РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2022г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Аладина Д.А., при секретаре Громовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3380/22 по административному иску ФИО2 к Раменскому управлению ЗАГС ГУ ЗАГС о признании незаконным решения, обязании внести изменения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился с административным иском к Раменскому управлению ЗАГС ГУ ЗАГС , в котором просил суд признать незаконным решение Раменского управления ЗАГС ГУ ЗАГС от , которым ФИО2 было отказано во внесении изменений в актовую запись о заключении брака и о рождении ребенка и обязать Раменское управление ЗАГС ГУ ЗАГС устранить нарушения законодательства, мотивируя требования тем, что истец обратился в Раменское управление ЗАГС ГУ ЗАГС с заявлением о внесении изменений в записи актов: в свидетельстве о заключении брака его отчество «ФИО2» и в свидетельстве о рождении его ребенка ФИО2, дополнив запись в данных документах отчество отца «ФИО2». Во внесении дополнений ему было отказано в связи с отсутствием копии записи акта о его рождении, а также по причине того, что ответы на запросы с Дома торжественных событий (ЗАГС) не поступили, и срок рассмотрения заявления истек. С данным отказом он не согласен, поскольку предоставлял пакет документов, в том числе копию своего свидетельства о рождении с переводом на русский язык.
В судебном заседании истец ФИО2 требования иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Раменского управления ЗАГС ГУ ЗАГС в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представил возражения на иск, которыми возражала против удовлетворения исковых требований в части признания незаконным решения, в части внесения изменений в актовые записи не возражала.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 19 ГК РФ (части 1 - 3) гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.
Согласно статье 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.
Статьей 58 Федерального закона от N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее по тексту также - Закон об актах гражданского состояния) предусмотрено, что лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего переменить фамилию, собственно имя и (или) отчество. Перемена имени подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.
В силу статьи 59 Закона об актах гражданского состояния заявление о перемене имени подается в орган записи актов гражданского состояния в письменной форме лично лицом, желающим переменить имя. В этой же статье закреплены требования, предъявляемые к заявлению о перемене имени, а также указаны документы, представляемые с таким заявлением.
Статьей 60 названного Закона установлено, что государственная регистрация перемены имени производится на основании заявления о перемене имени. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления. При получении заявления о перемене имени орган записи актов гражданского состояния запрашивает копии записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения в связи с переменой имени, от органов записи актов гражданского состояния по месту их хранения. В случае, если лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные одновременно с заявлением о перемене имени, подлежат возврату.
ФИО2 обратился в ФИО2 Раменского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС с заявлением о внесении изменений в указанные записи актов: дополнить отчество жениха «ФИО2» в запись акта о заключении брака, дополнить отчество отца «ФИО2» в запись акта о рождении его несовершеннолетнего ребенка.
Ныне оспариваемым решением Раменского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС от , ФИО2 было отказано во внесении изменений в актовую запись и в проставлении в графе "отчество" "ФИО2".
В соответствии со ст. 58 Семейного кодекса Российской Федерации гражданин с рождения имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя гражданина Российской Федерации включает в себя фамилию, собственно имя и отчество.
Государственная регистрация перемены имени регламентируется Главой VII Федерального закона N 143 от "Об актах гражданского состояния".
Лицо, достигшее возраста 14 лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, имя, отчество. Заявление о перемене имени подается в орган ЗАГС по месту жительства либо по месту государственной регистрации рождения. В заявлении указывается фамилия, имя, отчество заявителя до перемены имени, а также указывается фамилия, имя, отчество заявителя после перемены имени.
Исключение отчества (любого элемента имени) законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Как указывает ответчик в ФГИС ЕГР ЗАГС имеется запись о заключении брака от ., составленная на ФИО2 и ФИО2ФИО2 ЗАГС города-курорта Сочи Управления ЗАГС; запись акта о рождении от ., составленная ФИО2 Одинцовского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС на ФИО2.
Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится в соответствии с требованиями Федерального Закона Российской Федерации № 143-ФЗ от 15.11.1997г. «Об актах гражданского состояния» при наличии оснований.
Основанием для дополнения отчества заявителя является запись акта о его рождении. Запись акта о рождении ФИО2 составлена торжественных событий.
В соответствии с п. 2 ст. 72 указанного Закона орган ЗАГС запрашивает копию записи акта гражданского состояния, подтверждающую наличие оснований для внесения исправления или изменения в компетентном органе иностранного государства.
На запросы копии записи акта о рождении ФИО2 от ., от . из Хмельницкого Дома торжественных событий (ЗАГС) ответ не поступил.
В связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие оснований для внесения исправлений и истечением срока рассмотрения заявления, заявителю ФИО2 было отказано во внесении изменений в запись акта гражданского состояния.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Оценивая собранные по делу доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика Раменского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС не противоречит нормам действующего законодательства, оспариваемое решение является законным. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в предусмотренной законом форме и в установленный срок, является мотивированным.
Заявителем в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств неполноты, незаконности и недостаточности действий (бездействий) административного ответчика, фактически административным истцом оспаривается отсутствие желаемого для нее результата как следствия принятого административным ответчиком решения, ныне ею оспариваемого.
Из смысла ст. ст. 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Предусмотренной законом совокупности условий для удовлетворения административного иска отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При этом лицо, обращающееся за судебной защитой, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.
Учитывая изложенное, исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов, наличие представленных доказательств, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в части признания решения Раменского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС от не имеется.
Вместе с тем, анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, суд приходит к выводу о наличии установленных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО2 в части обязании Раменское управление ЗАГС Главного управления ЗАГС внести изменения в записи актов гражданского состояния: о заключении брака от ., составленную ФИО2 ЗАГС города-курорта Сочи Управления ЗАГСна ФИО2 и ФИО2; запись акта о рождении от составленную ФИО2 Одинцовского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС на ФИО2.
Из материалов дела следует и установлено судом, что за ФИО2 ЗАГС города-курорта Сочи Управления ЗАГС, была составлена запись акта гражданского состояния – заключения брака между ФИО2ФИО2.
При составлении записи были допущена описка: не указано отчество ФИО2, в то время как в паспорте, отчество истца указано «ФИО2».
за ФИО2 Одинцовского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС , была составлена запись акта гражданского состояния – рождения ФИО2, года рождения, при составлении которой были допущены описки: ее отец был указан как ФИО2, отчество не указано, тогда как следовало указать «ФИО2».
На основании ч. 1 ст. 69 Федерального закона N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами.
При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.
Основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является:
запись акта об усыновлении;
запись акта об установлении отцовства;
запись акта о перемене имени;
решение суда;
решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка;
заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;
заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);
документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица;
документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее;
заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 70 Федерального закона.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм закона позволяет суду прийти к выводу об удовлетворении требований ФИО2 в данной части.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить частично.
Внести изменения в запись акта о рождении от . ФИО2 Одинцовского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС на ФИО2, года рождения, дополнительно указав/исправив отчество ФИО2 на «ФИО2».
Внести изменения в запись акта о заключении брака ФИО2 и ФИО2 от . ФИО2 ЗАГС города-курорта Сочи управления ЗАГСРФ, дополнительно указав/исправив отчество ФИО2 на «ФИО2».
Требования ФИО2 к Раменскому управлению ЗАГС ГУ ЗАГС о признании решения Раменского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС от незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья
Мотивированное решение изготовлено