05RS0031-01-2021-016418-82
Дело № 2а-3383/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 12.08.2021
мотивированное: 26.08.2021
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Сулеймановой Р.М.,
с участием представителя административной истицы Сефербековой М.И. Гамзаева Р.Г.,
представительницы административного ответчика Управления Росреестра по РД Рамазановой Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сефербековой ФИО10 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решения об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости № КУВД-001/2021-23657376/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», обязании включить в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – указанном земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решения об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости № КУВД-001/2021-23657376/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», обязании включить в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – указанном земельном участке.
В обоснование административного иска указывается на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РД вынесено решение о признании незаконным решения об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости № КУВД-001/2021-23657376/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». Решение обосновано тем, что выписка из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не имеет порядкового номера, на ней не проставлена дата выдачи, следовательно, она противоречит п. 1 Указа Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ№-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», а также п. 1 ст. 8 ФЗ «Об архивном деле в РФ». Административная истица с таким решением административного ответчика не согласна. Ч. 8 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен исчерпывающий перечень оснований отказа во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтённом земельном участке. В оспариваемом решении административный ответчик ссылается на указанную норму закона, но не конкретизирует, какое из содержащегося в норме перечня послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления. В регистрационный орган был представлен оригинал выписки из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, а также схема расположения земельного участка, утверждённая еще в 2008 году, основания для отказа во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом земельном участке.
Письменные возражения на административный иск не поступили.
Надлежаще извещенная административная истица ФИО2 на рассмотрение дела не явилась, от неё поступило ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
В судебном заседании представитель административной истицы ФИО2 по доверенности ФИО4 поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представительница административного ответчика Управления Росреестра по РД ФИО5 в суде возражала против удовлетворения иска, указав на основания, изложенные в рассматриваемом отказе, а именно на отсутствие в выписке из постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка порядкового номера и даты его выдачи.
Суд считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Административной истицей ФИО2 на разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконным решения Управления Росреестра по РД об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости № КУВД-001/2021-23657376/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», обязании включить в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – указанном земельном участке.
Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение Управления Росреестра по РД вынесено ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваемый административный иск направлен в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявителем установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок подачи административного иска не нарушен, спор подлежит рассмотрению по существу.
Как следует из материалов административного дела, истица ФИО2 обратилась в Управление Росреестра по РД за включением в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Уведомлением № КУВД-001/2021-23657376/1 от ДД.ММ.ГГГГ во включении в ЕГРН сведений об указанном земельном участке как ранее учтённом отказано.
Свой отказ Управление Росреестра по РД мотивировало тем, что представленная заявительницей выписки из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка не имеет порядкового номера, в неё не указана дата выдачи, что противоречит п. 1 Указа Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ№-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», а также п. 1 ст. 8 ФЗ «Об архивном деле в РФ».
Ч. 1 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – ФЗ № 218-ФЗ) определено, что отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются положениями этого федерального закона.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного ст. 62 ФЗ № 218-ФЗ указанного закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено названным Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно ст. 13 ФЗ № 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 8 ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Обращаясь в Управление Росреестра по РД за включением в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, административная истица ФИО2 приложила к своему заявлению выписку из постановления <адрес> РД № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО6 из фонда перераспределения земель администрации <адрес> (земель сельскохозяйственного назначения) в кадастровом квартале № бесплатно предоставлен земельный участок площадью 0,05 Га.
К указанному постановлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 05:07:90, где цветом отмечен земельный участок ФИО2
Сторонами не оспаривалось, что какие-либо иные документы заявительницей в регистрационный орган не представлялись.
Вместе с тем, указанные документы (выписка из постановления органа местного самоуправления и схема расположения земельного участка) не являются экземплярами или копиями оригиналов постановления о предоставлении земельного участка и утверждённой схемы.
Указанные выписка из постановления и схема расположения земельного участка являются самостоятельными документами, изготовленными главой администрации <адрес> К. Курбановым.
При этом на указанных документах отсутствуют сведения о дате их изготовления и регистрационном номере, что не позволяет достоверно установить, когда именно данные документы были изготовлены.
С ДД.ММ.ГГГГ в РФ действует государственный стандарт ФИО8 6.30-2003. «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Согласно п. 3.11 указанного ГОСТа датой документа является дата его подписания или утверждения, для протокола - дата заседания (принятия решения), для акта - дата события. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату. Дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами.
Согласно п. 3.12 указанного ГОСТа регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др. Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.
С ДД.ММ.ГГГГ в РФ действует новый ФИО8 7.0.97-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».
Согласно п. 5.10 указанного ГОСТа к реквизитам документа относится дата документа, которая соответствует дате подписания (утверждения) документа или дате события, зафиксированного в документе. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату.
В силу п. 5.11 указанного ГОСТа Регистрационный номер документа - цифровой или буквенно-цифровой идентификатор документа, состоящий из порядкового номера документа, который, по усмотрению организации, может дополняться цифровыми или буквенными кодами (индексами) в соответствии с используемыми классификаторами (индексом дела по номенклатуре дел, кодом корреспондента, кодом должностного лица и др.).
Обоснованной является и ссылка административного ответчика на положение п. 1 Указа Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ№-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», а также п. 1 ст. 8 ФЗ «Об архивном деле в РФ», согласно которому государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций. Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.
Как было указано выше, представленные административной истицей выписка из постановления о предоставлении земельного участка, а также схема расположения земельного участка, не являются копиями первичных документов, а являются самостоятельными документами, изготовленными должностным лиуом органа местного самоуправления.
Требование о наличии реквизитов на данных документах не является простой формальностью. В отсутствие таких реквизитов невозможно установить, когда и при каких обстоятельствах были изготовлены данные документы, а, значит, невозможно проверить, обладало ли подписавшее документы лицо полномочиями на их заверение.
Отсутствие регистрационного номера означает, что изготовление данных документов не отражено ни в каких регистрационных журналах, что также затрудняет или даже исключает возможность проверки законности данных документов.
В обжалуемом отказе административный ответчик также обоснованно ссылается на положения ст. ст. 8, 18 и 22 ФЗ «Об архивном деле в РФ», согласно которым по истечении 5-летнего срока хранения документов их оригиналы должны сдаваться в архив, следовательно, глава администрации органа местного самоуправления не вправе изготавливать и заверять выписки из данных документов.
Сам по себе тот факт, что административный ответчик в обжалуемом уведомлении не сделал ссылку на конкретный пункт ч. 8 ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ, не влечёт незаконность данного уведомления. Изложенные в уведомлении основания соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ.
Довод представителя административной истицы о том, что копии первичных документов могли быть запрошены путём направления межведомственного запроса, судом также признается несостоятельным.
В силу положения ст. 26 ФЗ № 218-ФЗ направление межведомственного запроса и приостановление процедуры допускается только при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Процедуры, установленные ст. 69 ФЗ № 218-ФЗ, производятся в строго установленный 5-дневный срок, возможность приостановления процедуры в указанной статье отсутствует.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленные административной истицей документы обоснованно поставлены под сомнение и отвергнуты административным ответчиком как не позволяющие установить факт предоставления земельного участка заявительнице (возникновения ранее возникшего права), обжалуемый отказ во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости является законным и обоснованным, рассматриваемый административный иск ФИО2 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решения об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом объекте недвижимости № КУВД-001/2021-23657376/1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», обязании включить в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – указанном земельном участке – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
/подпись/ Судья Т.Э. Чоракаев
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |