Дело № 2а-338/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Демидкиной В.В.,
с участием административного истца ФИО1, административных ответчиков: заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО2, ведущего специалиста-эксперта территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО3, заинтересованного лица- главного специалиста-эксперта территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса-управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами, ведущему специалисту-эксперту территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО3 о признании незаконным действий должностных лиц, возложении обязанности предоставить государственную услугу,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий должностных лиц территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО2 и ФИО3, просил обязать территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение предоставить ему государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) в количестве одной особи. В обоснование требований указал, что 17.09.2020 в соответствии с п. 10 Порядка, установленного Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 в электронном виде через сайт государственных услуг Архангельской области он направил заявление в уполномоченный орган для оформления и выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов- лося в количестве одной особи. Заявление направлено в 00 час. 02 мин. 17.09.2020 ему был присвоен статус «поступивший в уполномоченный орган», присвоен № Р01200917015612. Согласно истории обработки заявления, размещенной на сайте, выяснилось, что его заявление зарегистрировано лишь в 16 час. 14 мин. Заявления, поданные 17.09.2020 при личном приеме, регистрировались незамедлительно, начиная с начала рабочего дня, а поданные в электронном виде зарегистрированы в конце рабочего дня, тем самым исключая возможность получения разрешения на добычу охотничьего ресурса. Те, кто подавал заявления в электронном виде, заведомо оказались в худшем положении относительно тех, кто подавал заявления на личном приеме. Разрешения на лимитируемые охотничьи ресурсы были выданы лицам, не принимавшим участие в подготовке и прохождении зимних маршрутов учета (ЗМУ) или добывших волка в сезоне охоты 2019-2020 г.г. Разрешения в первоочередном порядке распределяются между заявителями, принимавшими участие в мероприятиях по подготовке 2-х и более ЗМУ, между остальными распределяются в порядке очередности. Согласно журналу учета ЗМУ обособленного подразделения указанные маршрутные учеты им были выполнены, приняты и утверждены, кроме того, была проведена большая работа по оказанию помощи другим охотникам в переносе GPS треков ЗМУ на карту и приведение ЗМУ в надлежащий вид согласно требований. Требования нормативно-правовых актов в отношении него нарушены, так как его заявление зарегистрировано не в порядке очередности поступления заявлений, заявления других лиц зарегистрированы во внеочередном порядке, выданы разрешения охотникам, не проводившим ЗМУ, нарушено его право на первоочередное получение разрешения на добычу охотничьего ресурса.
В ходе судебного разбирательства по определению суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области- управление лесничествами, в качестве заинтересованного лица привлечен специалист территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО4
В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО1 уточнил административные исковые требования, просил признать незаконными действия должностного лица - ведущего специалиста-эксперта территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО3 в части принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) в количестве одной особи от 21 сентября 2020 года № 258; обязать уполномоченный орган- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение предоставить ему государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) в количестве одной особи в сезоне охоты 2020-2021 года.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, указанным в административном иске. Дополнительно пояснил, что он в установленный законом срок 17.09.2020 подал электронное заявление на выдачу разрешения на добычу охотничьего ресурса- лося, имел право на первоочередное получение разрешения, его право было нарушено, так как был нарушен порядок регистрации и рассмотрения заявлений. Его заявление, поступившее в уполномоченный орган 17.09.2020 в 00 час. 02 мин., было зарегистрировано только в конце рабочего дня, когда все разрешения на добычу охотничьего ресурса были выданы. Регистрация заявлений на личном приеме была начата ровно в 9 час. 00 мин., первым в очереди стоял ФИО7 и зашел в 9 час. 00 мин. в кабинет ФИО3 Между тем время регистрации его заявления указано 9 час. 37 мин., впереди его оказались с 9 час. 00 мин. зарегистрированными заявления 17 человек, которые фактически в очереди не стояли, почтовым отправлением заявления не направляли, права на получение разрешения на добычу охотничьего ресурса в первоочередном порядке не имели, но такие разрешения получили. Разрешения получили и иные лица, подавшие заявления на личном приеме, но не имевшие права на его получение в первоочередном порядке. Из числа выданных разрешений на лося 28 человек не имели права на преимущественное получение такого разрешения. Был уверен, что за прохождение зимних маршрутов учета он получит разрешение, так как установленный порядок ранее соблюдался каждый год, между тем 22.09.2020 ему пришел отказ в выдаче разрешения. Считает, что должностным лицом ФИО3 нарушены требования Закона Архангельской области о праве в первоочередном порядке на получение разрешения и Административного регламента по предоставлению государственной услуги, в результате чего ему было отказано в выдаче разрешения, чем нарушены его законные права.
