Дело № 2а-337/2023
УИД: 59RS0043-01-2023-000401-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чердынь 15 августа 2023 г.
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего Хорошевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.А.,
с участием представителя административного истца - ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, заинтересованного лица - ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО1, действующей на основании доверенностей,
представителя административного ответчика - прокуратуры Чердынского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю к прокуратуре Чердынского района, прокуратуре Пермского края о признании представления прокуратуры Чердынского района от 2 марта 2023 г. № 2-21-2023-43 об устранении нарушений трудового законодательства незаконным и отмене,
установил:
ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю обратилось с административным исковым заявлением к прокуратуре Чердынского района, прокуратуре Пермского края о признании представления прокуратуры Чердынского района от 2 марта 2023 г. № 2-21-2023-43 об устранении нарушений трудового законодательства незаконным и отмене.
В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Чердынского района с привлечением Государственной инспекции труда в Пермском крае проведена проверка по коллективному обращению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО23, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО24, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 и других сотрудников отдела безопасности о нарушениях трудового законодательства. По результатам проверки в адрес ФКУ ИК-11 поступило представление прокуратуры Чердынского района Пермского края от 02 марта 2023 г. №2-21-2023-43 об устранении нарушений трудового законодательства, решении вопроса о предоставлении дополнительных дней либо выплате денежной компенсации работникам отдела безопасности по итогам работы за 3 и 4 кварталы 2022 года. Основным документом, регулирующим порядок прохождения службы и начисления денежного довольствия сотрудникам ФСИН России, является Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 197-ФЗ. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства. В соответствии с ч. 6 ст.55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197- ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. В соответствии с ч. 6 ст.60 Закона №197-ФЗ всем сотрудникам предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 10 дней. В ИК-11 в соответствии с указанными приказами порядок начисления денежного довольствия определен в разделе 6 «Оплата груда» коллективного договора на 2022-2025 годы. В разделе 10 Правил внутреннего трудового распорядка перечислены должности с суммированным учетом служебного времени, для должностей, указанных в коллективном обращении сотрудников, установлен суммированный учет рабочего времени. Правилами внутреннего трудового распорядка для сотрудников с суммированным учетом рабочего времени установлен учетный период - квартал. На основании Приказа Минюста России от 05 августа 2021 г. № 132, приказа ФСИН России от 24 ноября 2021 г. № 1076, приказа начальника учреждения от 15 сентября 2021 г. № 177 л/е «Об установлении ненормированного служебного дня сотрудникам ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России но Пермскому краю» сотрудникам, включая указанных выше, установлен ненормированный служебный день. В связи с вступлением в силу приказа Минюста России № 132 с 22 августа 2021 г. оплата за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени сотрудникам ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не осуществлялась. В адрес ФКУ ИК-11 направлен протокол совещания ГУФСИН России но Пермскому краю от 11 октября 2022 г. № 102, в котором указано о недопустимости выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу в связи с вступлением в действие приказа Министерства юстиции РФ от 05 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в УИС РФ». Согласно указанию ГУФСИН России по Пермскому краю от 02 декабря 2022 г. №60/ТО/28-24612 недопустимо производить выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу в связи с вступлением в действие приказа Министерства юстиции РФ от 05 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в УИС РФ». Следовательно, основания для предоставления дополнительных дней отдыха, а также выплат за работу сверх нормальной продолжительности служебного времени не имеется.
Определением Чердынского районного суда Пермского края от 3 июля 2023 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Пермского края.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала, указав, что ФКУ ИК-11 является федеральным казенным учреждением - получателем бюджетных средств согласно Уставу, а не их распределителем, поскольку непосредственным учредителем является Российская Федерация в лице ФСИН России, они, как подведомственное учреждение территориального органа ГУФСИН России по Пермскому краю, не могут не выполнять указания и распоряжения, поступающие в адрес учреждения, в том числе в части выплаты денежных средств за работу сверх нормальной продолжительности дня. Те сотрудники, которые обратились в прокуратуру с коллективным обращением, несут службу по сменному графику работы. Как указано в исковом заявлении, всем сотрудникам предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. Проводятся совещания при начальнике ГУФСИН России по Пермскому краю, где дается указание непосредственно всем колониям исключить возможности выплаты за сверхотработанное время, это следует из приложенных протоколов совещаний. За 3,4 кварталы 2022 года, который сотрудники обжалуют, оплата была произведена, всем сотрудникам предоставлен отпуск за ненормированный рабочий день, выплачена по итогам 3, 4 квартала премия, которая рассчитывалась из тех часов, которые были сверх оплачены, также учитывались добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, успешное выполнение сложных задач за отработанное время. Поступило очередное указание ГУФСИН России по Пермскому краю от 23 июня 2023 г. об исключении возможности выплаты сверхмесячной нормы служебного времени, также идет ссылка на приказы № 132 и № 703. Полагает, что все действия ИК-11 законны и обоснованы.
