ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-337/2021 от 06.10.2021 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-337/2021

10RS0006-01-2021-000810-91

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 06 октября 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, поданное в его интересах ФИО3, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным иском, поданным в его интересах ФИО3

Административный иск мотивирован тем, что ФИО2 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о. Соролансари. В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с расположением земельного участка в зоне запретных нерестовых полос по берегам лес и озер и в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес. С принятым решением административный истец не согласен, просил суд признать его незаконным и возложить на административного ответчика обязанность по принятию решения о предоставлении спорного земельного участка в аренду.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении отсутствовали.

Истец и его представитель, по доверенности, ФИО3, в судебном заседании отсутствовали, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Посредством телефонной связи ФИО3 ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика направил в адрес суда отзыв, в котором указал позицию, аналогичную изложенной в решении от ДД.ММ.ГГГГ исх. , ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представитель заинтересованного лица - Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, в направленном отзыве указал, что полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами Республики Карелия не относятся к компетенции Министерства, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представитель заинтересованного лица - администрации Мийнальского сельского поселения, в направленном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представители заинтересованных лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федерального агентства водных ресурсов Невско-Ладожское бассейновое водное управление, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», администрации Лахденпохского муниципального района, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Возражений относительно административного иска и ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не направили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено следующее.

ФИО6, действующая на основании доверенности в интересах ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство с заявлением (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления в соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Из оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ исх следует, что Министерство отказало ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер и в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес.

Административный истец, не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Как указано выше, административному истцу было отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду по тем основаниям, что спорный земельный участок расположен в зоне защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос лесов по берегам рек и озер.

Вместе с тем, по мнению суда, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в предоставлении в аренду спорного земельного участка.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за пределами какого-либо населенного пункта, то есть спорный земельный участок является полевым.

В соответствии со ст. 120 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель. Защитные леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, признаются объектами охраны окружающей среды, охрана которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 123 ЛК РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1509 утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, вышеназванное Положение не содержит запрета на предоставление в аренду или в собственность земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и на которых произрастают лесные насаждения.

Кроме того, Министерством не представлены какие-либо доказательства об отнесении лесов в районе местоположения спорного земельного участка к защитным лесам (решение с графическим изображением лесов и т.п.).

Ссылки Министерства в оспариваемом отказе на положения Лесного кодекса Российской Федерации (ст. 111), суд полагает несостоятельными, поскольку указанные нормы права регулируют правоотношения, возникшие в результате использования лесов, в том числе защитных, относящихся лишь к государственному лесному фонду, между тем, спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.

Также, решением Совета поселения созыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения.

Глава поселения ФИО7 на запрос суда указала, что вопросы местного значения, предусмотренные п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части утверждения Генеральных планов (в том числе установления функциональных зон) и Правил землепользования и застройки (в том числе градостроительные регламенты, ограничения и разрешенные виды использования) на территории поселения решаются органами местного самоуправления района

Согласно ответа Администрации района образуемый земельный участок расположен за границей населенного пункта, в функциональной зоне «зона градостроительного использования». В Правилах землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения градостроительные регламенты установлены для территориальных зон в границах населенных пунктов и не установлены для функциональных зон. Испрашиваемый земельный участок не расположен в зоне ограничений градостроительной деятельности «Специальный защитный лес». В материалах Генерального плана и Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения отсутствует информация о зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

С учетом вышеизложенного, ссылка административного ответчика на проведенную аналитическую работу с применением программного комплекса ГИС «ИнГео» не свидетельствует о расположении земельного участка, испрашиваемого административным истцом, в зоне специального защитного леса, а также в зоне запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

По сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в соответствии с данными государственного лесного реестра испрашиваемый земельный участок ФИО2 располагается за границами лесного фонда.

Аналогичный ответ представлен ГКУ РК «».

Филиал ФГКУ «» Минобороны России Хвойного лесничества Минобороны России указал, что испрашиваемый ФИО2 земельный участок, расположенный в кадастровом квартале , на территории Республики <адрес>, не входит в границы Хвойного лесничества Минобороны России - филиала ФГКЦУ «» Минобороны России.

Согласно информации врио начальника Северо – Западного территориального управления имущественных отношений ФИО8, испрашиваемый ФИО2 земельный участок не затрагивает территории Министерства обороны Российской Федерации, состоящие на учете Учреждения. Информация о нахождении в границе испрашиваемого земельного участка установленной запретной зоны военного объекта в Учреждении отсутствует.

Из сообщения Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству следует, что в настоящее время на территории, входящей в зону ответственности Управления, рыбоохранные зоны установлены только для морей: Балтийское море, включая Финский залив, Белое море. Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории <адрес> Республики Карелия не установлены.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Материалы дела свидетельствуют, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что такое понятие, как специальный защитный лес, действующим законодательством не предусмотрен.

Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, в связи с чем оспариваемое решение Министерства об отказе ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: , площадью кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, о. , для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на административного ответчика в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ обязанности о повторном рассмотрении заявления ФИО2, поданное в его интересах ФИО6, от ДД.ММ.ГГГГ вх. и принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду при отсутствии иных оснований для отказа.

К указанному выводу суд приходит, поскольку земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, вместе с тем в оспариваемом отказе отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись Министерством.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: , площадью кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, о. , для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: , площадью кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, о. , для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, по результатам которого, при отсутствии иных оснований для отказа, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение принято 20.10.2021