Административный ответчик ФИО5- ведущий специалист-эксперт управления лесничествами Устьянского обособленного подразделения в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, пояснив, что возможности соблюсти требования административного регламента по предоставлению государственной услуги у него не было физически, так как 17.09.2020 он один осуществлял прием граждан и регистрацию заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьего ресурса-лося. Регламент предусматривает рассмотрение заявления, поданного при личном обращении, в течение этого же дня, поданное в электронном виде- в течение 5 дней. 17.09.2020 на личный прием с заявками на получение разрешения на добычу лося обратилось более 100 человек. Чтобы не нарушить сроки рассмотрения заявлений, поступивших при личном обращении, решения о выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов принимал сразу же при приеме таких заявлений. Одновременно вести личный прием граждан и регистрировать заявления, поступившие электронно, возможности не имел. Пояснял, что первые 17 человек, зарегистрированные 17.09.2020, состоят в списке сдавших волка, заявления они направляли почтовыми отправлениями, почтовые конверты и иные документы, подтверждающие направление данных заявлений почтой, не сохранились. Затем пояснял, что заявления указанные 17 человек опускали в его почтовый ящик, расположенный в помещении обособленного подразделения, которые он достал 17.09.2020 и зарегистрировал первыми, начиная с 9 час., а затем начал личный прием граждан. Не оспаривал, что разрешения на добычу охотничьего ресурса получили, в том числе охотники, не имеющие права на получение их в первоочередном порядке, в том числе из числа лиц, заявления которых были зарегистрированы 17.09.2020 первыми. Также пояснил, что в результате ошибочного подсчета выданных разрешений одно разрешение осталось не выданным, которое по настоящее время хранится у него.
Административный ответчик- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области- управление лесничествами о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил. Согласно письменным возражениям ответчик считает, что должностными лицами управления лесничествами не допущено нарушений установленного порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, отказ ФИО1 в предоставлении услуги является законным и обоснованным, пояснив, что государственная услуга по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов на территории Архангельской области предоставляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды от 29.06.2012 № 204, Порядком оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным Приказом Минприроды от 29.08.2014 № 379, законом Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов». Лось относится к лимитированным видам охотничьих ресурсов, лимиты по его добыче утверждены министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.07.2020 № 881р. На Устьянский район выделено 73 разрешения на добычу лося, 5 из них - на добычу самцов лося во время гона (выдача производилась с 18.08.2020), по состоянию на 17.09.2020 данные 5 лицензий были выданы, для выдачи в Устьянском обособленном подразделении на 17.09.2020 имелось 68 лицензий. Прием заявлений о выдаче разрешений на добычу лося был начат с 09 час. (время начала работы Устьянского подразделения) 17.09.2020. Все имеющиеся разрешения под порядковыми номерами с № 876 по 943 получили разрешения. Начиная с регистрационного номера 944 были даны отказы в связи с отсутствием лимитов. Заявление ФИО1 зарегистрировано под № 954, время регистрации - 17 час. 58 мин. В связи с тем, что на момент регистрации заявления ФИО1 все разрешения уже были выданы, ФИО1 был дан отказ в предоставлении государственной услуги. Не оспаривают, что ФИО1 выполнил зимние маршруты учета, имел льготу в связи с этим, однако, ответчик считает, что порядок регистрации заявления ФИО1 не нарушен, в регламенте не оговорено, какие заявления подлежат регистрации в первую очередь, поступившие при личном обращении или поступившие через портал госуслуг.
Административный ответчик – заместитель руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области- управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения - ФИО2, в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что он каких-либо нарушений по регистрации заявлений и принятии решений не допускал, так как находился в указанный период в отпуске. Служебным контрактом, должностным регламентом, поручением от 01.07.2019 ФИО3 наделен полномочиями регистрировать заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, рассматривать их, оформлять и выдавать разрешения и отказы в выдаче разрешения. Прием заявлений начался за две недели до начала охоты- 17.09.2020. ФИО3 отдал приоритет живой очереди, поскольку срок ожидания при подаче заявления при личном обращении- 15 мин., срок рассмотрения- 1 рабочий день, поэтому ФИО3 сразу одобрял либо нет заявление, поданное при личном обращении. По состоянию на 18.09.2020 было всего подано 101 заявление, разрешения выданы по заявлениям, поданным при личном обращении. На момент рассмотрения заявлений, поданных электронно, имеющийся лимит в количестве 68 разрешений, был исчерпан. Срок рассмотрения заявлений, поданных электронно- 5 дней. Возможно, разрешения выданы лицам, подавшим заявления на личном приеме, не имеющим права на предоставление услуги в первоочередном порядке, так как срок рассмотрения таких заявлений короткий. Также поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях Управления лесничествами.
