ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3395/2020640004-01-2020-005581-38 от 01.12.2020 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-3395/2020 64RS0004-01-2020-005581-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01.12.2020 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Комарова И.Е.,

при секретаре судебного заседания Жебревой Н.Б.,

прокурора Варламова Д.В.,

с участием:

представителя административных ответчиков Кузнецова И.С., Ляпина П.А., Котенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к филиалу саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз», ФГБВУ «Центррегионводхоз» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

установил:

прокурор Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к филиалу саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз», ФГБВУ «Центррегионводхоз» и просит обязать административных ответчиков в течение одного года с даты вступления решения в законную силу провести мероприятия по расчистке акватории Саратовского водохранилища путем изъятия из водного объекта отходов производства в виде следующих судов:

- железобетонного дебаркадера длиной 60 м шириной 13 м, находящегося на 1733,5 км на правом берегу реки Волга в протоке Рождественская воложка Саратовского водохранилища на берегу <адрес><адрес> Самарской области в месте с координатами: 53°13&apos;23.16"С.Ш. 50°03&apos;43.78"В.Д.;

- стальной баржи длиной 25 м., шириной 5,2 м., высотой 1,8, находящейся на 1712 км на правом берегу реки Волга в акватории Саратовского водохранилища в 200 метрах от берега пос. <адрес> Самарской области в месте с координатами: 53°22&apos;08.19"С.Ш. 50°07&apos;51.55"В.Д.

В обоснование заявленных требований указано, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ экологической обстановки при подъеме и утилизации затопленных и полузатопленных судов в водных объектах на территории Самарской области. В рамках анализ осуществлено обследование акватории Саратовского водохранилища, в результате которого выявлены следующие затопленные суда:

- на 1733,5 км на правом берегу реки Волга в протоке Рождественская воложка Саратовского водохранилища на берегу <адрес> выявлен полузатопленный железобетонный дебаркадер (координаты: 53°13&apos;23.16"С.Ш. 50°03&apos;43.78"В.Д.);

- на 1712 км на правом берегу реки Волга в 200 метрах от берега Саратовского водохранилища в районе пос. <адрес> Самарской области выявлена затопленная стальная баржа (координаты: 53°22&apos;08.19"С.Ш. 50°07&apos;51.55"В.Д.).

Данные объекты являются промышленными отходами в виде бетонных и металлических остатков корпусов бесхозяйных судов, не подлежащих для эксплуатации и использованию по целевому назначению. Указанные суда внесены в реестр бесхозяйных судов, расположенных в границах реки Волга, в соответствии со сведениями <адрес> водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».

Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 25.10.2019 № 373 утвержден Устав Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения «Центррегионводхоз» (далее - Устав). Согласно п. 2.1 Устава ФГБВУ «Центррегионводхоз» (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федерального агентства водных ресурсов. В силу п. 2.2. Устава к одним из целей и предметов деятельности Учреждения относятся осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, ликвидации последствий данных явлений.

Приказом ФГБВУ «Центррегионводхоз» от 19.11.2019 № 150 утверждено Положение о филиале Саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» (далее - Положение). Пунктом 2.2 Положения установлено, что филиал осуществляет функции ФГБУ «Центррегионводхоз» на территории Саратовского водохранилища в границах Самарской области. В соответствии с п. 3.2.2 одним из предметов деятельности филиала является выполнение мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территории соответствующих субъектов и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 3.4.5, 3.4.6, 3.4.8 Положения филиал осуществляет выполнение работ, связанных с осуществлением водоохранной и водохозяйственной деятельностью на водных объектах (очистка акваторий водных объектов от древесного хлама и мусора), расчистку участков рек, водохранилищ и других водных объектов, выполнение работ по очистке от нефтяных пятен и прочих загрязнений.

Прокурор делает вывод, что обязанность по организации утилизации промышленных отходов в виде полузатонувших и затонувших вышедших из эксплуатации бесхозяйных судов, находящихся в акватории Саратовского водохранилища, относится к компетенции филиала Саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз».

Названные выше суда, являющееся отходами производства, работы по очистке Саратовского водохранилища от них на протяжении длительного времени не проводятся. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что филиалом Саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионаводхоз» надлежащим образом не проводится и не налажена работа по охране водных объектов, так как длительное время не предпринимаются действенные меры к освобождению акватории Саратовского водохранилища от промышленных отходов в виде затопленных и полузатопленных судов. Непринятие мер по организации расчистки акватории Саратовского водохранилища от промышленных отходов в виде вышедших из эксплуатации плавсредств с учетом принципа презумпции экологической опасности, закрепленного в ст. 3 Закона № 7-ФЗ, создает угрозу экологической безопасности населения и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Поскольку водный объект – Саратовское водохранилище находится в федеральной собственности – нарушаются права Российской Федерации, как собственника водных объектов в соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации.

Прокурор в судебном заседании поддержал административный иск.

Представители административных ответчиков с требованиями прокурора не согласились, считают, что обязанность по уборке судов лежит на местной администрации и собственниках судов.

Суд, выслушав стороны, изучив предоставленные материалы, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Судом установлено, что Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 25.10.2019 № 373 утвержден Устав Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения «Центррегионводхоз» (далее - Устав).

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и др.

Согласно ч. 1 ст. 56 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, а также поверхностные и подземные воды.

