ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3393/2021 от 16.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

УИД: 22RS0069-01-2021-006165-78

Дело № 2а-592/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Масленникова М.С.,

при секретаре Чернякевич В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Барнаула о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Барнаула, в котором просил признать незаконным отказ Администрации г.Барнаула от +++... в подготовке документации по планировке территории с целью изменения красных линий в районе земельного участка, расположенного по адресу: ///.Одновременно административный истец просил возложить на административного ответчика обязанность принять решение о подготовке документации по планировке территории в районе вышеуказанного земельного участка.

В обоснование требований указано, что семье истца +++ был выдан государственный жилищный сертификат по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы. По этому сертификату истцом +++ был приобретен в равных долях со всеми членами семьи жилой дом с земельным участком по адресу: ///. Участок на момент приобретения был огорожен деревянным забором с железными и кирпичными столбами на ленточном и точечном бетонном фундаменте. По всему периметру этого участка установлены столбы линии электропередач и линии связи. Ввиду ветхости ограждения истец в 2017 году решил установить новый забор внутри границ старого забора, то есть, уменьшив площадь занимаемого участка. Столбы нового забора забетонированы в землю на 1 метр. +++ Администрацией Ленинского района г.Барнаула была проведена плановая проверка границ земельного участка, по результатам которой выяснилось, что земельный участок площадью 863м2 с кадастровым номером ... «самовольно занят путем установки металлического ограждения, земельный участок из земель общего пользования г.Барнаула, прилегающий к северной, северо-западной и северо-восточной сторонам земельного участка, примерной площадью 46м2. На основании чего было предложено снести капитальный забор. Участок в таком состоянии существует уже многие годы, в связи с чем полагает, что при выполнении государственного кадастрового учеты была допущена ошибка. Административный истец обратился в ООО «Агростройинвест» для составления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью дальнейшего образования земельного участка в существующих границах. Составленная схема была направлена в Администрацию г.Барнаула для согласования. В ответе административный ответчик указал на невозможность согласовать участок в указанных в схеме границах, поскольку участок находится в зоне озелененных территорий; часть используемой территории находится в охранных зонах инженерных коммуникаций; утверждение данной схемы ведет к уменьшению ширины улицы местного значения с 10 метров до 8,8 метров. После получения данного ответа административный истец обратился в ООО «Агростройивест» для составления проекта межевания застроенной территории в границах кадастровых кварталов ... в отношении своего земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно проекту межевания от +++ изменение существующих красных линий фактически возможно. Полагает, что, поскольку порядок пользования участком сложился давно, участок огорожен забором, доступ на него любых третьих лиц невозможен, отнесение части участка к территории общего пользования является неправомерным. Кроме того, поскольку по периметру участка расположены столбы линий электропередач и связи, полагает, что изменение границ участка не позволит организовать на освободившейся территории ни пешеходной дорожки, ни проезда. Администрация Ленинского района г.Барнаула, утвердив 1998 г. ситуационный план и разрешив перестройку жилого дома, по факту согласовала фактические границы земельного участка.+++ Администрацией Ленинского района г.Барнаула утверждена контрольная съемка домовладения и разрешена эксплуатация земельного участка, в то время, как Администрации уже было известно о нарушении границ красных линий. Кроме того, ссылается на нежелательность образования вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при планировке территории, согласно земельному законодательству. Также Администрацией не учтено обременение земельного участка постоянными публичными сервитутами в отношении инженерных коммуникаций.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административный ответчик Администрация г.Барнаула в своих возражениях указала, что решением Центрального районного суда г.Барнаула от +++ по делу ... административному истцу было отказано в удовлетворении требований о признании постановления администрации города от +++... «Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - /// края» в части утверждения красной линии в отношении земельного участка. Жилой дом возведен в 2001 году, что подтверждается постановлением Администрации Ленинского района г.Барнаула. Земельный участок предоставлен в собственность +++ на основании договора о безвозмездной передаче земельного участка в собственность ФИО3, на основании договора купли-продажи от +++ указанный участок перешел в собственность административного истца. Как указано в договоре от +++ о безвозмездной передаче земельного участка в собственность земельный участок обременен постоянными публичными сервитутами. Судом было установлено, что красные линии в районе земельного участка по адресу: /// изначально были установлены в существующем на сегодняшний день виде. Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в кадастровом деле плановом положении участка от +++. Таким образом, административный истец полагает, что права административного истца не нарушены, спорный земельный участок с расположенным на нем домовладением, как на момент приобретения домовладения (2015), так и на момент принятия оспариваемого постановления располагался в одних и тех же границах и с одними и теми же красными линиями. Учитывая наличие вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г.Барнаула от +++, полагает. что доводы административного истца о незаконности и необоснованности установления красных линий являются несостоятельными. По поводу правомерности отказа в подготовке документации по планировке территории в районе земельного участка по /// административный истец указал, что его действия полностью соответствуют требованиям ГрК РФ и Нормативов градостроительного проектирования, согласно которым ширина улиц местного значения составляет 15-30 метров, в то время как в настоящее время ширина /// в красных линиях в районе земельного участка составляет 10 метров, в случае переноса красных линий ширина улицы составит 8,8 м., что значительно меньше минимальной ширины. Кроме того, часть используемой территории домовладения, расположенной за существующей красной линией, которую административный истец планирует перенести, находится в охранной зоне инженерных коммуникаций: охранная зона воздушной линии ТП 1109 0,4 кВ; охранная зона объекта «Сооружение - газопровод высокого и низкого давления по /// (1 и 2 очередь), назначение: газоснабжение. Протяженность 2,328 км»; Охранная зона объекта «Сооружение - газопровод низкого давления по /// (3 очередь). Таким образом, правовых оснований для подготовки документации по планировке территории в районе земельного участка и в дальнейшем утверждения проекта межевания с целью изменения границ (переноса) красной линии не имелось. В части требований административного истца, направленных на восстановление нарушенного права, полагает, что данное требование противоречит конституционному принципу разделения властей, поскольку суды не вправе вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, подменять их компетенцию, возлагать на них обязанность в той или иной форме.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, ФИО5, ФИО6

