ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-337/2023 от 12.12.2023 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2а-337/2023

УИД: 87RS0002-01-2023-000735-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года г.п. Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Замалетдинова А.А.,

при секретаре судебного заседания Манатовой А.В.,

с участием: старшего помощника Магаданского транспортного прокурора – Заикиной Ю.Б.,

представителя административного ответчика федерального казенного предприятия «Аэропорты Чукотки» – Алексеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности (аэропорт Лаврентия),

у с т а н о в и л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» (далее по тексту – ФКП «Аэропорты Чукотки») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оснастить службу авиационной безопасности аэропорты Лаврентия служебным оружием в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Магаданской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности установлено, что ФКП «Аэропорты Чукотки» длительное время не принимаются меры по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры – «Аэропорт Лаврентия», являющегося филиалом ФКП «Аэропорты Чукотки», от актов незаконного вмешательства службой авиационной безопасности, оснащенной служебным оружием. ФКП «Аэропорты Чукотки» зарегистрировано 22 октября 2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу. Основным видом деятельности является вспомогательная деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом. Указанная деятельность осуществляется предприятием, в том числе, в аэропорту Лаврентия. Федеральным агентством воздушного транспорта ФКП «Аэропорты Чукотки» как лицу, эксплуатирующему аэродром, выдан сертификат соответствия аэродрома «Лаврентия» от 21 декабря 2018 года № 001203 сроком действия до 21 декабря 2023 года, а также сертификат оператора гражданской авиации № ФАВТ.ОА.14-011 от 7 июня 2018 года, действующий бессрочно. Согласно пунктам 5, 6, 8, 9 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки», предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Чукотского автономного округа, в том числе по обеспечению авиационной безопасности, предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности. В соответствии с требованиями ст. 6 Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Федеральным агентством воздушного транспорта «Аэропорт Лаврентия» включен в реестр объектов транспортной инфраструктуры с присвоением IV категории. Сведения в отношении категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств размещены на официальном сайте Росавиации. В нарушение требований п. 10 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», ст. 83, ч. 2 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4, 10, 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», п. 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142, служба авиационной безопасности аэропорта Лаврентия ФКП «Аэропорты Чукотки» не оснащена служебным оружием. Лицензия на приобретение служебного оружия и патронов к нему ФКП «Аэропорты Чукотки» не имеет, что подтверждается письмом ФКП «Аэропорты Чукотки» от 7 сентября 2023 года № 2066. Магаданской транспортной прокуратурой в целях устранения вышеуказанного нарушения генеральному директору ФКП «Аэропорты Чукотки» внесено представление об устранении нарушений требований воздушного законодательства от 25 марта 2022 года № 02-04-24/2022, которое рассмотрено, однако фактических мер для устранения нарушения закона не принято. Согласно ответу ФКП «Аэропорты Чукотки» от 7 сентября 2023 года № 2066 до настоящего времени служба авиационной безопасности аэропорта Лаврентия не оснащена служебным оружием. Лицензия на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов отсутствует. Эксплуатация аэропорта при наличии указанного нарушения может привести к совершению актов незаконного вмешательства, влекущим причинение вреда жизни и здоровью членов экипажей воздушных судов, пассажирам, имуществу владельцев воздушных судов, грузоотправителей, работников аэропорта Лаврентия и иных лиц, определить круг которых невозможно, то есть является обстоятельством, создающим угрозу причинению вреда.

Ссылаясь на положения ст.ст. 1, 2, 4 Федерального закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», ст.ст. 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 10, 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», п. 1, 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142, просит суд признать незаконными бездействие ФКП «Аэропорты Чукотки», выразившиеся в неоснащении службы авиационной безопасности аэропорта Лаврентия служебным оружием и возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность оснастить службу авиационной безопасности аэропорта Лаврентия служебным оружием в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (том 1 л.д. 1-7).

Определением суда от 12 декабря 2023 года в удовлетворении заявления Магаданского транспортного прокурора об отводе председателя (судьи) Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Замалетдинова Альберта Айратовича, изменении территориальной подсудности дела при рассмотрении им в составе Анадырского районного суда Чукотского автономного округа настоящего дела, отказано.

Определением суда от 12 декабря 2023 года в удовлетворении заявления Магаданского транспортного прокурора о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу, по настоящему делу отказано.

В судебном заседании старший помощник Магаданского транспортного прокурора Заикина Ю.Б. административные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» Алексеева Е.Ю. административные исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниях изложенными в письменных возражениях (том 1 л.д. 141-144).

Заслушав лиц, участвующих в деле, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 217 КАС РФ, решение, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 7.1 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что подразделения транспортной безопасности представляют собой осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Воздушный кодекс РФ) авиационная безопасность это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (ч. 2).

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации это противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий (ч. 3).

В соответствии с ч. 2 ст. 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: 1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; 2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; 3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; 4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса; 5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; 6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.

В силу ч. 3 ст. 84 Воздушного кодекса РФ службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 года № 360 утверждено Положение о подготовке федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах.

