ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-337/2022 от 14.03.2022 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

дело № 2а-337/2022

11RS0020-01-2022-000419-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Кослан 14 марта 2022 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Шубиной Е.А., с участием старшего помощника прокурора Удорского района Пашкиной Н.А., рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к администрации МР «Удорский» о признании постановления незаконным

установил:

прокурор Удорского района Республики Коми обратился в суд с данным административным исковым заявлением к администрации МР «Удорский», в обоснование иска указал, что прокуратурой Удорского района проведена проверка законности постановления администрации МР «Удорский» от 22.12.2021 №<Номер>. В ходе проверки установлено, что 07.12.2021 межведомственной комиссией (далее - МВК) МР «Удорский» проведено обследование многоквартирного дома №20 по ул. Юбилейная с. Кослан (далее - МКД №20)по результатам которого принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 1 постановления администрации МР «Удорский» от 22.12.2021 №<Номер> указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения граждан до 31.12.2027вмсете с тем, установленный данным распоряжением срок расселения граждан нельзя считать разумным, поскольку состояние конструкций жилого дома указывает на его ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Аналогичные выводы содержаться в техническом заключении по результатам обследования технического состояния строительных конструктивных элементов МКД №20, проведенном ООО «Техносферная безопасность» в сентябре 2021 года. Общий износ МКД №20 составляет 73%, категория технического состояния МКД – аварийное. Данным заключением рекомендовано признать дом непригодным для проживания и расселить. МКД №20 находится в аварийном состоянии и представляет опасность жизни и здоровью граждан, поэтому после расселения рекомендуется провести работы по демонтажу здания. Работу по капитальному ремонту фундамента, фасада, систем водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения проводить нецелесообразно. С учетом изложенного, установленный администрацией срок для расселения жителей МКД №20 до конца 2027 года нельзя признать разумным, поскольку проживание и нахождение в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей с угрозой его разрушения. Кроме того, возможность разрушения дома представляет опасность для иных граждан, постоянно ли временно проживающих в с. Кослан, которые могут оказаться вблизи МКД №20 при его разрушении. На основании изложенного истец просил признать пункт 1 постановления администрации МР «Удорский» от 22.12.2021 № 1166 многоквартирный дом №20 по ул. Юбилейная с. Кослан незаконным и обязать администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 20 по ул. Юбилейная с. Кослан Удорского района.

Административный истец в лице старшего помощника прокурора Удорского района Пашкиной Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, требование уточнила просила признать пункт 1 постановления администрации муниципального района муниципального образования «Удорский» от 22 декабря 2021 года №<Номер> «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан проживающих в многоквартирном доме № 20 по улице Юбилейная села Кослан Удорского района Республики Коми, незаконным, в остальной части требования и доводы иска поддержала в полном объеме.

Административный ответчик в лице представителя Мовзер И.А. с административными исковыми требованиями прокурора не согласился, просил оставить административный иск прокурора без удовлетворения. Представил письменное возражение по административному иску, согласно которым считает, что конкретных сроков, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен. МКД №20 признан аварийным 22.12.2021 г., данный дом не попадает в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», в данную программу входят только те многоквартирные дома, которые признаны аварийными до 01.01.2017 г. принятое администрацией решение о сроках расселения жильцов дома №20 по ул. Юбилейная с. Кослан до 31.12.2027 - разумное и в пределах своих полномочий, при этом, установление данного срока относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Третье лицо Государственная жилищная инспекция по Удорскому району в лице начальника Шамаевой И.А. извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, просила рассмотреть дело без ее участия, согласилась с заявленными требованиями, просила их удовлетворить. Срок установленный в постановлении ответчика с расселением граждан проживающих в данном доме до 31.12.2027, ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случаях, предусмотренных КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ - если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что 15.11.2021 начальником Государственная жилищная инспекция по Удорскому району в лице начальника Шамаевой И.А. по результатам осмотра многоквартирного дома № 20 по ул. Юбилейная с. Кослан, проведенного 10.11.2021, было вынесено заключение о состоянии конструкций жилого дома, его частей, прочности и устойчивости строительных конструкций.