Административный ответчик- министерство о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя не направило, письменные возражения на административный иск не представило.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что отказ в предоставлении ФИО1 государственной услуги был дан в соответствии с требованиями регламента.
По определению суда на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено 8.12.2020 в отсутствие не явившихся представителей административных ответчиков- территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса- управление лесничествами, министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, явка которых не признавалась судом обязательной.
Заслушав объяснения административного истца, административных ответчиков ФИО2 и ФИО5, заинтересованного лица ФИО4, свидетеля ФИО9, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться с указанными требованиями непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 данной статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209) право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Этой же статьей закона установлено, что право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 29 ФЗ № 209 разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 31 ФЗ № 209 выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 данного Федерального закона, в случаях осуществления им охоты, в том числе, в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов» выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно п. 3 ст. 4 этого же закона уполномоченный исполнительный орган в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения Архангельской области. Территориальные органы уполномоченного исполнительного органа в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов могут наделяться правами юридического лица в соответствии с положениями о них, утверждаемыми уполномоченным исполнительным органом в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Как указано в п. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утверждённого постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с п. 4 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения Архангельской области.
Согласно подп. 16 п. 9 Положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области- управления лесничествами территориальный орган осуществляет на подведомственной территории полномочия в пределах компетенции министерства, в том числе по выдаче разрешений на использование объектов животного мира (в т.ч. разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях), за исключением объектов, находящихся в особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
В соответствии с п. 7, подп.4 п.11 Положения территориальный орган- управление лесничествами является юридическим лицом. В связи с реализацией полномочий, предусмотренных п.9 Положения, осуществляет представление в установленном порядке в судах прав и законных интересов Архангельской области и министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа.
Таким образом, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области по оказанию государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам для осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях на подведомственной территории.
На основании изложенного данный территориальный орган является по рассматриваемому административному делу надлежащим ответчиком, министерство- ненадлежащий ответчик.
В соответствии с п. 4 Положения территориальный орган имеет обособленные подразделения, в том числе Устьянское.
Согласно приказу от 10.04.2018 № 30-лс, служебному контракту, должностному регламенту, поручению от 01.07.2019 № 2, ведущий специалист-эксперт территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса- управления лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО3 является уполномоченным должностным лицом по приему, регистрации заявлений и документов, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, рассмотрению таких заявлений и документов, оформлению и выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, при наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов уполномочен подготавливать мотивированный отказ в виде письма с указанием причин отказа.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ФИО3 в силу предоставленных ему полномочий осуществлял в спорный период прием, регистрацию, рассмотрение и принятие решений по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов либо об отказе в выдаче такого разрешения.
В силу изложенного ФИО3, как уполномоченное должностное лицо территориального органа, является надлежащим ответчиком по данному делу.
ФИО2 является ненадлежащим ответчиком, поскольку в спорный период находился в трудовом отпуске, деятельность по выдаче разрешений не осуществлял.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее- Порядок № 1), Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений (далее- Порядок № 2), утвержденные приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (ред. от 29.11.2016), определяют процедуру оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденный Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 204 (ред. от 10.04.2018) (Зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2012 № 25117) (далее - Регламент), устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти, организациями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Предметом регулирования Регламента являются отношения, возникающие между физическими лицами и органом государственной власти субъектов Российской Федерации (далее- уполномоченный орган) при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии с п. 15 Регламента государственная услуга предоставляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на предоставление указанной услуги.
Согласно п. 17 Регламента результатом предоставления государственной услуги является: выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов; отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Подпунктом 3.1 пункта 3 Порядка № 1 установлено, что выдача разрешений осуществляется физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, в случаях осуществления им охоты в общедоступных охотничьих угодьях - уполномоченным органом.
Аналогичная норма содержится в п. 2 Регламента.
