ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3380/2021 от 11.10.2021 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело №2а-3380/2021

УИД: 26RS0003-01-2021-005010-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2021 г. г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Волковская М.В.,

при секретаре судебного заседания Орловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Кравченко В. Н. к администрации <адрес>, комитету градостроительства администрации <адрес>, комиссии по землепользованию и застройке <адрес> (заинтересованное лицо: Ткаченко О. А., ООО «Специализированный застройщик Эвелин КМ-1») об оспаривании решений,

У С Т А Н О В И Л:

Кравченко В.Н. обратился в суд с административным иском к администрации <адрес>, комитету градостроительства администрации <адрес> и просит суд:

признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>;

признать незаконным и отменить разрешение на строительство №26-309000-6с-2021 от ДД.ММ.ГГГГ выданное ООО «Специализированный застройщик Эвелин КМ-1» для строительства многоквартирного жилого дома с встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером

признать незаконным решение комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления разрешения Ткаченко О. А. отклонится от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес> до увеличения предельного количества этажей здания до 23 этажей;

обязать главу <адрес> совершить действия, направленные на отмену постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указаны следующие обстоятельства. ООО «Специализированный застройщик Эвилин КМ-1» осуществляет строительство многоквартирного жилого дома с встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером . Ознакомившись с информационным стендом паспорта объекта, расположенным на ограждении строительной площадки, усматривается, что ООО «Специализированный застройщик Эвилин КМ-1» планирует осуществить строительство жилого дома в территориальной зоне 23 этажа. При этом, застройщику было выдано разрешение на строительство данного многоквартирного жилого дома на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разрешающие отклониться от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного количества этажей здания до 23 этажей. Административный истец считает, что Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разрешающие отклониться от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного количества этажей здания до 23 этажей и решение комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также разрешение на строительств с-2021 от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, принятые в нарушения земельного законодательства и подлежащие отмене по следующим основаниям. Согласно Решению Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 136 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования <адрес> края" зона многоэтажная жилая застройка Ж-0 (высотная застройка) допускает предельное количество этажей зданий, строений, сооружений - 12 этажей. В соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Согласно ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса Таким образом, решение об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства возможно принять, только при наличии исключительных условий для конкретного земельного участка. Истец отмечает, что в Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и в решении комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также разрешении на строительств с-2021 от ДД.ММ.ГГГГ не содержится каких-либо сведений либо объективных причин о необходимости для собственника земельного участка отклониться от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного количества этажей здания до 23 этажей, в связи с чем считает, что обжалуемые решения главой администрации <адрес> и руководителя Комитета градостроительства администрации <адрес> не отвечают требованиям предъявляемым к такого рода документов, а проведенные комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ носили формальный характер, и были проведены без процедуры предъявляемые к проведению публичных слушаний. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях
неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и
свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской
Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 508-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 389-0-0 и от ДД.ММ.ГГГГ N 314-0-0).

Впоследствии административным истцом были представлены дополнительные пояснения к административному исковому заявлению (л.д. 151). Административный истец узнал о планируемом строительстве
многоквартирного жилого дома с встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022405:943 в конце июля 2021 года, после ознакомления с информационным стендом паспорта объекта, расположенным на ограждении строительной площадки. Впоследствии, данная информация была проверена административным
истцом на общедоступном сайте наш.дом.рф. «Единая информационная система жилищного строительства», где содержатся сведения о планируемом объекте строительства, его этажности и соответственно о застройщике осуществляющим данное строительство. ДД.ММ.ГГГГКравченко В. Н. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации <адрес>, комитету градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным и отмене Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на строительство с-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, а также решения комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Определением Ленинского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № М-4081/2021 административное исковое заявление Кравченко В. Н. к администрации <адрес>, комитету градостроительства администрации <адрес>, было возращено заявителю с разъяснением о подсудности рассмотрения данного административного искового заявления в Октябрьском районном суде <адрес>. В соответствии с ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Во исполнение определения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № М-4081/2021, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с аналогичным административным заявлением в Октябрьский районный суд <адрес>, то есть в пределах трех месяцев с момента как истцу стало известно о нарушенном праве.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена комиссия по землепользованию и застройке <адрес> (л.д. 147).

