ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3395/2021 от 01.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2021-004947-44

Дело № 2а-3395/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 1 сентября 2021 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием административного истца ФИО3,

представителей административного истца ФИО4, действующей на основании доверенности, и ФИО5, действующей на основании ходатайства,

представителя ИНФС России по Ленинскому району г. Перми ФИО6, действующей на основании доверенности,

представителя УФНС России по Пермскому краю ФИО7, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО15 к ИНФС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю о признании незаконными решений, снижении пени и штрафа,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю о признании незаконными решений, снижении пени и штрафа.

В обоснование заявленных требований ФИО3 указывает о том, что 18 марта 2021 г. ИНФС России по Ленинскому району г. Перми вынесено решение № 21/852 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанное решение обжаловано в апелляционном порядке, которое решением заместителя руководителя УФНС по <Адрес> оставлено без изменения. Решение ИНФС ФИО2 по <Адрес> о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным. Земельный участок и дом, расположенные по адресу: <Адрес>, находились в его пользовании более трех лет. Данное имущество перешло к нему в собственность на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ В 2015-2016 г.г. произведено увеличение земельного участка за счет свободных городских земель, за которое он заплатил в бюджет <Адрес> денежные средства в размере 120 000 руб. и 145, 144 руб. ДД.ММ.ГГГГ заключение соглашение -Л о перераспределении, затем земельный участок разделен. Вместе с тем прибыли от разделения земельных участков он не получил, датой возникновения право собственности на вновь образованные земельные участки является дата возникновения права собственности на исходный земельный участок, то есть дата заключения договора купли-продажи. Налоговый орган начисляет налог на земельный участок, на котором расположен жилой дом, при этом в решении не комментирует неразрывность дома с землей. Он зарегистрирован и постоянно проживает в доме, следовательно, земельные участки находились в его собственности более трех лет и на основании п. 17.1 ст. 217 НК РФ доходы от их продажи не подлежат налогообложению. При выкупе земельного участка административный истец не получал прибыль. Соответственно и дом и земельный участок находятся в его пользовании и во владении более пяти лет. Менее пяти лет в пользовании может находиться только земельный участок площадью 428 кв.м, так как на момент дарения площадь земельного участка была 1 121 кв.м, а на момент продажи земельного участка - 1 549 кв.м. Налоговым органом не учтены расходы, который он понес на приобретение земельного участка, а также наличие смягчающих обстоятельств при назначении ему штрафа.

Кроме того, ИФНС России по Ленинскому району г. Перми нарушена процедура проведения налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка налогоплательщика проводилась на основании декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. Дата предоставления декларации 21 июля 2020 г., акт проверки налоговой инспекции составлен 28 октября 2020 г. №21/2610, решение вынесено 18 марта 2021 г. № 21/852. В соответствии с п.2 ст. 88 НК РФ срок камеральной проверки не должен превышать более трех месяцев. Течение срока камеральной проверки начинается с даты предоставления декларации в налоговую инспекцию, то есть с 21 июля 2020 г., соответственно срок окончания проверки должен быть 21 октября 2020 г. Продление трехмесячного срока в Налоговом кодексе РФ (далее-НК РФ) не предусмотрено. Налоговой инспекцией нарушен порядок начисления пени, которые стали начисляться с момента налоговой декларации, а не с момента вынесения решения. В соответствии с п.6 ст. 100, п.1 ст. 101 НК РФ решение по итогам налоговой проверки выносится в течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления возражений на акт налоговой проверки (15 рабочих дней), которые отсчитываются от даты получения акта налоговой проверки. Решение вынесено 18 марта 2021 г., доказательств обоснованности столь длительного срока вынесения решения инспекцией не представлены.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнения оснований административного искового заявления (л.д. 83-84, 112-113) ФИО3 просит:

- отменить решение ИФНС России по Ленинскому району г. Перми №21/852 о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18 марта 2021 г.;

-отменить решение ИФНС России по Ленинскому району г. Перми №09-29/03949 от 18 марта 2021 г. о принятии обеспечительных мер;

- снизить размер пени и штрафа.

Определением судьи от 2 августа 2021 г. в протокольной форме привлечено УФНС России по Пермскому краю в качестве административного ответчика.

ФИО3 и его представители в судебном заседании поддерживают заявленные требования.

Представители ИФНС России по Ленинскому району г. Перми и УФНС России по Пермскому краю в судебном заседании возражают против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенных в письменных отзывах (л.д. 20-22, 88-89, 106-108).

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обозрев подлинные материалы налоговой проверки, пришел к следующему.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, между ФИО8 и ФИО3 4 августа 2015 г. заключен договора дарения, по условиям которого ФИО8 подарила ФИО3 жилой дом общей площадью 221, 7 кв.м с кадастровым номером: 59:01:2018009:0013 и земельный участок площадью 1 121 кв.м с кадастровым номером: , расположенных по адресу: <Адрес> (л.д. 28).

