Дело № 2а-3392/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюК. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца,
с участием административного истца К., его представителя КД.,
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, расположенного по адресу <адрес> В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ подал заявление о предварительном согласовании предоставления для индивидуального жилищного строительства через МФЦ в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. ДД.ММ.ГГГГ письмом № ОГ-№ Минземимущество РТ отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения со ссылкой на несоответствие представленной схемы к требованиям к ее подготовке, на отсутствие отображенных на схеме объектов искусственного и естественного происхождения. Минземимущество не проведя процедуры по данным нормам, не обоснованно и не законно отказывало К. в утверждении схемы. Одним из оснований отказа Минземимущества РТ является отсутствие отображения на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности. В данном случае испрашиваемый К. земельный участок имеет картографическую основу. В 1993 г. геодезическом предприятием г. Минусинска проведена аэрофотосъемка г. Кызыла, в том числе мкр. Спутник. И соответственно отображение границ естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства) не требуется. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения права и законные интересы К. в равном доступе оформления прав на земельный участок. Просит отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительств, общей площадью 600 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № ОГ-№ незаконным, обязать устранить допущенные нарушения, согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 600 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец К. и его представитель КД. просил удовлетворить требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представлено письменное возражение на иск, где просит в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 10 части 2 статьи 39 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено судом, административный истец просил ответчика о предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о чем направил заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-№ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп. 1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, пп. «а», «в» п. 1 раздела 2.10.3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участки тли земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»; в) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. В соответствии п.п. 1 п. 8 ст.39.12 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Согласно п. 7 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства). Кроме того, в представленной схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположениях границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, отсутствуют схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также не указаны местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Вместе с тем, несмотря на то, что судом определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и распределено бремя их доказывания, представитель административного ответчика, вопреки требованиям ст. 226 КАС РФ, не представил суду относимых, допустимых и достоверных доказательств законности принятого им отказа в удовлетворении заявления административного истца. Так, на основании каких именно документов административный ответчик пришел к выводу, что в схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположениях границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, отсутствуют схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также не указаны местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
В связи с тем, что административным ответчиком доказательств не предоставлено, суд по ходатайству представителя административного истца истребовал из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ – выкопировку из стереотопографического плана 1993 года масштаба 1:2000 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд установил, испрашиваемый земельный участок имеет картографическую основу.
При этом, иных относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что отсутствует отображение на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающие ориентирование на местности, рассматриваемое административное дело не содержит и стороной административного ответчика не представлено.
Учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу административный ответчик не представил суду документов, обосновывающих их правовую позицию, то суд считает, что данный Минземимуществом РТ отказ в удовлетворении заявления К. не может быть признан законным и обоснованным.
В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Так как суд пришел к выводу о том, что Минземимущество РТ не обосновало законность своего отказа в удовлетворении заявления К., то данный административный ответчик должен повторно рассмотреть заявление К. в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, следовательно, на Минземимущество РТ возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление К. в соответствии с требованиями закона.
Однако суд не вправе предрешать результат рассмотрения заявления К. Минземимуществом РТ, так как это будет ограничением прав и полномочий органа исполнительной власти, на который законом возложена обязанность по рассмотрению вопросов касающихся земельных отношений, следовательно, требования истца об устранении нарушений прав и законных интересов путем утверждения схемы расположения земельного участка не подлежит удовлетворению.
Таким образом, суд, проанализировав в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Минземимущества РТ об отказе истцу в предварительном согласовании спорного земельного участка является незаконным, в связи с чем полагаетобязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления административного истца о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства общей площадью 600 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, в течение одного месяца, сообщив о результатах его исполнения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227КАС РФ суд
решил:
административное исковое заявлениеК. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, устранении нарушений прав и законных интересов путем утверждении схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГК. о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка.
ОбязатьМинистерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенное нарушение прав и законных интересов К. путем рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об его исполнении в Кызылский городской суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение составлено 06 августа 2019 года.
Председательствующий Монгуш Р.С.