ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3393/2022 от 21.09.2022 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-3393/2022

25RS0029-01-2022-005994-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Уссурийск 21 сентября 2022г.

Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Онищук Н.В., с участием представителя административного истца Бабий С.А., представителя административного ответчика Филюк Е.Н., представителя заинтересованного лица Трусова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сазонова Д. И. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа XXXX от ДД.ММ.ГГг. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, с участием в качестве заинтересованных лиц Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он является ветераном боевых действий, в связи с чем, на основании приказа управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXX был поставлено на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае». ДД.ММ.ГГг. административный истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1643 кв.м., местоположение установлено примерно в 10 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, для личного подсобного хозяйства без права строительства. Решением XXXX от ДД.ММ.ГГг. ему было отказано, в связи с тем, что образуемый земельный участок входит в границы запретной зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны РФ, установленную на основании постановления Правительства РФ от 05 мая 2014г. №405. Административный истец с отказом не согласен, так как испрашиваемый земельный участок, расположен в зоне Ж-7 (зона жилой застройки сел) и является смежным участком к земельному участку, принадлежащего административному истцу, с кадастровым номером 25:18:320101:98. Вокруг участка расположены другие земельные участки, принадлежащие гражданам на праве собственности с жилыми домами, что свидетельствует о том, что участки в данной зоне представляются в частную собственность граждан и не изъяты из оборота. При этом испрашиваемый земельный участок не попадает в перечень, установленный статьей 27 ЗК РФ. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта в зоне Ж-7 в пределах видимости которого отсутствуют воинские части, формирования или военные объекты. Следовательно, не может входить в состав запретной зоны. При определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности. Однако в отношении спорного земельного участка отсутствуют сведения о предоставлении для нужд обороны и безопасности, он отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования жилая застройка. Таким образом, положения статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации об ограничении оборотоспособности земельных участков не подлежали применению в данном случае. Административный истец является участником боевых действий, законодатель дал ему право приобрести земельный участок в собственность бесплатно (испрашиваемый участок смежный с имеющимся участком), который свободен от прав третьих лиц и нужен для ведения личного подсобного хозяйства. На основании изложенного просит признать решение от ДД.ММ.ГГг. XXXX незаконным и обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства без права строительства, площадью 1643 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, примерно в 10 метрах по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка.

В судебном заседании представитель административного истца на заявленных требованиях настаивали в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что на основании анализа картографического материала с занесением координат характерных точек границ образуемого в соответствии с предоставленной схемой расположения земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности установлено, что образуемый земельный участок полностью входит в границы запретной зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленную на основании пункта 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГг. XXXX «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».

Представитель заинтересованного лица Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, в судебном заседании полгал, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, представил письменные возражения, в которых указал, что испрашиваемый участок полностью входит в границы лесного квартала 261 лесотаксационного выдела 1 Барановского лесоучастка Уссурийского участкового лесничества Уссурийского лесничества Минобороны России-филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, в границах земельного участка обороны Барановский полигон, с расположенными на нем лесами Уссурийского лесничества, с отнесением лесов по целевому назначению к защитным лесам. Барановский лесоучасток - Уссурийского лесничества, в том числе 261 квартал, в котором расположен участок, используется в интересах Минобороны России, для проведения боевой и служебной подготовки войсковой частью 71289, а также ряда воинских частей, входящих в состав 5-й Армии Восточного военного округа. В 261 квартале Уссурийского лесничества расположены три военных объект, занятых находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества с размещенными в них военнослужащими. Таким образом, собственником земельного участка, поднадзорного Уссурийскому лесничеству, является Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России. В настоящее время в ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России отсутствуют сведения о согласование Министерства обороны Российской Федерации об образовании и передаче участка в муниципальную или иную форму собственности. ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России не наделено полномочиями по решению вопросов о формировании и выделении земельных участков из состава земель обороны с расположенными на них лесами. Образование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков обороны возможно только при согласовании с Министерством обороны Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещена надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель письменный отзыв, в котором указал, что порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014г. №405. В соответствии с пунктом 2 Положения под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен. В границах запретной зоны запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; под военными объектами - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. Поскольку Положение содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона, следовательно, к данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории. Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения). В соответствии с пунктом 12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Таким образом, исходя из смысла статей 27, 93 ЗК РФ спорный земельный участок является ограниченным в обороте, предоставление которого в частную собственность законом не предусмотрено. Учитывая изложенное, Учреждение считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в соответствии с настоящим Законом в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, в том, числе ветеранам боевых действий.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления и предварительного согласования предоставления земельных участков в собственность без проведения торгов. А также указан исчерпывающий перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Сазонов Д. И. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии БК XXXX, выданного Министерством обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГг.

В соответствии с «Порядком ведения учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность, бесплатно», утвержденного Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 28 декабря 2017г. №3884-НПА и в соответствии с Приказом Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГг. XXXXСазонов Д.И. поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на однократное, бесплатное предоставление в собственность земельного участка по категории «Ветеран боевых действий» по основаниям, установленным статьей 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

ДД.ММ.ГГг. административный истец обратился в Управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для веления личного подсобного хозяйства, площадью 1643 кв. м.. расположенного примерно в 10 метрах по направлению на юго-запад относительно ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX.

Решением от ДД.ММ.ГГг. за XXXX административный ответчик отказал в предварительном согласовании и утверждении схемы, в связи с тем, что на основании анализа картографического материала с занесением координат характерных точек границ образуемого в соответствии с предоставленной схемой расположения земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности установлено, что образуемый земельный участок полностью входит в границы запретной зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, установленную на основании пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В силу части 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405, определён порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 указанного Положения, «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещён, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Как следует, из документов, представленных Уссурийским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территории: запретная зона военного объекта – Уссурийское лесничество Минобороны филиалом Учреждения по Приморскому краю под учетным номером 25.00.2.77.

Из материалов дела усматривается, что 31 января 2006г., на основании Государственного акта на право пользования землёй от 15 декабря 1980г. А-1 №196565, единым государственным реестром на недвижимое имущество и сделок с ним Федеральной регистрационной службой ГУ Федеральной регистрационной службой по Приморскому краю субъекту права-Российской Федерации (вид права - федеральная собственность) выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА №664833 на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:0012 площадью 17408 га, под объекты обороны (Барановский полигон), назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения.

Приказом Министра обороны от 22 декабря 2012г. №3840 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Уссурийский городской округ» Приморского края» земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:12 площадью 17408 га был передан в Уссурийский городской округ.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2013г. №235 «О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации» земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:12 был исключен из перечня объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность «Уссурийский городской округ» Приморского края (пункт 6 приложения к приказу). Несмотря на издание вышеупомянутого приказа, Администрацией УГО зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:12 площадью 17 408 га в апреле 2013г.

Однако, решением Арбитражного суда Приморского края от 10 июня 2016г. по делу №А51-924/2016 осуществлен возврат земельного участка в федеральную собственность. Возврат земельного участка осуществлен в части уточненных границ, суд счел несостоятельными возражения третьего лица относительно необходимости признания права на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:12 площадью 17408 га, поскольку в настоящее время в Государственном кадастре недвижимости указанный участок был уточнен в своих границах до площади 16087,1584 га, спор с администрацией УГО имеет место быть лишь в отношении участка площадью 16087,1584 га, право на земли лесного фонда, которые не выбывали из собственности Российской Федерации, никем не оспариваются. Земельный участок с кадастровым номером 25:18:015702:12 уточнен в своих границах до 16 087, 1584 га, то есть уменьшен на 1320,8416 га.

Административным истцом представлена схема расположения испрашиваемого административным истцом земельного участка площадью 1643 кв.м. для ведения садоводства, расположенного примерно в 10 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, из которой усматривается, что указанный земельный участок входит в границы запретной зоны военного объекта - Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.

Земельный участок Барановский полигон является действующим общевойсковым полигоном Восточного военного округа. Барановский лесоучасток Уссурийского лесничества (в том числе и квартал 261), используется в интересах Минобороны России для проведения боевой и служебной подготовки войсковой частью 71289, а также ряда воинских частей, входящих в состав 5-й Армии Восточного военного округа. В непосредственной близости от спорного участка в квартале 261 Уссурийского лесничества расположены военные объекты, занятые находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества с размещёнными в них военнослужащими.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014г. №405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земли для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ), других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение).

Данное Положение определяет порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

В соответствии с пунктом 16 Положения об установлении запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014г. №405, решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее по тексту - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

Согласно пункта 13 Перечня лесничеств Минобороны России, в границах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории, установленного Протоколом заседания межведомственной комиссии от 08 октября 2015г. №1МК, утвержденного председателем комиссии- заместителем Министра обороны РФ, Уссурийское лесничество, в том числе и квартал 261, является объектом, в границах которого установлены указанные зоны, а также содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах этих зон. К таким запретам и ограничениям относятся запрет на строительство объектов капитального строительства, производственного, социально-бытового и иного назначения, запрет на проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества и т.д.

В соответствии с Положением "военные объекты" - это существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны; «запретная зона»- территории военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещён, в границах которой в соответствии с Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нём чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершения террористического акта.

Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

Поскольку Положение содержит открытый перечень военных объектов, к ним также относятся земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых расположены военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.

Таким образом, земли обороны и безопасности, в том числе земельные участки в границах запретных зон и районов, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, поскольку такая возможность не предусмотрена федеральным законом, в том числе будет подрывать основы безопасности военных объектов и граждан.

Указанные обстоятельства также подтверждены и заинтересованными лицами Уссурийским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Учитывая, что оспариваемый административным истцом отказ, выданный Управлением градостроительства администрации Уссурийского городского округа, принят в пределах компетенции данного органа, в соответствии с требованиями земельного законодательства и не нарушает прав административного истца, заявленные административным истцом требования к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Сазонова Д. И. к Управлению градостроительства администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа №16-01/22/9824 от 28 июня 2022г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, с участием в качестве заинтересованных лиц Уссурийское лесничество Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2022г.

Председательствующий Н.В. Онищук