Административный истец ФИО1, заинтересованные лица в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Представитель административного ответчика Администрации г.Барнаула возражал против удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, требование административного истца может быть удовлетворено при совокупности двух условий - незаконность решения (действий, бездействий) должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина.

Согласно положениям части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ в подготовке документации по планировке территории с целью изменения красных линий в районе земельного участка по /// в /// вынесен Администрацией г.Барнаула +++; настоящее административное исковое заявление поступило в Ленинский районный суд г.Барнаула +++. Таким образом. срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.

При вынесении решения суд учитывает, что в силу п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В соответствии с п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В силу ч. 10 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с Решением Барнаульской городской Думы от 22.03.2019 N 282 (ред. от 29.10.2021) "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" ширина улиц местного значения составляет 15-25 м.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Ленинского района г.Барнаула №2725 от 07.09.1998 ФИО3 разрешено перестроить дом по адресу: ///.

В соответствии с постановлением Администрации Ленинского района г.Барнаула ... от +++ дом принят в эксплуатацию и разрешено заселение ФИО3 в дом по адресу: ///.

На ситуационном плане, приложенном к кадастровому паспорту ..., нанесены границы земельного участка.

Актом проверки ... от +++ выявлено нарушение ст. 26 Земельного Кодекса РФ с признаками правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ - установлено, что административным истцом самовольно занят земельный участок из земель общего пользования г.Барнаула, прилегающий к северной, северо-западной и северо-восточной сторонам земельного участка по адресу: /// примерной площадью 46 м2.

+++0 ФИО1 подано заявление в Комитет по строительству, архитектуре и развитию /// о подготовке проекта межевания в связи с переносом границ общего пользования.

+++ Администрацией г.Барнаула рассмотрено вышеуказанное заявление ФИО1, отказано в принятии решения о подготовке документации по планировке территории в отношении земельного участка по адресу: г/// 44 в целях переноса красной линии со ссылкой на несоответствие представленной документации по планировке территории Нормативам градостроительного проектирования на территории городского округа - г.Барнаула Алтайского края.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает требования административного истца, не подлежащими удовлетворению.

Так, постановлением Администрации города Барнаула от 25.11.2020 N 1900 утвержден Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению.

В соответствии с п. 2.5 указанного Порядка решение об отказе в подготовке документации по планировке территории принимается в случаях, если подготовка такой документации не соответствует документам территориального планирования (за исключением случаев размещения объектов инфраструктуры, определенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение искусственного земельного участка), Правилам землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, искусственного земельного участка), Лесохозяйственному регламенту городских лесов городского округа - города Барнаула Алтайского края, положению об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативам градостроительного проектирования Алтайского края, нормативам градостроительного проектирования на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, комплексным схемам организации дорожного движения.

Довод административного истца о незаконном лишении его семьи части земельного участка и тем самым нарушении его прав является несостоятельными, поскольку на момент начала пользования административными истцами земельным участком по адресу: ///, расчет красной линии уже был произведен в соответствии с действовавшим на тот момент порядком и граница красной линии была установлена. Кроме того, законность Постановления администрации г.Барнаула ... от +++ в части нанесения и установления красных линий в фактических границах земельного участка по адресу: /// установлена вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Барнаула от +++.

Основанием для отказа Администрации г.Барнаула ... от +++ послужило то, что перенос красных линий уменьшит ширину улицы, что не соответствует Нормативам градостроительного проектирования на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края.

Суд полагает, что отказ Администрации г.Барнаула является законным и обоснованным. Как установлено в судебном заседании, в настоящий момент ширина ул. Горской в границах красных линий в районе земельного участка по адресу: /// составляет 10 м, при переносе красной линии ширина улицы составит 8,8 м., что значительно меньше установленного Нормативами градостроительного проектирования на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края минимального значения ширины дорог местного значения.

Согласно ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.С. Масленников

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 года