюк Л.В. при приеме на работу установлен должностной оклад в размере 13 064 руб., в соответствии с условиями трудового договора оплата труда работника производится пропорционально отработанному времени от установленного оклада.

ООО «УК Управдом 68» утверждено Положение об организации оплаты труда работников приказом №5 от 17.06.2016 года. Максимюк Л.В. ознакомлена под роспись с локальными нормативными актами ООО «УК Управдом 68» 30.04.2020 года.

Поскольку Максимюк Л.В. работала на условиях неполного рабочего времени (32 часа в неделю), оплата ей производилась исходя из установленного оклада и фактически отработанного времени. Нормальная продолжительность рабочего времени за оклад – 13 064 руб.- 40 часов в неделю. Работник же по условиям трудового договора работала 0,8 ставки.

В трудовом договоре не оговорено, что указанный оклад выплачивается за работу на 0,8 ставки вопреки действующей у работодателя системе оплаты труда. Напротив, сторонами согласовано, что оплата производится пропорционально отработанному времени от установленного оклада. Условия договора сформулированы однозначно и не могут быть интерпретированы иначе.

Кроме того, указано, что предписание является незаконным и подлежит отмене, так как вынесено государственным инспектором по вопросу, не относящемуся к его компетенции. Спор, возникший между работодателем и Максимюк Л.В. по поводу неправильности начисления заработной платы является индивидуальным трудовым спором, подлежащим в силу ст.391 ТК РФ рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

Представитель административного истца, представитель административного ответчика - Государственной инспекции труда в Тамбовской области, административный ответчик - государственный инспектор труда Бесчастнова О.А., заинтересованное лицо Максимюк Л. В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом, причина неявки неизвестна.

Исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа о приеме на работу № 19 от 30 апреля 2020 года Максимюк Л.В. была принята на работу в ООО «УК Управдом 68» на должность делопроизводителя на 0,8 ставки, с сокращенной рабочей неделей, тарифной ставкой (окладом) 13 064 рубля.

Из содержания условий трудового договора №6/20 от 30 апреля 2020 года также следует, что Максимюк Л. В. принята на 0,8 ставки делопроизводителя с нормой рабочего времени 32 часа в неделю, при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, должностным окладом в размере 13 064 рубля. При этом, условия трудового договора предусматривают, что оплата труда производится работодателем пропорционально отработанному времени от установленного оклада.

По обращению Максимюк Л.В. ГИТ в Тамбовской области проведена проверка правильности исчисления ее заработной платы в ООО «УК Управдом 68», по результатам которой в адрес административного истца выдано предписание № 68/7-307-21-ОБ/12-3407-И/14-94 от 20 мая 2021 года.

Указанным предписанием со ссылкой на статьи 22, 136, 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) на работодателя возложена обязанность в срок до 21 июня 2021 года произвести перерасчет заработной платы указанного работника, в том числе, компенсационных и стимулирующих выплат за период апрель 2020 года - апрель 2021 года, исходя из должностного оклада (13064 рубля) за установленную норму рабочего времени в полном объеме, с учетом денежной компенсации в размере, предусмотренном статьей 236 ТК РФ.

Статьей 352 ТК РФ предусмотрено, что одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод является государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу части 1 статьи 353 и части 1 статьи 354 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Согласно статье 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами, в частности, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений (абзац второй).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и

иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников (абзац шестой части 1 статьи 357 ТК РФ).

В случае обращения работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (часть 2 статьи 357 ТК РФ).

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Частями 5 и 6 статьи 135 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из содержания абзаца 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 ТК РФ).

По соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части) (часть 1). При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть 3) (статья 93 ТК РФ).

Поскольку кроме суммы, установленной в п. 3.1 трудового договора от 30.04.2020 г. № 6/20, а именно 13064 рубля, иных сумм установленной Максимюк Л.В. обязательных выплат данный договор не содержит, именно эта сумма ей и должна была выплачиваться каждый месяц за исполнение трудовых обязанностей в установленное п. 1.2 и п. 2.1 трудового договора время.

Исходя из материалов проверки ГИТ в Тамбовской области, включая табели учета рабочего времени, исходя из определенного условиями трудового договора должностного оклада работника, норм рабочего времени, фактически отработанного времени в оспариваемый период времени расчет оплаты Максимюк Л. В. по трудовому договору в сравнение с начисленным заработком по окладу за период 2020г – апрель 2021г составит:

Апрель 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 22.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 22 х 6,4 =140,8.