Административным ответчиком администрацией <адрес> в суд представлен отзыв на административный иск, в котором администрация <адрес> просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В отзыве администрации <адрес> указано на то, что оспариваемое постановление администрации <адрес> «О
предоставлении разрешения на отклонение от предельных
параметров разрешенного строительства на земельном участке
с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация,
<адрес>, г.о. <адрес>,
1/1» принято в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса
Российской Федерации, Положением о порядке организации и проведения
общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам
градостроительной деятельности на территории муниципального
образования <адрес> края, утвержденным
решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, с
учетом заключения от ДД.ММ.ГГГГ о результатах общественных обсуждений,
проведенных комиссией по землепользованию и застройке города
Ставрополя, рекомендации главе <адрес> о предоставлении
разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного
строительства на земельном участке с кадастровым номером
по адресу: Российская Федерация, <адрес>,
г.о. <адрес>, информационных
оповещений в газете «Вечерний Ставрополь» от ДД.ММ.ГГГГ,
от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации ТкаченкоО. А. обратилась
с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных
параметров разрешенного строительства на земельном участке в части
увеличения предельного количества этажей зданий до 23 этажей. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером площадью 12702 кв. м по адресу: Российская Федерация, <адрес>, г.о. <адрес> имеет вид разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6), хранение автотранспорта (2.7.1), для многоэтажной застройки», находящийся в собственности Ткаченко О. А. (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес> края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-0. Зона многоэтажной жилой застройки. Согласно прилагаемому к заявлению заключению главного инженера проекта от ДД.ММ.ГГГГ неблагоприятные, в первую очередь, инженерно- геологические характеристики земельного участка, возможно компенсировать путем увеличения высоты проектируемых зданий. Запрашиваемое отклонение от предельных параметров разрешенного
строительства соответствует требованиям земельного, градостроительного
законодательства, Правилам землепользования и застройки муниципального
образования <адрес>, техническим регламентам, строительным
нормам и правилам, предоставление разрешения на отклонение от
предельных параметров разрешенного строительства возможно. При проведении общественных обсуждений принял участие 1 участник
общественных обсуждений, который был оповещен в порядке,
предусмотренном частью 4 статьи 39 ГрК РФ. В ходе проведения общественных обсуждений не было получено предложений и замечаний от граждан - участников общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения. Предложения и замечания иных участников общественных обсуждений
не поступили. Ввиду вышеизложенного, вносимым на рассмотрение проектом постановления администрации <адрес>, в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования <адрес> края, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом заключения от ДД.ММ.ГГГГ о результатах общественных обсуждений, проведенных комиссией по землепользованию и застройке <адрес>, рекомендации главе <адрес> о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства рекомендовано принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>, г.о. <адрес>. На основании вышеизложенного, административный ответчик считает, что постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятое на основании результатов проведенных общественных обсуждений, соответствует требованиям действующего законодательства. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Поскольку решение органа, наделенного государственными полномочиями, в данном случае постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оспаривается истцом по правилам главы 22 КАС РФ, то в соответствии с пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ устранение допущенного нарушения обусловлено непосредственной обязанностью уполномоченного органа повторно рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, что согласуется с положениями ст. 10 Конституции Российской Федерации, пункта 1 ч. 2, пункта 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ. Пункт 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам. В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть
законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех
доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Административным ответчиком комитетом градостроительства администрации <адрес> в суд представлен отзыв на административный иск, в котором комитет просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В отзыве комитета градостроительства администрации <адрес> указано на то, что в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая
решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46). Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц. Между тем, Кравченко В.Н. не указано каким образом обжалуемые правовые акты нарушают его права, обязанности и законные интересы, какие препятствия созданы для их реализации. Административный ответчик полагает, данное обстоятельство является прямым основанием для отказа в
удовлетворении искового заявления. По существу заявленных требований поясняем следующее. В соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Ткаченко О.А.ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - разрешение на отклонение) в части предельного количества этажей - 23 надземных этажа в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> (далее - земельный участок). В порядке, определенном статьями 5.1, 39, 40 ГрК РФ, в соответствии с Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования <адрес> края, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее соответственно – административный регламент, муниципальная услуга) вопрос о предоставлении разрешения на отклонение был рассмотрен на общественных обсуждениях, проводимых комиссией по
землепользованию и застройке <адрес> (далее - Комиссия). В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил
землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, действовавших на момент проведения общественных обсуждений, земельный участок располагался в территориальной зоне «Ж-0. Зона многоэтажной жилой застройки», градостроительным регламентом которой для вида разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» предусмотрен параметр предельного количества этажей - 12. Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, согласно которому заявителю необходимо предоставить, в том числе, информационные и демонстрационные материалы по вопросу предоставления разрешения на отклонение. Данная информация предоставляется заявителем в обоснование запрашиваемых отклонений от предельных параметров разрешенного строительства и наличия у земельного участка характеристик, неблагоприятных для застройки. Указание сведений, подтверждающих наличие у земельного участка характеристик, неблагоприятных для застройки, предусмотрено формой заявления о предоставлении разрешения на отклонение, соответствующая графа формы заполняется правообладателем такого земельного участка. Однако, в связи с тем, что в большинстве случаев информация о неблагоприятных характеристиках земельного участка имеет значительный объем и не может быть помещена в выделенное поле, заявители предоставляют такую информацию в качестве приложения к заявлению и принимаются Комиссией для рассмотрения в качестве информационного материала. Действующим законодательством не предусмотрены требования к форме и содержанию информационных и демонстрационных материалов по вопросу предоставления разрешения на отклонение, а также к компетенции лиц, подготавливающих такие материалы. Заявитель вправе сам выбирать запрашиваемые предельные параметры разрешенного строительства на земельном участке, в отношении которого запрашивается отклонение. Орган местного самоуправления не уполномочен действующим законодательством
на проведение анализа сведений о компетентности лиц, составивших соответствующие заключения о неблагоприятных характеристиках земельного участка. Информационные и демонстрационные материалы, предоставленные заявителем, не являются частью проектной документации на строительство. Комиссия при принятии решения рассматривает принципиальную возможность размещения объектов капитального
строительства с запрашиваемым отклонением от предельных параметров, но не конкретное проектное предложение. Заявителем представлено заключение ООО «Эвилин-проект», в котором описаны неблагоприятные характеристики земельного участка, в отношении которого запрашивалось разрешение на отклонение, а именно: рельеф площадки неровный, техногенно измененный в процессе проведения демонтажных работ заводских корпусов, подземных коммуникаций и т.д.; категория сложности инженерно-геологических условий площадки строительства - сложная, так как имеются специфические грунты, а также текучепластичные глины, высокий уровень грунтовых вод; залегание несущих грунтов на разной глубине заложения в основании фундаментной плиты, а также возможность формирования «верховодки» в рыхлых грунтах обратной засыпки, отмеченных на участке. На заседании Комиссии, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, были рассмотрены указанные неблагоприятные для застройки факторы. Вместе с тем ООО «Эвилин-проект» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, основания для сомнений в профессионализме лица, составившего заключение, отсутствуют. По результатам рассмотрения документов Комиссия посчитала обоснование необходимости в предоставлении разрешения на отклонение мотивированным, в связи с чем было рекомендовано принять решение о предоставлении разрешения на отклонение на земельном участке. В соответствии со статьей 40 ГрК РФ, на основании рекомендации Комиссии постановлением от ДД.ММ.ГГГГТкаченко О.А. предоставлено разрешение на отклонение на земельном участке. Документы, предусмотренные административным регламентом, заявителем предоставлены в полном объеме. Нарушения процедуры проведения общественных обсуждений не допущены. Ввиду изложенного постановление от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с нормами действующего законодательства, общественные обсуждения также проведены Комиссией на основании процедур, предусмотренных правовыми актами и ГрК РФ, основания для их отмены отсутствуют. В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство
представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства объекта
капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешение орган. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в этой части статьи. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 ГрК РФ). Уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 ГрК РФ). Строительство объекта - многоквартирного жилого дома о встроенно-
пристроенными помещениями и автостоянками, на земельном участке по
<адрес> начато на основании выданного комитетом градостроительства администрации <адрес> (далее - Комитет) ООО «Специализированный застройщик Эвилин КМ-1» в порядке, предусмотренном статьей 51 ГрК РФ, разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГс-2021. В силу частей 1 и 9 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 данной статьи. В соответствии с положительным заключением экспертизы ООО «СЕРКОНС» от ДД.ММ.ГГГГ проектная документация объекта, в том числе решения по количеству этажей, соответствуют требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО «Специализированный застройщик Эвилин КМ-1», обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на строительство, представило в составе пакета документов, в том числе положительное заключение
экспертизы, предметом которой была проверка проектной документации объекта на соответствие действующему законодательству, у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, а также были соблюдены требования части 11 статьи 51 ГрК РФ. Кроме того, статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС
РФ). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также
невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Кравченко В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением в Октябрьским районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ. Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ). Доводы административного истца о том, что он ранее обращался в суд с
аналогичными требованиями, однако административный иск был ему возвращен на основании определения суда, вступившего в законную силу, административный ответчик считает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства течение процессуального срока не прерывают и не могут служить основанием для его восстановления. Учитывая изложенные обстоятельства, административный ответчик полагает заявленные требования незаконными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель административного истца Кравченко В.Н. адвокат Меньшакова А.А. административный иск поддержала и просила его удовлетворить.

