ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-338/17 от 25.12.2017 Каргасокского районного суда (Томская область)

№ 2а-338/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2017 года Каргасокский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Аникановой Н.С.,

при секретаре Набойщиковой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Каргасокского района Томской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий,

с участием административного истца – старшего помощника прокурора Каргасокского района Шаховцевой И.В.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» (далее МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения») о признании бездействия, выразившегося в не проведении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, незаконным, возложении на административного ответчика обязанности в срок до 01.09.2018 разработать и направить в прокуратуру Каргасокского района проект ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок для рассмотрения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» не осуществляется муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог. В связи с чем, 27.06.2017 в адрес главы муниципального образования внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. В нарушение требований ч. 2 ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ, МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» до настоящего времени не представлен на рассмотрение проект плана. Считает, что бездействием МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения», выразившемся в не проведении муниципального контроля, нарушаются права на безопасность граждан, участвующих в дорожном движении. На основании изложенного, просит суд признать бездействие МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения», выразившееся в не проведении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения незаконным; обязать МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» в срок до 01.09.2018 разработать и направить в прокуратуру Каргасокского района проект ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок для рассмотрения.

В судебном заседании административный истец – старший помощник прокурора Каргасокского района Томской области Шаховцева И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения», будучи надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика

Выслушав административного истца, определив на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, оценив доказательства по делу, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положению ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

С учетом изложенного, прокурор Каргасокского района Томской области вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц с указанным административным иском.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции РФ).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Усть-Чижапское сельское поселение» к вопросам местного значения Усть-Чижапского сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

В силу ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Постановлением МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» от 27.05.2015 № 10 утвержден Административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Усть-Чижапское сельское поселение» (далее Регламент).

В соответствии с п. 1.2 Регламента контроль осуществляется Администрацией Усть-Чижапского сельского поселения.

На основании ч. 3, 5, 6 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила), согласно которым на органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований возложена обязанность по составлению ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их согласования и представления в органы прокуратуры для согласования.

Согласно п. 3 Правил, при разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9 статьи 9, статьей 26(1) Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Судом установлено, что прокуратурой Каргасокского района Томской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» не осуществляется муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог.

Органом муниципального контроля проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований технических условий по размещению объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и других объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также соблюдения пользователями автомобильных дорог правил использования полос отвода и придорожных полос не планируется.

По данному факту прокурором Каргасокского района в адрес Главы муниципального образования «Усть-Чижапское сельское поселение» 27.06.2017 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, однако, нарушения не устранены.

Установленные судом обстоятельства следуют из ответа МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» от 15.11.2017, согласно которому подготовка плана проверок осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств принятия искомых прокурором мер по устранению нарушений административным ответчиком суду не представлено.

Обращаясь в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор Каргасокского района Томской области указал на то, что не проведение муниципального контроля нарушаются права граждан, участвующих в дорожном движении.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» является органом, в силу закона уполномоченным на принятие искомых прокурором мер по разработке проекта ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок для рассмотрения. Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог на территории муниципального образования «Усть-Чижапское сельское поселение» не осуществляется. Органом муниципального контроля проверки соблюдения юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических условий по размещению объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и других объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также соблюдения пользователями автомобильных дорог правил использования полос отвода и придорожных полос не планируются.

Неисполнение требований закона в данной части не позволяет своевременно оценивать техническое состояние дорог, организовывать и осуществлять комплекс работ по поддержанию их надлежащим образом. В итоге нарушаются права граждан, снижается уровень безопасности дорожного движения.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, факт обязанности административного ответчика по выполнению действий, требуемых прокурором, отсутствие доказательств со стороны административного ответчика о принятии каких-либо мер, направленных на выполнение указанных действий, суд приходит к выводу о незаконном бездействии МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения».

Поскольку приведенными выше нормами права прямо установлена обязанность административного ответчика разработать и направить в прокуратуру Каргасокского района проект ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок для рассмотрения, суд считает, что заявленные прокурором требования, адресованные к МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения», являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд считает, что предложенный административным истцом срок до 01.09.2018 является разумным и достаточным для исполнения решения суда, доказательств невозможности исполнения решения в данный срок ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» о признании бездействия, выразившегося в не проведении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения незаконным и возложении обязанности в срок до 01 сентября 2018 года разработать и направить в прокуратуру Каргасокского района проект ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок для рассмотрения, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий удовлетворить.

Признать бездействие муниципального казенного учреждения «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения», выразившееся в не проведении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, незаконным.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Администрация Усть-Чижапского сельского поселения» в срок до 01 сентября 2018 года разработать и направить в прокуратуру Каргасокского района проект ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок для рассмотрения.

Об исполнении настоящего решения административному ответчику сообщить в суд и административному истцу в течение месяца после наступления срока, указанного в абзаце третьем резолютивной части настоящего решения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.С. Аниканова