Пунктом 10 Порядка № 1 определено, что для получения разрешения физическое лицо представляет в уполномоченный орган заявление и документы, предусмотренные порядком подачи заявок и заявлений.
Согласно пункту 11 Порядка № 1 уполномоченный орган при получении заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствия требованиям порядка подачи заявок и заявлений; запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия документы в случае их непредставления заявителем по собственной инициативе; оформляет персонально каждому заявителю разрешение путём заполнения бланка разрешения с использованием машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) чёрного или синего цвета и выдаёт заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении; направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 Порядка № 1, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
На основании пункта 12 Порядка № 1 уполномоченный орган осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 11 настоящего Порядка № 1, при личном представлении заявления в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте, в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления.
Аналогичный общий срок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов определен п. 18 Регламента.
Как следует из п. 17.7 Порядка № 1, отказ в выдаче разрешения направляется заявителю, в том числе в случае, если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В пункте 28 Регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе: если при выдаче заявителю разрешения на добычу охотничьих ресурсов будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (подпункт 6).
В соответствии с п. 3.1 Порядка № 2 срок начала подачи заявлений на получение разрешения в общедоступных охотничьих угодьях на предстоящий сезон охоты может быть установлен законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч.6 ст. 31 Закона об охоте, и не может составлять менее 10 календарных дней до установленных в субъекте Российской Федерации сроков охоты.
Согласно п.11 Правил № 2, а также п. 50 Регламента заявление подписывается заявителем и подается в уполномоченный орган лично либо его уполномоченным представителем; по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения; в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при заполнении заявлений на портале государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах уполномоченного органа, а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов заявитель в соответствии с Порядком № 2 представляет заявление, в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве; предполагаемые сроки охоты; места охоты; дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер. Помимо установленных настоящим пунктом Регламента сведений, заявитель вправе по собственной инициативе указать в заявлении дополнительные сведения, в том числе почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты, а также сведения о невозможности получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов лично. Заявление подписывается заявителем. (Пункт 20 Регламента).
Заявление в электронной форме также оформляется в соответствии с пунктом 20 Регламента.
Как следует из п. 32 Регламента, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса (заявления) о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги- пятнадцать минут.
Запрос заявителя, предоставленный в уполномоченный орган при непосредственном обращении, почтовым отправлением или в электронной форме подлежит обязательной регистрации в день поступления (п.33 Регламента).
Показателями доступности и качества государственной услуги, в том числе являются: взаимодействие заявителя с государственными служащими осуществляется при приеме документов на регистрацию, при получении документов лично заявителем, продолжительность- 20 мин; возможность направления заявителем письменного заявления или заявления в электронной форме, получения услуги своевременно, в полном объеме и в любой форме, а также наличие необходимого и достаточного количества специалистов, а также помещений, в которых осуществляется прием документов от заявителей, в целях соблюдения установленных Регламентом сроков предоставления услуги; отсутствие очередей при приеме документов от заявителей (п. 39 Регламента).
В соответствии с п. 44 Регламента заявление, направленное в электронном виде, поступает в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа, на которое возложены функции по организации документооборота для регистрации (присвоения входящего номера). После регистрации (присвоения входящего номера) заявление в течение одного рабочего дня направляется уполномоченному на его рассмотрение должностному лицу уполномоченного органа.
Как следует из п. 55 Регламента, должностное лицо, осуществляющее прием заявлений и документов, после получения указанных документов передает их для регистрации в структурное подразделение, на которое возложены функции по организации документооборота в уполномоченном органе, затем уполномоченному должностному лицу. Действие совершается в день обращения заявителя (получения документов по почте или электронной почте).
Из совокупности изложенного следует, что все заявления и документы, принятые от заявителей при личном обращении, направленные почтовым отправлением или в электронном виде подлежат регистрации в день их поступления и в течение одного рабочего дня подлежат передаче на рассмотрение уполномоченному должностному лицу.
Таким образом, в соответствии с п. 32 Регламента 15 минут- это время ожидания заявителя в очереди, как при подаче заявления, так и при последующем получении результата государственной услуги, в соответствии с п. 39 Регламента 20 минут- это продолжительность приема документов на регистрацию и получение документов лично заявителем, и соответственно, вопреки доводам ответчика ФИО3, не является сроком, в течение которого уполномоченным лицом должно быть принято решение о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Регламент не устанавливает процедуру принятия решения о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов непосредственно при прием заявления и документов и их регистрации при личном обращении заявителя.