Представитель административного ответчика - прокуратуры Чердынского района ФИО2 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, считает их незаконными. Прокуратурой района с привлечением специалиста Государственной инспекции труда в Пермском крае проведена проверка по коллективному обращению сотрудников ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о невыплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени. По результатам проверки внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, однако представление по сути было отклонено, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ - неисполнение требований прокурора, мировым судьей судебного участка № 1 Чердынского судебного района Пермского края начальник учреждения ФИО21 был привлечен к административной ответственности. Тем самым мировым судьей действия прокуратуры в части возложения обязанности в предоставлении денежных компенсаций, дополнительных дней к отпуску были признаны законными. Представитель истца указывает, что в силу своеобразности службы во ФСИН правоотношения, в том числе и трудовые, регулируются ведомственными нормативными актами. Однако не все трудовые отношения отражены в Федеральном законе № 197-ФЗ, в нем нет определения ненормированного служебного дня, также нет этого определения в подзаконных актах ФСИН.
Представитель административного ответчика - прокуратуры Пермского края в судебное заседание не явился, извещены.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона(абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I регламентировано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из приведенных правовых норм следует, что во исполнение представления прокурора должны быть предприняты конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений закона, но и причин, условий, им способствующих.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокурором Чердынского района внесено представление в адрес начальника ФКУ ИК-11 от 2 марта 2023 г. № 2-21-2023-43 об устранении нарушений трудовых прав сотрудников отдела безопасности ФКУ ИК-11. Проверкой, назначенной по коллективному обращению сотрудников отдела безопасности ФКУ ИК-11 и проведенной с привлечением Государственной инспекции труда в Пермском крае, установлено, что сотрудникам отдела безопасности установлен ненормированный рабочий день, они работают согласно графикам сменности, определен учетный период - квартал. Из табелей следует факт привлечения сотрудников к сверхурочным работам. Применение к сотрудникам отдела безопасности положений о ненормированном рабочем дне с непредставлением компенсации, предусмотренной ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197- ФЗ, за часы, отработанные сверхурочно, является незаконным, нарушает их права (л.д. 10-13).
Из письма ГУФСИН России по Пермскому краю от 02 декабря 2022 г. №60/ТО/28-24612, направленного начальникам учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю, следует, что недопустимо производить выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу в связи с вступлением в действие приказа Министерства юстиции РФ от 05 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в УИС РФ» (л.д. 14-15).
В адрес учреждений ГУФСИН России по Пермскому краю направлен протокол совещания ГУФСИН России но Пермскому краю от 11 октября 2022 г. № 102, в котором указано о недопустимости выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу в связи с вступлением в действие приказа Министерства юстиции РФ от 05 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в УИС РФ» (л.д. 16-18).
В ИК-11 порядок начисления денежного довольствия определен в разделе 6 «Оплата груда» коллективного договора на 2022-2025 годы. (л.д. 19-24).
Согласно представленным табелям учета рабочего за 3, 4 кварталы 2022 года продолжительность рабочего времени сотрудников отдела безопасности превышает 40 часов в неделю (л.д. 25-42).
Приказом ФКУ ИК-11 от 21 марта 2020 г. утверждены внутренний трудовой распорядок и регламент служебного времени (л.д. 45).
Приказом ФКУ ИК-11 от 15 сентября 2021 г. установлен ненормированный служебный день сотрудникам отдела безопасности, в том числе в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО23, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО24, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 (л.д. 53-55).
Данным сотрудникам, согласно справке ФКУ ИК-11, за 2022 год предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, а также на основании приказов ФКУ ИК-11 от 18 октября 2022 г., 22 декабря 2022 г., 23 декабря 2022 г., 28 декабря 2022 г. выплачены премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.
Свидетель ФИО22 в судебном заседании пояснила, что в ИК-11 поступили указания от руководства, что при решении вопроса о премировании исправительное учреждение не может принимать во внимание сверхурочную работу сотрудников. Однако по усмотрению начальника учреждения в 3 квартале сотрудникам отдела безопасности распределяли квартальную премию с учетом работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, поскольку фонда оплаты не хватило, некоторые сотрудники в полном объеме денежные средства за переработанные часы не получили, в 4 квартале премию за отработанные сверхурочные часы не распределяли.