В силу требований п. 1 Положения о подготовке федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах, Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», которые в соответствии с п. 1 устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Согласно п. 4, 5 Требований авиационной безопасности к аэропортам, служба авиационной безопасности аэропортов и служба авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Служба авиационной безопасности аэропортов и служба авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют, в том числе юридические лица с особыми уставными задачами.

В силу положений ст. 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе.

В соответствии с ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.

Из изложенного, следует, что предприятие только после его аккредитации уполномоченным органом в качестве подразделения транспортной безопасности признается субъектом, имеющим право на приобретение оружия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФПК «Аэропорты Чукотки» зарегистрировано и поставлено на учёт в налоговом органе – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (отдел работы с налогоплательщиками № 1 по Анадырскому району Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Чукотскому автономному округу) как юридическое лицо 22.10.2010 года (том 1 л.д. 163-166).

ФКП «Аэропорты Чукотки» в соответствии с п. 9 Устава, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1190-р, создана в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Чукотского автономного округа. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей деятельности (том 1 л.д. 147-162).

Согласно п. 8 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки», аэропорт Лаврентия является филиалом ФКП «Аэропорты Чукотки».

Аэродром гражданской авиации Лаврентия ФКП «Аэропорты Чукотки» имеет сертификат оператора аэродрома гражданской авиации от 7 июня 2018 года, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэропортов Российской Федерации под № 176 (свидетельство о государственной регистрации аэродрома № 14-9 от 21 декабря 2018 года), данная информация является общедоступной и расположена в сети «Интернет» https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-reestr-grajdanskih-ajerodromov-rf/ (том 1 л.д. 48).

В соответствии с разделом I Положения служба авиационной безопасности осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению безопасности объекта аэропорта от актов незаконного вмешательства в их деятельность, а также усиливает меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельствах.

Согласно раздела 6 Программы обеспечения авиационной безопасности филиала аэропорт Лаврентия ФКП «Аэропорты Чукотки», аэропорт Лаврентия является аэропортом гражданской авиации класс «Д» (горный), входит в аэропорты 5 класса, оказывает услуги по перевозке авиапассажиров, багажа, почты, грузов. Открыт для выполнения регулярных пассажирских, грузовых и чартерных авиаперевозок на Российских воздушных линиях.

Согласно сертификату «ФАВТ.АБ.14-053, аэропорт Лаврентия ФКП «Аэропорты Чукотки» имеет сферу деятельности авиационная безопасность (том 1 л.д. 46-47).

В соответствии со сведениями, представленными Управлением Росгвардии по Чукотскому автономному округу от 18 октября 2023 года, Управлением Росгвардии по Камчатскому краю от 23 октября 2023 года, Управлением Росгвардии по Магаданской области от 23 октября 2023 года, ФКП «Аэропорты Чукотки» заявление на получение государственной услуги в выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение и использование служебного оружия в аэропорту Лаврентия не поступали и не рассматривались (том 1 л.д. 177, 179, 180).

Магаданской транспортной прокуратурой проведена проверка в отношении ФКП «Аэропорты Чукотки» по исполнению законодательства о транспортной и авиационной безопасности, в ходе которой установлено, что служба авиационной безопасности филиала аэропорт Лаврентия ФКП «Аэропорты Чукотки» не оснащена служебным оружием.

По факту выявленного нарушения Магаданским транспортным прокурором 25 марта 2022 года генеральному директору ФКП «Аэропорты Чукотки» внесено представление № 02-04-24/2022, которое в части выявленных нарушений в сфере авиационной безопасности не исполнено, служба авиационной безопасности филиала аэропорт Лаврентия ФКП «Аэропорты Чукотки» на момент рассмотрения дела служебным оружием не оснащена. Сведений об обратном материалы дела не содержат (том 1 л.д. 24-26).

Из справки об устранении замечаний по представлению от 25 апреля 2022 года, следует, что в нарушение п. 5 указанных Правил служба авиационной безопасности аэропорта Лаврентия не оснащена служебным оружием в соответствии с действующим законодательством. Указано, что авиационная безопасность не входит в перечень субъектов, наделенных правом на приобретение оружия в порядке ст. 10 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», поскольку в действующей редакции Воздушного кодекса Российской Федерации они не являются службами с особыми уставными задачами. В настоящий период времени воздушное законодательство Российской Федерации не имеет правовой нормы, которая императивно обязывает операторов аэропортов оснащать службы авиационной безопасности оружием (том 1 л.д. 27-30).

Согласно сообщению генерального директора Б.С.В. от 7 сентября 2023 года, в службе авиационной безопасности аэропорта Лаврентия ФКП «Аэропорты Чукотки» служебное оружие не имеется и не используется. Лицензия на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов ФКП «Аэропорты Чукотки» не получалась. Помещения, предназначенные для хранения оружия (оружейные комнаты), оборудованные в соответствии с требованиями п.п. 13 ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» в аэропорту Лаврентия, отсутствуют (том 1 л.д. 35).

