Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2017 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи - Месяца О.К.,
при секретаре - Менжинской О.В.,
с участием представителя административного истца - Агапова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» г.Орска к Управлению государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании предписания незаконным,
у с т а н о в и л :
ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что в период с 03.04.2017 года по 28.04.2017 года в Государственном автономном учреждении здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» г. Орска проведена проверка в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, реестровый номер функции - ..., заместителем начальника отдела ...
По результатам проверки ... выдано предписание ... сроком исполнения не позднее 07.05.2017 года об устранении нарушений транспортного законодательства. Истец считает указанное предписание незаконными нарушающим его права, поскольку ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов, в связи с чем в отношении учреждения не действуют Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года №7.
Просит суд признать указанное предписание незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска действующий по доверенности Агапов С.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управление государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, руководствуясь ст. 226 КАС РФ определить рассмотреть в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу частей 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно пунктам 2, 8, 29 Приказа Минтранса России от 15 января 2014 года № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», зарегистрировано в Минюсте России 5 июня 2014 года №32585 настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - субъекты транспортной деятельности).
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается: в том числе наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
По результатам проведенной проверки ответчик пришел к выводу о наличии со стороны истца нарушений требований части 4 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», связи с чем в отношении него было вынесено предписание от 07 апреля 2017 года, в соответствии с которым на ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований транспортного законодательства, предусмотренных Законом N 196-ФЗ, основанных на нем Приказом Минтранса N 7, Приказом Минтранса N 13/11, Приказом Минтранса N287, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам, которой заявитель не занимается, а именно:
1) обеспечить внесение в путевой лист сведений о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. В соответствии с п.16.1 Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 18.01.2017) "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
2) обеспечить выполнение требований по обязательному проведению предрейсовых техосмотров транспортных средств. Организовать проведение контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию. В соответствии с требованиями: п. 28 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
3) обеспечить наличие технической и эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств, определяющей регламент проведения технического обслуживания транспортных средств. В соответствии с требованиями: п.27 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7; ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
4) устранить нарушения положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Провести аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (согласно утвержденному перечню должностей). В соответствии с требованиями: п. 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 № 13/11; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; - в срок до 07.05.2017 года
5) устранить несоответствие квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта установленным требованиям. Обеспечить наличие у диспетчера профессионального образования не ниже среднего, подтвержденного дипломом по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Либо обеспечить наличие у диспетчера диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании но программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта. В соответствии с требованиями: п. 13.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287; п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.012014 № 7; ст. 20 Федерального закона РФ От 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
По смыслу положений статьи 20 Закона № 196-ФЗ установленные ими требования по обеспечению безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях оказания услуг, так и для собственных нужд. Вместе с тем, отдельные требования из числа перечисленных в ст. 20 названного закона, исходя из их содержания, обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств, в целях оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. К числу таких требований, относятся, в частности, предусмотренное ч. 1 ст. 20 указанного закона требование соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Приказ Минтранса N 7) и предусмотренные ч. 4 ст. 20 Закона требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Следовательно, государственный федеральный надзор за соблюдением требований ст. 20 Закона N 196-ФЗ в указанной части, может осуществляться органами госавтодорнадзора только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в качестве одного из видов уставной деятельности в порядке оказания транспортных услуг и соответственно только данным лицам могут быть выданы предписания об устранении нарушений названных требований.
В силу положений частей 1 - 2 ст. 1 Закона №259-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Таким образом, по смыслу приведенных норм Закон N 259-ФЗ устанавливает общие правила перевозки физическими и юридическими лицами пассажиров, багажа, грузов, как деятельности по оказанию транспортных услуг третьим лицам на основании соответствующих договоров перевозки. В этой связи действие данного закона не распространяется на физических и юридических лиц, не оказывающих транспортные услуги третьим лицам в качестве одного из видов своей предпринимательской деятельности, а осуществляющих перевозки грузов и людей для удовлетворения собственных потребностей в процессе осуществления основных видов предпринимательской или иной деятельности, не связанной с эксплуатацией автомобильного транспорта. Соответственно указанные физические и юридические лица не обязаны соблюдать положения Закона N 259-ФЗ, в отношении них не может осуществляться федеральный государственный надзор на основании ст. 3.1 данного закона и им не могут быть выданы предписания об устранении нарушений названного закона.
Проанализировав вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу о неправомерности вынесения в отношении ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска указанного предписания, поскольку учреждение не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска является стоматологическая практика. В качестве дополнительных видов деятельности (деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки) деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и грузов не предусмотрена.
Согласно акту проверки ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска УГАДН по Оренбургской области установлено, что общество осуществляет перевозки для собственных нужд, в эксплуатации находится лишь один легковой автомобиль. Имеющиеся у него автомобиль используются им исключительно для собственных потребностей в процессе осуществления основных видов деятельности, не связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного истца о том, что на ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника» г.Орска не распространяются требования части 4 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также приказы Минтранса России N N 7, 13/11,152, регулирующие порядок осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
Оспариваемое же предписание возлагает на истца обязанности, которые в соответствии с законом на него не возложены. Таким образом, указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление государственного автономного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» г.Орска к Управлению государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании предписания незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным вынесенное в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» г.Орска предписание Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области от ... об устранении нарушений транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.К.Месяц
Решение в окончательной форме принято: 22.05.2017г.
Судья подпись О.К.Месяц