Служба в органах уголовно-исполнительной системы, порядок и условия прохождения службы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (часть 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации").
19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", которым урегулированы правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника.
В силу ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" служебное время - время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Закона № 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Согласно ч.5 ст. 55 Закона № 197-ФЗ ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Исходя из ст. 56 Закона № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом. Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня. Правила внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы утверждаются в порядке, определяемом федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Из ст. 57 Закона № 197-ФЗ следует, что время отдыха - время, в течение которого сотрудник свободен от исполнения служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Приказом Минюста России от 05 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №11, далее - Порядок).
Согласно п. 7 Порядка сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона № 197-ФЗ.
В соответствии с п. 11 Порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни:
в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки;
сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
Согласно п.п. 14-15 Порядка дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в УИС, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска. Право на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени.
Согласно требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с несением службы в уголовно-исполнительной системе, графики сменности у сотрудников должны формироваться с учетом нормальной продолжительности служебного времени не более 40 часов в неделю и не более 168 часов в месяц (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13 августа 2009 г. N 588н "Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю").
При суммированном учете рабочего времени учетный период рабочего времени (месяц, квартал) превышает неделю, но установленная в нем суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов за этот период.
Из табелей учета использования рабочего времени отслеживается не эпизодическое, в случае необходимости, а систематическое привлечение сотрудников отдела безопасности ИК-11 к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, например, ФИО23 в июле 2022 г. отработал 300 часов вместо положенных по закону 168 часов, ФИО24 - 312 часов. В августе 2022 г. ФИО23 отработал 288 часов, ФИО24 - 312 часов. В сентябре ФИО23 - 222 часа, ФИО24 - 234 часа. В октябре 2022 г. ФИО23 - 264 часа, ФИО24 - 312 часов, в ноябре 2022 г. ФИО24 - 264 часа, в декабре 2022 г. ФИО24 - 278 часов, ФИО23 - 208 часов.
Аналогичным образом сведениями из табелей учета использования рабочего времени подтверждается систематическое привлечение иных сотрудников отдела безопасности к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
Объективных доказательств, ставящих под сомнение факты привлечения сотрудников ИК-11 к работе сверх нормы рабочего времени, в материалы дела не представлено, судом принимаются во внимание все имеющиеся письменные доказательства и показания свидетеля ФИО22, которые в совокупности подтверждают фактическое исполнение сотрудниками отдела безопасности служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, которые им не компенсируются, при наличии у данных лиц права на компенсацию в виде предоставления дней отдыха либо начисления выплат в денежной форме.
Обстоятельства неуплаты подтверждаются и доводами административного искового заявления, из которого следует, что в связи с вступлением в силу приказа Минюста России № 132 с 22 августа 2021 г. оплата за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени сотрудникам ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю не осуществлялась.
Ссылка свидетеля ФИО22 на частичное возмещение сотрудникам часов переработки за счет выплаты премий в 3 квартале 2022 года не свидетельствует о полном восстановлении прав сотрудников отдела безопасности ИК-11, учитывая, что из приказов о выплате премий невозможно с достоверностью установить, в связи с чем работниками получено вознаграждение - за высокие показатели в работе либо за несение службы сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени.
Изложенные выше обстоятельства правомерно расценены прокуратурой Чердынского района не как эпизодическое, а системное привлечение сотрудников отдела безопасности ИК-11 к выполнению служебных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени без предоставлении соответствующей компенсации за сверхурочную работу, и при реализации возложенных законом функций по надзору административным ответчиком приняты меры посредством внесения представления об устранении нарушений закона по выбору работодателя - предоставлением дополнительных дней либо выплатой денежных компенсаций сотрудникам отдела безопасности по итогам работы за 3 и 4 кварталы 2022 года.
Суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемое представление прокурора соответствует требованиям закона, нарушение прав административного истца по смыслу положений ст.218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказано, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании административным ответчиком не представлено доказательств пропуска срока обжалования представления прокурора и не заявлено требований о применении последствий пропуска срока для обращения в суд, в связи с чем у суда не имеется оснований для совершения соответствующего процессуального действия.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю к прокуратуре Чердынского района, прокуратуре Пермского края о признании представления прокуратуры Чердынского района от 2 марта 2023 г. № 2-21-2023-43 об устранении нарушений трудового законодательства незаконным и отмене оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд Пермского края.
Председательствующий Н.Н. Хорошева
Мотивированное решение суда изготовлено 29 августа 2023 г.