На запросы генерального директора ФКП «Аэропорты Чукотки» Б.С.В. о возможности оснащения работников службы авиационной безопасности служебным оружием предоставлены 21 июня 2022 года соответствующие ответы из Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, которые сводятся к тому, что обеспечение транспортной безопасности на объектах авиации возложено на службы авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий, подразделения ведомственной охраны, аккредитованные в качестве подразделений транспортной безопасности юридические лица. Подразделения транспортной безопасности при исполнении должностных обязанностей имеют право на приобретение, хранение и применение служебного огнестрельного оружия для защиты объектов транспортной инфраструктуры первой и второй категорий от актов незаконного вмешательства. Ссылаясь на п. 5 ФАП-142, указано, что несмотря на данное нормативное предписание и имеющиеся положительные решения арбитражных судов по данному вопросу, в основном в аэропортах оружие изымается, поскольку действующим нормативно-правовыми документами для САБ не определены нормы обеспечения служебным оружием и патронами к нему, а также не установлен порядок применения такого оружия сотрудниками САБ (т. 1 л.д. 168-171).

Анализируя довод прокурора о том, что Анадырским районным судом Чукотского автономного округа были приняты решения в части возложения на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанности по проведению соответствующих действий по аккредитации, суд приходит к следующему.

Изучив судебную практику Анадырского районного суда, судом приобщены к материалам дела, заверенные надлежащим образом копии вступивших в законную силу решений суда:

- в части возложения обязанности ФКП «Аэропорты Чукотки» обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Лаврентия», осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности; осуществляющих управление техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 года № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»;

- в части возложения обязанности ФКП «Аэропорты Чукотки» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Лаврентия», аккредитованное подразделение транспортной безопасности, включающее в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Лаврентия».

Данные решения суда подтверждают обязанность ФКП «Аэропорты Чукотки» предпринять меры к совершению действий, касающихся аккредитации предприятия в качестве подразделения транспортной безопасности.

Суд, изучив представленные административным ответчиком доказательства, принимает во внимание, что ФКП «Аэропорты Чукотки» на момент рассмотрения дела не прошло аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, документов подтверждающих обратное, прокурором не представлено.

Из акта, утверждённого руководителем Федерального агентства воздушного транспорта, от 3 октября 2023 года следует, что на основании п. 13 Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденного приказом Минтранса России от 1 апреля 2015 года № 145, Федеральное агентство воздушного транспорта приняло решение об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации ФКП «Аэропорты Чукотки» в качестве подразделения транспортной безопасности, что также подтверждается заключением об отказе в выдаче свидетельства об аккредитации (том 2 л.д. 64-67).

Согласно пояснениям представителя административного ответчика и представленным документам, ФКП «Аэропорты Чукотки» подготавливает пакет документов, для повторного обращения в Федеральное агентство воздушного транспорта для аккредитации предприятия в качестве подразделения транспортной безопасности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФКП «Аэропорты Чукотки» не является субъектом, имеющим право на получение разрешения (лицензии) на приобретение служебного оружия, поскольку оно не прошло аккредитацию уполномоченным органом в качестве подразделения транспортной безопасности. Аналогичные выводы содержаться в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2020 N 55-КА20-5-К8.

Доводы помощника прокурора со ссылкой на приложение 8 и 9 приказа Ространснадзора от 28.01.2022 № ВБ-52фс «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности» и довод о том, что на сегодняшний день данные требования не отменены и при проведении проверок Ространснадзор, в том числе, исследует вопросы по оснащению служб авиационной безопасности служебным оружием, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения требований.

Доводы помощника прокурора о том, что в Магаданской области приняты решения по аналогичным искам, которые удовлетворены и в последующем оставлены в силе апелляционной инстанцией, являются несостоятельными, поскольку как следует из вступивших в законную силу решений Магаданских судов, там аэропортами пройдена аккредитация в качестве подразделений транспортной безопасности.

Из норм действующего законодательства следует, что обязанность по оснащению службы авиационной безопасности служебным оружием, предусмотрена пунктом 5 Правил № 142, положениями статей 4, 8, 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности», статьями 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, для предприятия, осуществляющего аэропортовую деятельность, и отнесенного к первой и второй категории с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, аэропорт Лаврентия отнесен к пятой категории объектов транспортной инфраструктуры.

Изложенное свидетельствует о наличии у ФКП «Аэропорты Чукотки» (аэропорт Лаврентия) права, а не обязанности на оснащение сотрудников, обеспечивающих охрану аэропорта служебным оружием.

При таких условиях, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований Магаданского транспортного прокурора, поданных в защиту неопределенного круга лиц, к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оснастить службу авиационной безопасности аэропорты Лаврентия служебным оружием в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, следует отказать.

Разрешая процессуальный вопрос о взыскании судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 114 КАС РФ, при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

В соответствии с подпунктами 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судам общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

На основании изложенного государственная пошлина, от уплаты который был освобождён прокурор при подаче настоящего административного иска, не подлежит взысканию с административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Магаданского транспортного прокурора, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Чукотки» о признании незаконным бездействия федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки», выразившееся в непринятии мер по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта Лаврентия служебным оружием и возложении обязанности на федеральное казенное предприятие «Аэропорты Чукотки» оснастить службу авиационной безопасности аэропорты Лаврентия служебным оружием в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Замалетдинов

Мотивированное решение суда изготовлено 14 декабря 2023 года.