Как указано в п. 46 Регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления и документов от заявителя, рассмотрение заявления и предоставленных документов; формирование и направление межведомственных запросов в органы, участвующие в предоставлении государственной услуги; принятие решения по результатам рассмотрения заявления и предоставленных документов; направление заявителю мотивированного отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов; выдача заявителю разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии с п. 57 Регламента при рассмотрении заявления и представленных документов уполномоченное должностное лицо проверяет: соблюдение требований к оформлению документов, установленных п. 20 Регламента; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; соблюдение лимитов, квоты добычи охотничьих ресурсов либо нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов или нормы пропускной способности охотничьего угодья; запрашивает документы и (или) информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.
В соответствии с п. 59 Регламента максимальный срок выполнения действий, предусмотренных п. 57 Регламента при личном предоставлении заявителем в уполномоченный орган заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги- один рабочий день с момента обращения заявителя в уполномоченный орган, при получении по почте, в электронном виде- два рабочих дня с момента получения уполномоченным должностным лицом.
Согласно ст. 66 Регламента по результатам рассмотрения документов уполномоченное должностное лицо: оформляет разрешение на добычу охотничьих ресурсов; информирует заявителя посредством телефонной связи, почтового отправления и в электронном виде о готовности и возможности получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов; при наличии оснований, предусмотренных п. 28 Регламента, подготавливает мотивированный отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и обеспечивает его направление заявителю.
В соответствии с п. 73 Регламента уполномоченное должностное лицо оформляет разрешение на добычу охотничьих ресурсов в течение одного рабочего дня с момента принятия решения о выдаче такого разрешения.
Согласно ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 209-ФЗ порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 7 ст. 31 Федерального закона N 209-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2017 года N 646 утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (далее - Методические рекомендации N 646).
Согласно п.п.1 и 6 ст. 2 Федерального закона N 209-ФЗ основными принципами правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются в числе других обеспечение устойчивого существования и использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, а также гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов. Аналогичные принципы сформулированы в Методических рекомендациях N 646 (п. 1).
Исходя из п. 5 Методических рекомендаций N 646 при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, а также разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых установлены нормы добычи и (или) нормы пропускной способности общедоступных охотничьих угодий, рекомендуется учитывать участие физических лиц в мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания в общедоступных охотничьих угодьях, по определению, регулированию, поддержанию и увеличению численности таких охотничьих ресурсов.
Как следует из ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 209-ФЗ, проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных ст.ст. 32 - 34 указанного Федерального закона, и в предусмотренных данным федеральным законом случаях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Статьей 8 Закона Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов» определен порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.
Согласно определенному указанным Законом порядку разрешения распределяются в пределах лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов, утверждаемых указом Губернатора Архангельской области (п. 1). Уполномоченный орган в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов принимает и регистрирует заявления на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в отношении которых установлены лимиты добычи охотничьих ресурсов, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, указанные в п. 1 данной статьи, не ранее чем за 14 дней до дня открытия очередного сезона охоты на соответствующий вид охотничьих ресурсов (подп.2 п.2).
Заявители, принимавшие участие в мероприятиях по регулированию численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Архангельской области и добывшие волка, принимавшие участие в мероприятиях по учету численности охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Архангельской области в соответствии с установленным порядком, а также заявители, добывшие волка в процессе любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях на территории Архангельской области, по собственной инициативе прилагают к заявлению документы, подтверждающие их участие в указанных мероприятиях в период с 1 июля прошедшего года до 30 июня текущего года, выданные уполномоченным исполнительным органом в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 4).
Пунктом 8 статьи 8 областного закона установлено, что разрешения на лимитируемые охотничьи ресурсы в первоочередном порядке распределяются между заявителями, принимавшими участие в мероприятиях, указанных в абз. 1 п. 4 настоящей статьи. Между остальными заявителями разрешения на лимитируемые охотничьи ресурсы распределяются в порядке очередности поступления от них заявлений. В случае, если количество поданных заявлений превышает лимит, квоту добычи охотничьих ресурсов либо нормы пропускной способности охотничьих угодий, при рассмотрении таких заявлений уполномоченным исполнительным органом в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов учитываются: 1) участие заявителей в мероприятиях, указанных в абз. 1п. 4 настоящей статьи; 2) дата и время регистрации заявлений.