Между Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> и ФИО14ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, по условиям которого стороны достигли соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: площадью 1 569 кв.м, расположенного на землях населенных пунктов и находящегося по адресу: <Адрес>, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 430 кв.м.

Согласно пунктам 1.2, 2.1 данного соглашения образовался один земельный участок с кадастровым номером: площадью 1 999 кв.м. Цена за увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности составляет 145 144 руб. (л.д. 29).

Между ФИО3 и ФИО8 заключен 7 сентября 2019 г. договор купли-продажи, по условиям которого ФИО3 продал ФИО8 земельный участок для индивидуального жилищного строительства площадью 1 549 кв.м, кадастровый и 3-хэтажный жилой дом площадью 221, 7 кв.м. (л.д.32).

При этом в п.2.1 договора стороны определили стоимость земельного участка в размере 400 000 руб.

Согласно сведениям, представленным налоговой инспекции Управлением Росреестра по <Адрес>, земельный участок с кадастровым номером: площадью 1999 кв.м по адресу: <Адрес> зарегистрирован в ЕГРН за ФИО3 9 декабря 2016 г., снят с учета 7 сентября 2017 г.; земельный участок с кадастровым номером: площадью 1 549 кв.м по адресу: <Адрес> зарегистрирован за ФИО14 в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, снят с учета ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок с кадастровым номером: площадью 450 кв.м по адресу: <Адрес> зарегистрирован за ФИО3 в ЕГРН 07.09.2017 г. (л.д. 59).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью 1 549 кв.м по адресу: <Адрес> по состоянию на сентябрь 2019 г. составляла 3 343 934, 73 руб. (л.д. 90).

Представителем ФИО3 - ФИО4 21.07.2020 г. в ИФНС по Ленинскому району г. Перми подана налоговая декларация на доходы физических лиц за 2019 отчетный год, согласно которой он получил доход в размере 400 000 руб. (л.д. 23-27).

ФИО3 14 октября 2020 г. направлено требование № 7222 о представлении пояснений по поводу декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 г., в которой выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащихся в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля либо явки 29 октября 2020 г. в каб. 103 для получения акта налогового контроля (л.д. 56).

Данное требование 15 октября 2020 г. направлено ФИО3 по адресу: <...> (л.д. 57).

В период с 21 июля 2020 г. по 14 октября 2020 г. государственным налоговым инспектором ИФНС России по Ленинскому району г. Перми проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен 28 октября 2020 г. акт.

Из содержания данного акта следует, что налоговой проверкой установлено занижение ФИО3 налогооблагаемой базы от продажи объекта недвижимого имущества, в результате чего занижена сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за 2019 г., а именно: налогоплательщиком занижена налогооблагаемая база от продажи земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, кадастровый (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия с учета ДД.ММ.ГГГГ). В налоговой декларации налогоплательщиком отражена сумма полученного дохода от продажи земельного участка в размере 400 000 руб. Согласно сведениям, имеющимся в Инспекции, кадастровая стоимость земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 485 699, 21 руб. Следовательно, в соответствии со ст. 214.10 НК РФ в целях налогообложения доходы от продажи объекта недвижимого имущества составляют 2 439 989, 45 руб. (3 485 699, 21 руб.*0,7); по данным налогоплательщика 400 000 руб. В соответствии с п.п.1 п.2 ст. 220 НК РФ налогоплательщику может предоставлен имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб. В результате от продажи земельного участка составила 1 439 989, 45 руб. (2 439 989, 45 руб. -1 000 000 руб.); по данным налогоплательщика - 0, 00 руб. По данному факту направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием в пятидневный срок предоставить необходимые документы или внести соответствующие исправления в налоговую декларацию. Пояснения или исправления в налоговую декларацию в установленный срок налогоплательщиком не представлены. В результате указанный нарушений ФИО3 занижена сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за 2019 год, в размере 187 199 руб.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, предусмотренных ст. ст. 112, 114 НК РФ, в ходе проведения камеральной проверки у ФИО3 не установлено. Неверное исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в результате ошибок, допущенных в отражении имущественного и стандартного налогового вычета, при заполнении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 г., привело к неуплате налога, следовательно, имеются основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение неправомерных действий (бездействия) в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

В п. 3.1 указанного акта по результатам налоговой проверки проверяющими предложено привлечь ФИО3 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ, взыскать с ФИО1 сумму неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2019 г. в размере 187 199 руб., пени (л.д. 33-34).

Копия акта от ДД.ММ.ГГГГ, извещение о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки состоится ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. по адресу: <Адрес>, каб. 228 направлены в адрес ФИО1 (л.д. 35, 36, 49-51).

Заместителем начальника ИФНС по Ленинскому району г. Перми 18 января 2021 г. принято решение № 4 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки на 30 дней на основании п. 1 ст. 101 НК РФ в связи с неявкой налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки (л.д.46).

Указанное решение направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47, 48).

ИФНС России по Ленинскому району г. Перми 25 января 2021 г. направлено ФИО3 извещение № 343 о том, что 18 февраля 2021 г. в 11 час. 00 мин. состоится рассмотрение материалов налоговой проверки, проводимой на основании представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (л.д. 43-45).

