Решение
Именем Российской Федерации
г.Самара 12 июля 2016 года
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Фоминой И.А.
при секретаре Чудесовой Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3384/2016 по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе г.о.Самара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, возложении обязанности рассмотреть заявление по существу,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о.Самара к Главе г.о.Самара о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, возложении обязанности рассмотреть заявление по существу, указав, что на основании судебного решения ему на праве собственности принадлежит квартира в многоэтажном жилом доме по адресу: <адрес>, литер В, <адрес>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N 38-<адрес> Глава городского округа Самара, сославшись на часть 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отказал в удовлетворении заявления ООО «Новый курс» о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: второй очереди строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками, расположенного по адресу: <адрес>.
Причинами отказа указано то, что органом государственного строительного надзора не выдавалось заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Государственный строительный надзор на объекте капитального строительства секции 2.1 жилого дома не осуществлялся, строительство секции 2.1 велось разрешения на строительство, по проектной документации, не имеющей положительного заключения экспертизы. Надзора за строительством секции 2.2 ГИСН осуществлялся. Поскольку извещения об окончании строительства от застройщика в ГИСН не поступало, выдача заключения о соответствии данного объекта или об отказе в выдаче такого заключения у ГИСН отсутствует. Между тем, согласно разрешению на строительство поэтапный ввод указанного объекта не предусмотрен. При этом, по мнению истца, технический отчет №, выполненный ОАО "Самарагорпроект", получивший положительное заключение государственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение негосударственной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ООО "Региональный центр независимой экспертизы, технический отчет, выполненный ООО "Стандарт", экспертные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> N 7666 от ДД.ММ.ГГГГ и N 1824 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану и проектной документации.
Истец считает отказ Главы городского округа Самара незаконным, так как нарушаются его права собственника жилого помещения в незавершенном строительством объекта. Объект фактически построен полностью, заключен договор на техническое обслуживание с ТСЖ, застройщик находится в предбанкротном состоянии и не имеет возможность вести судебную защиту своих прав.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил признать незаконным уведомление Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ООО «Новый курс» государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками, расположенными по адресу: <адрес>, возложить на Главу г.о.Самара обязанность вновь рассмотреть по существу заявление ООО «Новый курс» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками, расположенными по адресу: <адрес>.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования по выше изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица ООО «Новый курс» по доверенности ФИО2 поддержала доводы ФИО1, просила административный иск удовлетворить.
Представитель Главы г.о.Самары по доверенности ФИО3 оставил разрешение спора на усмотрение суда, поскольку заключение органа строительного надзора отсутствует на одну секцию 2.1 жилого дома и разрешение на ввод в эксплуатацию не может быть выдано, поскольку во время строительства секции 2.1 государственный строительный надзор не осуществлялся.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности ФИО4 оставила разрешение спора на усмотрение суда по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
ФИО5 на основании решения Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности незавершенный строительством объект в виде квартиры по адресу: <адрес> (строительный), секция 2.2, <адрес>, общей площадью 64,1 кв.м, жилой площадью 44,5 кв.м.
Разрешение на ввод в эксплуатацию указанного дома в установленном статьей 55 ГрК РФ порядке не получено.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. N 38-<адрес> Глава городского округа Самара со ссылкой на часть 6 статьи 55 ГрК РФ отказал ООО «Новый курс» в удовлетворении заявления о предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: второй очереди строительства жилого дома (с.2.1 и 2.2) со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками, расположенного по адресу: <адрес>.
Отказ мотивирован тем, что органом государственного строительного надзора не выдавалось заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащения объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
На основании части 2 статьи 55 ГрК РФ для ввода в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрен ч.3 ст.55 ГрК РФ, в том числе застройщику необходимо согласно п.п. 6 ч.3 ст.55 ГРК РФ представить документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно п.6 ч.6 ст.55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Судом установлено, что в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта капитального строительства ООО «Новый курс» было отказано в связи с отсутствием заключения органа государственного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащения объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, которое уполномоченным органом не выдавалось.
Предоставление заключения органа государственного строительного надзора предусмотрено п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ.
Согласно п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
В ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривалось и подтверждается материалами дела, что застройщиком не представлено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, предусмотренное п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое Уведомление Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> соответствует
В материалы дела представлен ответ Государственной инспекции строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГИСН-01-34/257 на имя директора ООО «Новый курс» о том, что выдать заключение о соответствии объекта установленным требованиям не представляется возможным, поскольку проектирование и строительство секции 2.1 было осуществлено застройщиком ООО «Новый курс» в период с 2004-2006 годы до наделения Инспекции полномочиями по осуществлению государственного строительного надзора. В связи с этим, государственный строительный надзор при строительстве данного объекта капитального строительства Инспекцией не осуществлялся, извещения о начале строительства, а также об окончании строительства данного объекта с предоставлением утвержденной в установленном порядке проектной, а также исполнительной документации, застройщиком в Инспекцию не направлялись. Также в Инспекцию застройщиком не представлено извещения об окончании строительства секции 2.2 жилого дома. В связи с этим, а также ввиду отсутствия документов, подтверждающих конструктивную и эксплуатационную безопасность данного объекта, выдача заключения о соответствии не представляется возможным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что
Ссылка истца на
Правового значения не имеет, поскольку суд
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Главе г.о.Самара о признании незаконным уведомления Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ООО «Новый курс» государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками, расположенными по адресу: <адрес>, возложении обязанности на Главу г.о.Самара вновь рассмотреть по существу заявление ООО «Новый курс» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками, расположенными по адресу: <адрес>, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2016 года.
Судья И.А.Фомина