За участие заявителя в осуществлении мероприятий, предусмотренных абз. 1 п. 4 данной статьи, в рамках которых добыто два волка или выполнены три и более утвержденных маршрутных учета, ему выдается на выбор разрешение на добычу одного взрослого лося или одного лося в возрасте до одного года в пределах лимитов и квот добычи данного вида охотничьих ресурсов с учетом ограничения, предусмотренного п.7 данной статьи.
В соответствии с п. 10 ст. 8 областного закона в случае, если количество заявлений, поданных заявителями, принимавшими участие в мероприятиях, указанных в абз.1 п. 4 настоящей статьи, меньше количества разрешений, разрешения, оставшиеся нераспределенными, распределяются между заявителями, не принимавшими участие в мероприятиях, указанных в абз. 1 п. 4 настоящей статьи; в случае, если количество заявлений, поданных заявителями, принимавшими участие в мероприятиях, указанных в абз. 1 п. 4 настоящей статьи, больше количества разрешений, такие разрешения распределяются между указанными заявителями в порядке очередности поступления от них заявлений.
Таким образом, Закон Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ гарантирует физическим лицам, участвовавшим в мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов, преимущество при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях путем установления для них первоочередного распределения разрешений. Такое преимущество для лиц, участвовавших в мероприятиях по сохранению охотничьих ресурсов, в полной мере соответствует законодательно закрепленным принципам обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 209-ФЗ).
Физические лица, не участвовавшие в мероприятиях по регулированию численности охотничьих ресурсов, вправе претендовать на получение соответствующего разрешения, в случае, если количество заявлений, поданных заявителями, принимавшими участие в мероприятиях, указанных в абз.1 п. 4 ст. 8 областного закона, меньше количества разрешений, в таком случае разрешения, оставшиеся нераспределенными, распределяются между заявителями, не принимавшими участие в мероприятиях.
Закрепление преимущества в распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов для участников мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов влечет необходимость учета таких участников, что относится к механизму реализации соответствующих норм Закона Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ.
Как указано в п. 3 Методических рекомендаций N 646, в целях снижения коррупционных рисков при распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов целесообразно создавать комиссии по их распределению, в состав которых рекомендуется включать: представителей уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; представителей уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений; представителей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, либо ее территориальных органов; представителей органов прокуратуры; представителей общественных организаций охотников.
Как следует из установленных судом обстоятельств, уполномоченным органом соответствующих мер, в том числе по созданию комиссии по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в целях снижения коррупционных рисков, не было принято.
Указом Губернатора Архангельской области от 29.07.2020 № 116-у утверждены лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов (лось) в сезоне охоты 2020/21 года на территории Архангельской области (на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года).
На территории Устьянского муниципального района утверждены следующие лимиты и квоты по добыче лося в общедоступных охотничьих угодьях: всего особей 76, в том числе самцы старше 1 года во время гона - 5, особей старше 1 года без подразделения по половому признаку - 58, особей до 1 года - 13.
Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области дано распоряжение от 29.07.2020 № 881р территориальному органу министерства- управлению лесничествами и его обособленным подразделениям обеспечить выдачу разрешений и бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды от 29.08.2014 № 379 и ст. 8 Закона Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ.
Согласно Приложению № 2 к указанному распоряжению распределены разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось) в сезоне охоты 2020-2021 г.г., в том числе Устьянскому муниципальному району в общедоступных охотничьих угодьях всего особей 73, в том числе самцы старше 1 года во время гона - 5, особей старше 1 года без подразделения по половому признаку - 55, особей до 1 года - 13.
В соответствии с подп. 2 п.2 ст. 8 областного закона прием и регистрация заявлений на выдачу разрешений была начата за четырнадцать дней до дня открытия сезона охоты на соответствующий вид ( лося) – 1 октября 2020 г., то есть с 00 час. 00 мин. 17 сентября 2020 г.
В помещении Устьянского обособленного подразделения прием заявлений при личном обращении и регистрация поступающих заявлений о выдаче разрешений на добычу лося были начаты 17.09.2020 в 9 час. 00 мин. (время начала работы подразделения).
Судом установлено, и не оспаривается ответчиками, что административный истец ФИО1 через Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг обратился в территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов для осуществления охоты на лося старше 1 года (1 особь) в общедоступных охотничьих угодьях Устьянского района.
Заявление поступило в уполномоченный орган- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение- 17.09.2020в 00 час. 02 мин.