Представители административных ответчиков администрации <адрес> по доверенности Беляев С.И., комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности Чернусская Е.Н. и представитель заинтересованного лица ООО «Специализированный застройщик Эвелин КМ-1» по доверенности Булахов Р.В. - просили в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Истец Кравченко В.Н., заинтересованное лицо Ткаченко О.А., представитель административного ответчика комиссии по землепользованию и застройке <адрес>Мясоедов А.А., - в судебное заседание не явились, будучи извещенными о его времени и месте надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, по существу заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.

Поскольку административный истец не является субъектом спорных правоотношений, суд принимает доводы истца о том, что о принятии оспариваемых решений истцу стало известно в конце июля 2021 года после ознакомления с информационным стендом паспорта объекта, расположенным на ограждении строительной площадки. Данные доводы административного истца иными лицами, участвующими в деле, не опровергнуты. Административный иск поступил в суд 15.09.2021, то есть в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.

В силу ч. 2 ст. 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Судом установлено, что Ткаченко О. А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 26:12:022405:943, площадью 12702 кв.м., по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), хранение автотранспорта, для многоэтажной застройки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГТкаченко О.А. выдано положительное градостроительное заключение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного количества этажей зданий до 23 этажей.

Согласно выписке из заключения о результатах общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия по землепользованию и застройке <адрес> в ходе проведения общественных обсуждений, состоявшихся с ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, решила: рекомендовать главе <адрес> принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в части увеличения предельного количества этажей зданий до 23 этажей.

Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь», от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете «Вечерний Ставрополь», от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ принято решение предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения предельного количества этажей зданий до 23 этажей на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов.

Согласно пояснительной записке к указанному постановлению администрации <адрес>, собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 12702 кв.м. является Ткаченко О.А., которая обратилась с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке в части увеличения предельного количества этажей до 23 этажей. Указанный земельный участок находится в зоне Ж-0 – зона многоэтажной жилой застройки.

Согласно прилагаемому к заявлению заключению главного инженера проекта от ДД.ММ.ГГГГ неблагоприятные, в первую очередь, инженерно-геологические характеристики земельного участка, возможно компенсировать путем увеличения высоты проектируемых зданий.

ДД.ММ.ГГГГ комитет градостроительства администрации <адрес> выдал ООО «Специализированный застройщик Эвелин КМ-1» разрешение на строительство №26-309000-6с-2021 – на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками по <адрес> в <адрес>, количество этажей – 1, 2, 17, 20, 24, количество подземных этажей – 1. Срок действия разрешения на строительство – до ДД.ММ.ГГГГ.

Суду представлены технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий в отношении комплекса многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками по <адрес>, положительное заключение экспертизы на указанный многоквартирный жилой дом.

Согласно сведениям, представленным ООО «Специализированный застройщик Эвелин КМ-1» по состоянию на 29.09.2021 застройщиком осуществлено строительство 7 этажей многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками, что составляет 45 % строительной готовности объекта застройки.

Таким образом, судом установлено, что процедура согласования отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, установленная ст. 40 ГрК РФ, соблюдена в полном объеме. Сведений о том, что спорный многоквартирный комплекс находится в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не имеется.

Оспариваемые административным истцом решения: постановление администрации города Ставрополя, разрешение на строительство, решение комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя – приняты компетентными органами в строгой последовательности в соответствии с установленной законом процедурой.

Таким образом, судом не установлено оснований для признания незаконными: постановления администрации города Ставрополя от 20.11.2020 №1958, разрешения на строительство от 11.02.2021 №26-309000-6с-2021, решения комиссии по землепользованию и застройке города Ставрополя от 27.10.2020 в оспариваемой административным истцом части.

Требование административного истца в части отмены оспариваемых решений в любом случае не подлежит удовлетворению, поскольку законом суду не представлены полномочия по отмене актов муниципальных органов. Такого способа защиты права как отмена судом какого-либо решения муниципального органа законом не предусмотрено.

Поскольку суд отказывает административному истцу в требованиях о признании незаконными оспариваемых решений, то не имеется оснований для возложения на административных ответчиков каких-либо обязанностей в порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Кравченко В.Н.:

о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлениии разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес>;

о признании незаконным и отмене разрешения на строительство №26-309000-6с-2021 от ДД.ММ.ГГГГ выданное ООО «Специализированный застройщик Эвелин КМ-1» для строительства многоквартирного жилого дома с встроенно-пристроенными помещениями и автостоянками по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером ;

о признании незаконным решения комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления разрешения Ткаченко О. А. отклонится от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, <адрес> до увеличения предельного количества этажей здания до 23 этажей;

о возложении обязанности на главу города Ставрополя совершить действия, направленные на отмену постановления администрации города Ставрополя от 20.11.2020 №1958,

-оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15.10.2021.

Судья М.В. Волковская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>я