ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-338/2018 от 13.02.2018 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-338/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 марта 2018 года город Саратов

Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Шустовой И.Н.,

при секретаре Мажидовой Д.С.,

с участием представителя административного истца ГЖИ Саратовской области – Ткаченко Л.Н., действующей на основании доверенности от 27.12.2017 года, представителя административного ответчика ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова – Лещенко А.А., действующей на основании доверенности от 25.01.2018 года, представителя административного ответчика ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова – Лещенко А.А., действующей на основании доверенности от 25.01.2018 года, представителя заинтересованного лица МУПП «Саратовводоканал» - Ушаковой В.А., действующей на основании доверенности от 13.02.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Саратовской области к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района г. Саратова, Товариществу собственников жилья - 2 Фрунзенского района г. Саратова о ликвидации,

установил:

Государственная жилищная инспекция Саратовской области (далее по тексту – ГЖИ по Саратовской области, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района г. Саратова (далее по тексту – ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова, административный ответчик), Товариществу собственников жилья-2 Фрунзенского района г. Саратова (далее по тексту – ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова, административный ответчик) о ликвидации.

Мотивирует требования тем, что в ходе проведения плановой документарной проверки установлены нарушения ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова ст. 5.1 Федерального закона от 21.07.2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» а именно: административные ответчики не реорганизованы в порядке, установленном, ч.3 или 4 ст. 140 Жилищного кодекса РФ.

Для устранения выявленных нарушений ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова 22.03.2017 года выдано предписание № 20-06-05 по обязанию административного ответчика провести мероприятия по реорганизации ТСЖ в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 4 ст. 140 ЖК РФ.

В ходе проверки исполнения предписания от 22.03.2017 года установлено его неисполнение.

Для устранения выявленных нарушений ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова 13.03.2017 года выдано предписание № 16-06-05 по обязанию административного ответчика провести мероприятия по реорганизации ТСЖ в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 4 ст. 140 ЖК РФ.

В ходе проверки исполнения предписания от 16.03.2017 года установлено его неисполнение.

На основании изложенного Государственная жилищная инспекция Саратовской области, с учетом принятых уточнений, просит ликвидировать ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова.

Представитель административного истца ГЖИ Саратовской области по доверенности Ткаченко Л.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в исках основаниях и просила их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова по доверенностям Лещенко А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Указала, что административные ответчики неоднократно обращались к собственниками помещений с просьбой изменить способ управления многоквартирным домом.

Представитель заинтересованного лица МУПП «Саратовводоканал» по доверенности Ушакова В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Заинтересованные лица ПАО «Т плюс», ООО «СПГЭС» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

При таких обстоятельствах, в силу ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороны считаются извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного искового заявления в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществления государственных или иных публичных полномочий

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных прав граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц (пп. 2 п. 1 ст. 1 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации)

Согласно ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. ст. 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции

Частью 1 статьи 144 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Согласно подпунктам 1-3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12 мая 2005 г. N 152-П, Государственная жилищная инспекция Саратовской области (далее - Инспекция) является органом исполнительной власти. Одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством области.

В силу части 1,2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова зарегистрировано 20.07.2001 года, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года от 19.12.2002 года.

ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова зарегистрировано 20.07.2001 года, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года от 28.12.2002 года.

22.03.2017 года в адрес ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова вынесено предписание №20-06-05, согласно которого с целью прекращения нарушения п.1 ч.2 ст.136 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.5.1 Федерального закона РФ от 21.07.2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» - ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова предписано провести мероприятия по реорганизации товарищества собственников жилья в порядке, установленном ч.3 и ч.4 ст.140 Жилищного кодекса Российской Федерации и гражданским законодательством. Актом проверки №73-06-13 от 22.09.2017 года установлено неисполнение ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова предписания от 22.03.2017 года №20-06-05.

13.03.2017 года в адрес ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова вынесено предписание №16-06-05, согласно которого с целью прекращения нарушения п.1 ч.2 ст.136 Жилищного кодекса Российской Федерации, - ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова предписано провести мероприятия по реорганизации товарищества собственников жилья в порядке, установленном ч.3 и ч.4 ст.140 Жилищного кодекса Российской Федерации и гражданским законодательством. Актом проверки №77-06-06 от 15.09.2017 года установлено неисполнение ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова предписания от 13.03.2017 года №16-06-05.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

В силу ст.4 Федерального закона от 21.07.2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 5.1 следующего содержания: Товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.

Согласно ч.3,4 ст.140 Жилищного кодекса Российской Федерации реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о разделении товарищества может быть принято на общем собрании его членов большинством голосов членов товарищества от числа голосов членов товарищества, присутствующих на его общем собрании, при условии согласия на такое разделение общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме в течение двух лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в котором инициировали такое разделение. Реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

Судом установлено, что ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова предпринимались меры к исполнению предписания 13.03.2017 года №16-06-05, а именно проведено заседание правления ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова, оформленное протоколом от 02.08.2017 года, на котором было принято решение: Правлению ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова довести до сведения собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова информацию о необходимости проведения общих собраний собственников помещений с целью реорганизации ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова путем разделения. Информацию разместить в подъездах жилых домов.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Между тем, в судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих, что нарушения, допущенные ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова создают реальную угрозу или повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

Принимая во внимание характер допущенных ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова нарушений, обстоятельства, препятствовавшие исполнению предписания в срок, а так же то, что ликвидация ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным товариществом нарушениям и вызванным ими последствиям, суд с учетом указанных обстоятельств, приходит к выводу, что заявленные ГЖИ требования о ликвидации ТСЖ-1 Фрунзенского района г. Саратова и ТСЖ-2 Фрунзенского района г. Саратова не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Государственной жилищной инспекции Саратовской области к Товариществу собственников жилья-1 Фрунзенского района г. Саратова, Товариществу собственников жилья - 2 Фрунзенского района г. Саратова о ликвидации, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 12 марта 2018 года.

Судья И.Н. Шустова