Согласно данному заключению 07.12.2021 межведомственной комиссией МР «Удорский» проведено комиссионное обследование МКД № 20, по результатам которого принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку аварийное техническое состояние несущих строительный конструкций многоквартирного дома в целом, характеризующихся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствуют об исчерпании несущей способности и возникновении опасности обрушения многоквартирного дома, и кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

Пунктом 1 постановления администрации МР «Удорский» от 22.12.2021 № <Номер> «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» МКД № 20 признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения граждан до 31 декабря 2027 года.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано право граждан на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по обеспечению проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, а также иные полномочий в соответствии с жилищным законодательством отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. При этом в силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В целях реализации указанных выше положений закона постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47), которым установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает, в том числе, решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Из содержания п. 34 Положения следует, что основанием для признания многоквартирного полносборного, кирпичного и каменного дома, а также деревянного дома и дома из местных материалов, аварийным и подлежащим сносу, является наличие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. Признание соответствующих домов таковыми влечет признание жилых помещений непригодными для проживания.

В соответствии с п. 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

По смыслу положений статей 57 и 86-89 Жилищного кодекса российской Федерации внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, проживающих в жилых помещениях на условия договора социального найма, и расположенных в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, является обязанностью органа местного самоуправления.

Длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечен ущемление их прав и интересов.

При этом критерии разумности срока расселения граждан из аварийного жилого дома, равно как и основания для его изменения, ни нормативно-правовыми актами, ни разъяснениями по их применению не установлены.

Проверкой установлено, что 07.12.2021 межведомственной комиссией (далее – МВК) МР «Удорский» проведено обследование многоквартирного дома № 20 по ул. Юбилейная с. Кослан (далее – МКД № 20), по результатам которого принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 1 постановления администрации МР «Удорский» от 22.12.2021 № <Номер> МКД № 20 признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения граждан до 31.12.2027.

Вместе с тем, установленный данным распоряжением срок расселения граждан нельзя считать разумным в силу следующего.

Согласно акту обследования МКД № 20 от 07.12.2021, выявлены следующие недостатки жилого дома: - нарушение жесткости сруба, выпучивание обшивки, значительный перекос стен, неравномерная осадка здания, искривление горизонтальных линий фасада, наличие грибка на поверхности обшивки в районе цоколя, наличие растительности в местах сопряжения цоколя и стен здания, увлажнение и гниль на уровне нижнего окладного венца; - перекос оконных и дверных заполнений; - фундамент здания просел неравномерно, что вызвало образование значительных просветов между нижним брусом и фундаментом, цокольная часть имеет трещины и сколы; - искривление горизонтальных линий стен;- отмостка вокруг здания отсутствует; - просадка стены над выгребной ямой, следы гниения и разрушения стен в местах примыкания выгребных ям, нижний брус поврежден гнилью; - окраска стен полностью изношена, следы гниения из-за нарушения проветривания; - дверные и оконные блоки перекошены, открываются с трудом; - местами искривление обшивки стен, наличие зазоров, щелей, что приводит к продуваемости и возникновению плесени и грибка; - сколы, протечки и просветы в отдельных местах крыши; поражение гнилью древесины мауэрлата, в результате пожара повреждены стропила, обрешетка; повреждение деталей слуховых окон, увлажнение древесины, поражение гнилью и жучком древесины деталей крыши, прогибы кровли; - оконные переплеты рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, мелкие трещины в местах сопряжения коробок со стенами, истертость, щели в притворах. Замазка местами отстала, частично отсутствуют штаники, местами стекла держатся на гвоздях, местами оконные проемы забиты досками, местами стекла отсутствуют полностью; - дверные полотна имеют неплотный притвор по периметру коробки, дверные коробки (колоды) перекошены, наличники повреждены, мелкие поверхностные трещины в местах сопряжения коробок со стенами и перегородками, стертость дверных полотен или щели в притворах; - перекрытие 1 этажа не обеспечивают необходимую жесткость, древесина наката в местах сопряжения поражена гнилью; - проседание балок, на которые устанавливаются стенные перегородки, привело к деформации перегородок и полов. Имеются трещины и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями и потолками.