Часовой заработок в апреле: 13064/140,8 = 92,79

Оплата по окладу: 5,4 (отработано часов согласно табелю) х 92,79 = 501,07 Начислено по расчетному листку - 475,05

Май 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 17.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 17 х 6,4 = 107,8 (8 мая, предпраздничный день, сокращенный на 1 час)

Часовой заработок в мае: 13064/107,8 = 121,19

Оплата по окладу: 107,8 (отработано часов согласно табелю) х 121,19 = 13064 Начислено по расчетному листку - 10451,20

Июнь 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю — 21.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 20 х 6,4 + 5,4 (11 июня, предпраздничный день, сокращенный на 1 час) = 133,4.

Часовой заработок в июне: 13064/133,4 = 97,94

Оплата по окладу: 120,6 (отработано часов согласно табелю) х 97,94 = 11811,55

Начислено по расчетному листку - 9455,85

Июль 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 23.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 23 х 6,4 = 147,2.

Часовой заработок в июле: 13064/147,2 = 88,75

Оплата по окладу: 19,2 (отработано часов согласно табелю) х 88,75 = 1704 Начислено по расчетному листку - 1363,20

Август 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 21.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 21 х 6,4 = 134,4

Часовой заработок в августе: 13064/134,4 = 97,21

Оплата по окладу: 134,4 (отработано часов согласно табелю) х 97,21 = 13064 Начислено по расчетному листку - 10451,20

Сентябрь 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю — 22.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 22 х 6,4 = 140,8.

Часовой заработок в сентябре: 13064/140,8 = 92,79

Оплата по окладу: 140,8 (отработано часов согласно табелю) х 92,79 = 13064 Начислено по расчетному листку - 10451,20

Октябрь 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 22.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 22 х 6,4 = 140,8.

Часовой заработок в октябре: 13064/140,8 = 92,79

Оплата по окладу: 134,4 (отработано часов согласно табелю) х 92,79 = 12470,98 Начислено по расчетному листку - 9976,15

Ноябрь 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 20.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 19 х 6,4 + 5,4 (3 ноября, предпраздничный день, сокращенный на 1 час) = 127.

Часовой заработок в ноябре: 13064/127 = 102,87

Оплата по окладу: 127 (отработано часов согласно табелю) х 102,87 = 13064 Начислено по расчетному листку -10451,20

Декабрь 2020 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 23.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 22 х 6,4 + 5,4 (30 декабря, предпраздничный день, сокращенный на 1 час) = 146,2. Часовой заработок в декабре: 13064/146,2 = 89,36

Оплата по окладу: 82,2 (отработано часов согласно табелю) х 89,36 = 7345,4 Начислено по расчетному листку - 5907,20

Январь 2021 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 15.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 15 х 6,4 = 96.

Часовой заработок в январе: 13064/96 = 136,09

Оплата по окладу: 96 (отработано часов согласно табелю) х 136,09 = 13064 Начислено по расчетному листку - 10451,20

Февраль 2021 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 19.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 18 х 6,4 + 5,4 (20 февраля, предпраздничный день, сокращенный на 1 час) = 120,6. Часовой заработок в феврале: 13064/120,6 = 108,33

Оплата по окладу: 51,2 (отработано часов согласно табелю) х 108,33 = 5546,5 Начислено по расчетному листку - 4400,51

Март 2021 г. Норма рабочих дней по производственному календарю - 2.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 22 х 6,4 = 140,8.

Часовой заработок в марте: 13064/140,8 = 92,79

Оплата по окладу: 83,2 (отработано часов согласно табелю) х 92,79 = 7720,13 Начислено по расчетному листку - 6175,71

Апрель 2021 г. Норма рабочих дней по производственному календарю — 22.

Норма рабочих часов, согласно трудового договора (32-х часовая рабочая неделя) 21 х 6,4 + 5,4 (30 апреля, предпраздничный день, сокращенный на 1 час) = 139,8. Часовой заработок в апреле: 13064/139,8 = 93,45

Оплата по окладу: 44,8 (отработано часов согласно табелю) х 93,45 = 4186,56 Начислено по расчетному листку - 3325,38

Поскольку выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства являются очевидными и подтверждаются фактическими данными, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене обжалуемого предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области.

Оценивая довод административного истца о наличии индивидуального трудового спора между работником и работодателем, подлежащего рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации и отвергая его суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что на день проведения проверки и принятия оспариваемого предписания вопросы начисления заработной платы Максимюк Л.В. не были предметом проверки ни комиссией по трудовым спорам, ни судом.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ООО «Управляющая Компания Управдом 68» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Тамбовской области № 68/7-307-21-ОБ/12-3407-И/14-94 от 20 мая 2021 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2022 года

Судья Заболотникова О.А.