В журнале регистрации заявлений о выдаче разрешений (от физических лиц) в Устьянском обособленном подразделении заявление ФИО1 зарегистрировано 17.09.2020 в 17 час. 58 мин. под порядковым номером 954, что подтверждается копией данного журнала, а также копией заявления ФИО1
21.09.2020 уполномоченным органом ФИО1 отказано о выдаче разрешения на добычу лося (отказ от 21.09.2020 № 258), причина отказа: число заявленных к добыванию особей превышает установленную квоту добычи лося.
Суд приходит к выводу, что административному истцу ФИО1 отказано в выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса-лося в нарушение требований указанных выше Федерального закона РФ от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа Минприроды России от 29.06.2012 № 204, Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379, приказа Минприроды от 1 декабря 2017 года N 646, Закона Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов».
Судом установлено, что при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов уполномоченным территориальным органом и его обособленным подразделением в нарушение требований Административного регламента не были обеспечены показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе получение заявителем государственной услуги своевременно, в полном объеме и в любой форме, предусмотренной законодательством РФ; наличие необходимого и достаточного количества специалистов в целях соблюдения установленных Регламентом сроков предоставления услуги; отсутствие очередей при приеме документов от заявителей.
Согласно журналу регистрации заявлений на выдачу разрешений 17.09.2020 зарегистрировано 120 заявлений, в том числе 77 при личном обращении.
При этом прием заявлений, их регистрация, рассмотрение и принятие решений было возложено на одного человека ведущего специалиста-эксперта ФИО3, который допустил грубые нарушения порядка, процедуры и условий предоставления государственной услуги, повлекшие нарушение прав административного истца на получение разрешения на добычу охотничьего ресурса- лося.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что истец в соответствии со ст. 8 Закона Архангельской области от 28.05.2010 № 161-13-ОЗ имел право на получение разрешения на лимитируемый охотничий ресурс-лося в первоочередном порядке распределения, поскольку участвовал в мероприятия, указанных в абз.1 п.4 данной статьи Закона, выполнив три маршрутных учета, что подтверждается материалами дела.
Данное право административного истца было нарушено.
Доводы ответчика ФИО3 о том, что истец ФИО1 использовал свое преимущественное право, получив разрешение на добычу медведя, суд не принимает, так как они не основаны на требованиях закона, данные обстоятельства не являлись основанием для оспариваемого отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса-лося.
Судом установлено, что должностным лицом уполномоченного органа в нарушение указанных выше нормативно-правовых требований во внеочередном порядке приняты и зарегистрированы заявления 17 человек за порядковыми номерами с 876 по 892 (согласно журналу регистрации заявлений на выдачу разрешений), фактически не присутствовавших 17 сентября 2020 г. на личном приеме в Устьянском обособленном подразделении.
Данные обстоятельства объективно подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО9, показав, что он хорошо знает всех охотников района, так как занимается охотхозяйством более 40 лет. Очередь охотники, и он в том числе, занимали с 16.09.2020, составляли список. Он был по списку 47. Первым в очереди стоял ФИО7, который 17.09.2020 вошел в кабинет уполномоченного должностного лица ФИО3 первым в 9 час.00 мин., далее заходили ФИО10, затем ФИО11 и далее все те, кто фактически занимали очередь и присутствовали в помещении Устьянского обособленного подразделения. Никого из 17 человек, чьи заявления зарегистрированы в журнале 17.09.2020 впереди ФИО7, в том числе из ООО «Медведь»- ФИО12 и других, а также директора лесничества ФИО13 в очереди не было, очередь они не занимали и не стояли в очереди, в помещении Устьянского обособленного подразделения в данный день не присутствовали. Также свидетель показал, что в очереди не было предпринимателя ФИО14
Оснований не доверять показаниям свидетеля ФИО9 у суда не имеется, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, дал последовательные и логичные показания.
Факт отсутствия указанных граждан в очереди на подачу заявления при личном обращении ответчики- должностные лица не оспаривали, дали противоречивые объяснения основаниям регистрации заявлений 17 граждан за порядковыми номерами с 876 по 892.
Объяснения ответчика ФИО3 о поступлении указанных заявлений почтовыми отправлениями суд отклоняет. С учетом требований п.11 Правил № 2, п. 50 Регламента по почте заявление направляется заказным письмом с уведомлением и описанием вложения. Доказательств, подтверждающих получение соответствующих почтовых отправлений с описанием вложений, ответчиками не предоставлено.