Частью 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованны в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления; отходами от использования товаров признаются товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства, брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от прав собственника на них.

Согласно ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

При этом часть. 2 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что действие части 1 указанной статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу подп. «а» п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 79, (далее - Правила) мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения.

Пунктом 3 Правил закреплено, что мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р.

В соответствии с Перечнем водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р, к таким водоемам относится Саратовское водохранилище.

Судом установлено, что в акватории Саратовского водохранилища имеются затопленные суда:

- на 1733,5 км на правом берегу реки Волга в протоке Рождественская воложка Саратовского водохранилища на берегу <адрес> выявлен полузатопленный железобетонный дебаркадер (координаты: 53°13&apos;23.16"С.Ш. 50°03&apos;43.78"В.Д.);

- на 1712 км на правом берегу реки Волга в 200 метрах от берега Саратовского водохранилища в районе пос. <адрес> Самарской области выявлена затопленная стальная баржа (координаты: 53°22&apos;08.19"С.Ш. 50°07&apos;51.55"В.Д.) (л.д.9-13).

Данные объекты являются промышленными отходами в виде бетонных и металлических остатков корпусов бесхозяйных судов, не подлежащих для эксплуатации и использованию по целевому назначению.

Указанные суда внесены в реестр бесхозяйных судов, расположенных в границах реки Волга, в соответствии со сведениями Самарского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (л.д.10 и 13).

Согласно п. 2.1 Устава ФГБВУ «Центррегионводхоз» (далее - Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федерального агентства водных ресурсов.

В силу п. 2.2. Устава к одним из целей и предметов деятельности Учреждения относятся осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, ликвидации последствий данных явлений.

Приказом ФГБВУ «Центррегионводхоз» от 19.11.2019 № 150 утверждено Положение о филиале Саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» (далее - Положение).

Пунктом 2.2 Положения установлено, что филиал осуществляет функции ФГБУ «Центррегионводхоз» на территории Саратовского водохранилища в границах Самарской области.

В соответствии с п. 3.2.2 одним из предметов деятельности филиала является выполнение мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территории соответствующих субъектов и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 3.4.5, 3.4.6, 3.4.8 Положения филиал осуществляет выполнение работ, связанных с осуществлением водоохранной и водохозяйственной деятельностью на водных объектах (очистка акваторий водных объектов от древесного хлама и мусора), расчистку участков рек, водохранилищ и других водных объектов, выполнение работ по очистке от нефтяных пятен и прочих загрязнений.

Таким образом, судом установлено, что с момента создания ФГБВУ «Центррегионводхоз», на последнего возложена обязанность по организации утилизации промышленных отходов в виде полузатонувших и затонувших вышедших из эксплуатации бесхозяйных судов, а находящихся в акватории Саратовского водохранилища, относится к компетенции филиала Саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз».

Доводы представителей административных ответчиков об обязанности местной администрации по уборке судов судом не принимаются как основанные на неверном толковании правовых норм, поскольку суда находятся в акватории реки Волга, находящейся в федеральной собственности.

Согласно ст. 1 Закона № 7-ФЗ экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Вышеуказанные суда, являющееся отходами производства, работы по очистке Саратовского водохранилища от них на протяжении длительного времени не проводятся.

Поскольку водный объект – Саратовское водохранилище находится в федеральной собственности – нарушаются права Российской Федерации, как собственника водных объектов в соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что филиалом Саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» надлежащим образом не проводится и не налажена работа по охране водных объектов, так как длительное время не предпринимаются действенные меры к освобождению акватории Саратовского водохранилища от промышленных отходов в виде затопленных и полузатопленных судов.

Непринятие мер по организации расчистки акватории Саратовского водохранилища от промышленных отходов в виде вышедших из эксплуатации плавсредств с учетом принципа презумпции экологической опасности, закрепленного в ст. 3 Закона № 7-ФЗ, создает угрозу экологической безопасности населения и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Судом также установлено, что филиал Саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз» финансируется ФГБВУ «Центррегионводхоз», а поэтому суд считает необходимым возложить обязанность по изъятию судов из акватории реки на ФГБВУ «Центррегионводхоз».

Прокурором запрошен срок на совершение действий в один год, который признается судом разумным и достаточным для совершения необходимых действий с учетом необходимости организации бюджетного финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к филиалу саратовского водохранилища ФГБВУ «Центррегионводхоз», ФГБВУ «Центррегионводхоз» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Обязать ФГБВУ «Центррегионводхоз» в течение одного года с даты вступления решения в законную силу провести мероприятия по расчистке акватории Саратовского водохранилища путем изъятия из водного объекта отходов производства в виде следующих судов:

- железобетонного дебаркадера длиной 60 м шириной 13 м, находящегося на 1733,5 км на правом берегу реки Волга в протоке Рождественская воложка Саратовского водохранилища на берегу <адрес><адрес> области в месте с координатами: 53°13&apos;23.16"С.Ш. 50°03&apos;43.78"В.Д.;

- стальной баржи длиной 25 м., шириной 5,2 м., высотой 1,8, находящейся на 1712 км на правом берегу реки Волга в акватории Саратовского водохранилища в 200 метрах от берега пос. <адрес><адрес> области в месте с координатами: 53°22&apos;08.19"С.Ш. 50°07&apos;51.55"В.Д.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд.

Судья И.Е. Комаров

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2020 года.

Судья И.Е. Комаров