ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3391/18 от 31.08.2018 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-3391/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«31» августа 2018 года г. Владивосток

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края

в составе: председательствующего судьи Лесниковой А.С.

при секретаре Козырь Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца ФИО3 административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании незаконным решения о регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором указал, что 27.07.2018 г. обратился в МКУ МФЦ ВГО с заявлением о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений и обремений недвижимого имущества ЕГРН в целях внесения изменений паспортных данных в запись ЕГРН связи с заменой паспорта.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес электронной почты с сайта Госуслуг пришло письмо о государственной регистрации права собственности на объект нежилого назначения на основании договора купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением по заявке, поданной через МФЦ 011/2018/188206, а также письмо о государственной регистрации права собственности на объект нежилого назначения на основании договора купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением по заявке, поданной в МФЦ 011/2018/188474, однако данных заявлений он не подавал. ДД.ММ.ГГГГ подано заявление об отмене государственной регистрации права. В связи с чем просит отменить государственную регистрацию права собственности на объект нежилого назначения на основании договора купли-продажи, мены дарения, пожизненного содержания с иждивением, возложить на административного ответчика обязанность отменить все сделки с его недвижимым имуществом общей площадью 35,8 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, заключенные им ошибочно.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал по изложенным в заявлении доводам, просил об их удовлетворении, во исполнение возложенной на административного истца обязанности о предоставлении в суд доказательств в соответствии с частью 3 статьи 70 КАС РФ, в обоснование позиции относительно заявленных требований истцом представлена выписка из ЕГРН, содержащая сведения о зарегистрированных правах от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, направив в суд письменные возражения на административное исковое заявление по административному делу в которых изложено, что в ФИО2 Росреестра по <адрес> через МКУ МФЦ ВГО от ФИО1 поступили заявления: о внесении изменений в запись реестра прав в связи с изменениями паспортных данных в отношении спорного объекта; 25/001/005/2018-5192 о принятии дополнительных документов (согласно расписке о приеме документов к материалам реестрового дела, приобщен чек об оплате государственной пошлины от ДД.ММ.ГГГГ); 25.001/005/2018-5223 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ. В отношении заявления 25/001/005/2018-5158 о внесении изменения – государственная регистрация внесения изменений прекращена ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям в ЕГРН ФИО1 является правообладателем спорного объекта недвижимости. Поскольку заявителем в административном исковом заявлении в нарушение пункта 3 части 2 статьи 220 КАС РФ не указан предмет спора, какие именно действия, решения либо бездействия ответчика оспариваются, не указано какие права и свободы и законные интересы административного истца нарушены ФИО2 Росреестра по <адрес>, а указанные в заявлении номера обращений не найдены в учетной системе ПК ИС ЕГРП и системе маршрутизации в ФИО2 и не являются номерами заявлений сформированных информационной системой ФИО2, полагают, что нарушений требований норм действующего законодательства при оказании услуг по государственной регистрации прав ФИО2 не допущено, в связи с чем просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

Согласно п.4 ч.3 ст.3 Закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.

В силу п.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.2 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Как установлено судом, согласно сведениям ЕГРН ФИО1 является собственником объекта недвижимого имущества – квартира, назначение: жилое помещение, площадь 35,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в МКУ МФЦ ВГО с заявлением о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений и обремений недвижимого имущества ЕГРН в целях внесения изменений паспортных данных в запись ЕГРН связи с заменой паспорта.

На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного заявления государственная регистрация внесения изменений прекращена ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ФИО2 Росреестра по <адрес> поступили заявления административного истца о внесении в ЕГРН записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя на объект недвижимого имущества, о чем регистрирующим органом внесена запись в ЕГРН, что подтверждено представленной административным истцом выпиской от ДД.ММ.ГГГГ.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина (организации, юридического лица).

Между тем, как в обоснование административных исковых требований о нарушенных правах и законных интересах административным истцом в качестве доказательств, подтверждающих произведенную ФИО2 Росреестра по <адрес> от имени административного истца государственную регистрацию права собственности на объект нежилого назначения на основании договора купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением представлены уведомления портала Госуслуг, поступившее в его адрес по электронной почте. При этом, доказательств, подтверждающих факт совершения административным ответчиком от имени административного истца государственной регистрации права на объекты недвижимости и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца суду не представлено.

При принятии административного искового заявления к производству суда на административного истца судом возложена обязанность представить надлежащие доказательства в обоснование исковых требований, однако административным истцом надлежащих доказательств, подтверждающих произведение регистрирующим органом от имени истца государственной регистрации права собственности на объект нежилого назначения на основании договора купли-продажи, мены, дарения, пожизненного содержания с иждивением не представлено.

При этом, согласно представленной административным ответчиком информации номера заявлений на которые ссылается административный истец в обоснование административных исковых требований 011/2018/188206, 011/2018/188474 не найдены в учетной системе ПК ИС ЕГРП и системе маршрутизации в ФИО2 Росреестра по <адрес> и не являются номерами заявлений сформированных информационной системой ФИО2 Росреестра по <адрес>. Согласно сведениям в ЕГРН в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, решений о переходе либо прекращении прав ФИО2 Росреестра по <адрес> не принималось, что подтверждается представленной административным истцом выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, административным истцом неверно избран способ зашиты права, поскольку вопросы о недействительности совершенных от имени истца сделок с объектами недвижимого имущества разрешаются в гражданско-правовом порядке, и не могут быть преодолены посредством обжалования действий регистрирующего органа.

Согласно Положению об ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Росреестр, отнесено непосредственно к полномочиям ФИО2 в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца о возврате уплаченной государственной пошлины за подачу заявления о внесении изменений в ЕГРН не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании незаконным решения о регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 04.09.2018 г.