Последующее изменение ответчиком ФИО3 своих объяснений, и утверждение ответчиками ФИО2 и ФИО3 о получении указанных заявлений через имеющийся в помещении обособленного подразделения почтовый ящик является необоснованным и бездоказательным, поскольку такой способ подачи заявления на выдачу разрешения указанными выше нормативно-правовыми актами не предусмотрен.
Доказательств, подтверждающих обращение указанных граждан с заявлениями в установленных Регламентом форме и порядке, суду не предоставлено.
Таким образом, судом установлено, что 17 гражданам, заявления которых зарегистрированы в журнале за порядковыми номерами с 876 по 953, разрешения на добычу охотничьего ресурса выданы в нарушение требований закона, так как данные граждане в установленном Административным регламентом порядке с соответствующим заявлением не обращались.
Доводы ответчика ФИО3 о том, что указанные 17 человек являются лицами, добывшими волка, при установленных судом обстоятельствах не имеют правового значения для разрешения данного дела.
Представленными списками участие в указанных в п. 4 ст. 8 областного закона мероприятиях, ФИО15 (пор.№ 879), ФИО16 (пор. № 890), ФИО17 (пор. № 891) (фактически разрешение выдано ФИО18), также не подтверждено.
Кроме того, данные доводы ответчика об участии указанных граждан в мероприятиях в период с 1 июля прошедшего года до 30 июня текущего года, объективно соответствующими документами, выданными уполномоченным исполнительным органом в соответствии с требованием п. 4 ст. 8 Областного закона, не подтверждены.
При сопоставлении указанных списков с выданными разрешениями на добычу охотничьего ресурса- лося, установлено, что из 67 человек, получивших разрешения, 25 не принимали участия в мероприятиях, дающих право на получение разрешения в первоочередном порядке. При этом достоверность представленных ответчиками сведений в списках лиц, сдавших волка, проводивших ЗМУ, не подтверждена документами, соответствующими требованиям п. 4 ст. 8 областного закона.
С учетом названных положений ст. 8 областного закона, раздела III Регламента, суд приходит к выводу о том, что после приема всех заявлений (заявок) на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, поступивших и зарегистрированных в один день, в том числе поданных в электронном виде, уполномоченное должностное лицо обязано было проверить наличие у каждого из заявителей оснований для выдачи разрешений в первоочередном порядке.
При наличии оснований для первоочередной выдачи разрешений, должностное лицо определяет очередность выдачи разрешений в порядке, предусмотренном ст. 8 областного закона.
В нарушение указанных выше нормативно-правовых актов должностным лицом ФИО3 без соблюдения установленной Регламентом процедуры непосредственно при принятии заявлений при личном обращении граждан были приняты решения о выдаче данным гражданам разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в нарушение прав иных граждан, в том числе ФИО1, обратившихся с заявлением в иной форме и имеющим первоочередное право на получение разрешения.
О допущенных нарушениях Регламента о предоставлении государственной услуги свидетельствует и тот факт, что с 17.9.2020 и по день рассмотрения дела 8 декабря 2020 г. не было выдано и хранить у должностного лица ФИО3 в сейфе одно разрешение на добычу охотничьего ресурса-лося.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы законодательства и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца, о наличии оснований для признания принятого решения об отказе в выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) незаконным, в связи с чем удовлетворяет административные исковые требования к ответчикам: уполномоченному органу- территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса- управление лесничествами, должностному лицу- ФИО3
Оснований для удовлетворения исковых требований к административным ответчикам- министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и должностному лицу ФИО2, не имеется.
С учетом удовлетворения требований, в соответствии со ст. 111 КАС РФ с территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управления лесничествами в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227-228 КАС РФ,суд
решил:
административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Административное исковое заявление ФИО1 к территориальному органу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами, ведущему специалисту-эксперту территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами Устьянского обособленного подразделения ФИО3 о признании незаконным действий по отказу в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лось), возложении обязанности предоставить государственную услугу удовлетворить.
Признать незаконным отказ от 21 сентября 2020 г. № 258 в выдаче разрешения на добычу охотничьего ресурса (лось) по заявлению ФИО1 от 17 сентября 2020 г.
Обязать территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами предоставить ФИО1 государственную услугу по выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов по заявлению от 17 сентября 2020 г. в порядке, установленном действующим законодательством.
В удовлетворении исковых требований к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ФИО2 отказать.
Взыскать с территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Рогачева А.М.
Мотивированное решение принято судом 22 декабря 2020 г.