Такое состояние конструкций жилого дома указывает на его ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций

Следует отметить, что аналогичные выводы содержатся в техническом заключении по результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов МКД № 20, проведенном ООО «Техносферная безопасность» в сентябре 2021 года.

Также, согласно данному заключению: - физический износ фундамента в соответствии с ВСН 53-86(р) “Правила определения физического износа зданий и сооружений” составляет 90%. Категория технического состояния фундамента – аварийное состояние; - физический износ фасада в соответствии с ВСН 53-86(р) “Правила определения физического износа зданий и сооружений” составляет 90%. Категория технического состояния фундамента – аварийное состояние; - физический износ системы водоотведения в соответствии с ВСН 5386(р) “Правила определения физического износа зданий и сооружений” составляет 80%. Категория технического состояния – аварийное состояние; - физический износ системы теплоснабжения в соответствии с ВСН 5386(р) “Правила определения физического износа зданий и сооружений” составляет 55%. Категория технического состояния – ограниченно работоспособное состояние; - физический износ системы электроснабжения в соответствии с ВСН 5386(р) “Правила определения физического износа зданий и сооружений” составляет 55%. Категория технического состояния – ограниченно работоспособное состояние; - общий физический износ МКД в соответствии с ВСН 53-86(р) “Правила определения физического износа зданий и сооружений” составляет 73%. Категория технического состояния МКД – аварийное состояние.

Данным заключением рекомендовано признать дом непригодным для проживания и расселить. МКД находится в аварийном состоянии и представляет опасность жизни и здоровью граждан, поэтому после расселения рекомендуется провести работы по демонтажу здания. Работы по капитальному ремонту фундамента, фасада, систем водоотведения, теплоснабжения и электроснабжения проводить не целесообразно.

В соответствии с техническим паспортом, МКД № 20 построен в 1960 году, то есть на момент обследования срок эксплуатации составлял 61 год. Несмотря на то, что для ленточных фундаментов на бетонном растворе в соответствии с ВСН 58-88 (р). «Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, срок эксплуатации до капитального ремонта составляет 50 лет, капитальный ремонт не проводился, что также следует из технического паспорта дома.

С учетом изложенного, суд считает, что установленный администрацией МР «Удорский» срок расселения жителей МКД № 20 до 31.12.2027 года нельзя признать разумным, поскольку проживание и нахождение в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей в связи с угрозой его разрушения.

Указанное влечет невозможность безопасного использования жилых помещений, общедомового имущества многоквартирного дома, допускает возникновение угрозы жизни и здоровью и нарушает права неопределенного круга лиц: собственников и нанимателей помещений по договорам социального найма, вселенных граждан и иных лиц, фактически пользующихся помещениями вышеуказанных многоквартирных домов, либо находящихся в них, состав которых является непостоянным и для которых доступ в здание не ограничен.

Кроме того, возможность разрушения дома представляет опасность и для иных граждан, постоянно или временно проживающих в с. Кослан, которые могут оказаться вблизи МКД №20 при его разрушении.

На основании изложенного, с учетом исследованных материалов, и установленных обстоятельств дела, а также в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, суд считает требования прокурора о признании пункта 1 постановления администрацию МР «Удорский» от 22.12.2021 № <Номер> «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока для расселения жильцов этого дома до 31.12.2027 года незаконным, в связи с чем требование об обязании администрацию МР «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме №20 по улице Юбилейная села Кослан Удорского района Республики Коми является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми к администрации МР «Удорский» о признании постановления незаконным удовлетворить.

Признать пункт 1 постановления администрации муниципального района «Удорский» от 22 декабря 2021 года №<Номер> «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан проживающих в многоквартирном доме № 20 по улице Юбилейная села Кослан Удорского района Республики Коми, незаконным.

Обязать администрацию муниципального района «Удорский» установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № 20 по улице Юбилейная села Кослан Удорского района Республики Коми.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.Н. Жданов

Мотивированное решение составлено к 18 часам 17 марта 2022 года.