ФИО3 10 февраля 2021 г. представлены в налоговую инспекцию письменные пояснения (л.д. 91), в которых он указал о том, что стоимость дома и земельного участка, указанная в договоре, не является заниженной, так как он более 10 лет со своей семьей проживает в доме, расположенном по адресу: <Адрес>. Данный дом и земельный участок он переписал на своего внука, поскольку сам находится в преклонном возрасте (79 лет).

Рассмотрение материалов проверки состоялось 18 февраля 2021 г. в 11 час. 00 мин. заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми ФИО9 в присутствии государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3 ИФНС России по Ленинскому району г. Перми ФИО10 и ведущего специалиста-эксперта правового отдела ИФНС России по Ленинскому району г. Перми ФИО11 с участием ФИО3, в ходе которого велся протокол № 08/21.

Решением заместителя начальника ИФНС по Ленинскому району г.Перми от 18 февраля 2021 г. № 4/1 на основании п. 1 ст. 101 НК РФ срок рассмотрения материалов налоговой проверки в отношении ФИО3 продлен на 30 дней в связи с необходимостью анализа материалов налоговой проверки и уточнения сведений и пояснений, представленных налогоплательщиком (л.д. 16, 52).

Пояснения, данные при рассмотрении материалов налоговой проверки, ФИО3 занесены в протокол, ФИО3 оглашено решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки до 18 марта 2021 г., выдана копия протокола (л.д. 97-98).

Решение заместителя начальника ИФНС по Ленинскому району г.Перми от 18 февраля 2021 г. № 4/1 направлено в адрес ФИО3 по почте 26 февраля 2021 г. (л.д. 53-54), налогоплательщику вручено извещение № 822 от 18 февраля 2021 г. об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 18 марта 2021 г. в 11 час. 00 мин.(л.д. 55).

Заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Перми ФИО9 18 марта 2021 г. принято решение о привлечении ФИО3 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Привлекая ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения, заместитель начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми исходил из того, что материалами налоговой проверки установлено, что право ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером: возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть объект до момента его реализации находился в собственности ФИО1 менее пяти лет, следовательно, доход от продажи данного объекта недвижимого имущества подлежит налогообложению в соответствии со ст. 217.1 НК РФ в редакции, действующей в 2019 г. В соответствии с п.6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В ходе проведения камеральной налоговой декларации по НДФЛ за 2019 г. установлено занижение ФИО14 налоговой базы по НДФЛ. ФИО3 в срок не позднее 15 июля 2020 г. обязан был уплатить сумму НДФЛ за 2019 г. в размере 187 199 руб. следовательно, на 16 июля 2020 г. (день совершения правонарушения) ФИО3 допущена неуплата налога в бюджет в размере 187199 руб. Таким образом, деяние ФИО3, выражающееся в неполной уплате НДФЛ за 2019 г. в срок не позднее 15 июля 2020 г. в сумме 187199 руб. в результате занижения налоговой базы на 1 439 989, 45 руб., составляют объективную сторону (событие) налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. ФИО3 не осознавал противоправного характера своих действий, хотя должен был и мог это осознавать в силу закона, в связи с чем в его действиях усматривается наличие вины в форме неосторожности.

При определении размера штрафа, подлежащего взысканию с налогоплательщика, заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми учтено наличие у ФИО3 смягчающих обстоятельств, а именно: отсутствие сведений о доходах за 2019 г., наличие статуса пенсионера, несоразмерность деяния тяжести наказания, в связи с чем принято решение о снижении суммы штрафа в 8 раз, то есть до 4 680 руб.

Решением ИФНС России по Ленинскому району г. Перми № 21/852 от 18 марта 2021 г. ФИО3 предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в размере 187 199 руб., пени в размере 6541, 05 руб., начисленных за период с 16.07.2020 г. по 18 марта 2021 г. в размере 6541, 05 руб., штраф в размере 4 680 руб. (л.д. 37-40).

В этот же день заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми вынесено решение на основании п. 10 ст. 101 НК РФ с целью обеспечения исполнения решения о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа земельного участка с кадастровым номером:

Указанное решение получено представителем ФИО3 –ФИО4 20 марта 2021 г. (л.д. 41-42).

Не согласившись с принятыми ИФНС России по Ленинскому району г. Перми решениями, ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой он указал о том, что земельный участок и дом, расположенные по адресу: <Адрес> находились в его пользовании более пяти лет. Данное имущество подарено ему дочерью ДД.ММ.ГГГГ В 2015 г. и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок увеличен за счет свободных городских земель, за что в бюджет уплачено 145, 144 руб. Затем земельный участок, расположенный по адресу <Адрес>, разделен. Соответственно дом и земельный участок находились в пользовании у него более 5 лет, в связи с чем на основании ст. 217.1 НК РФ он освобожден от налогообложения доходов. Кроме того, менее пяти лет в пользовании у него мог находиться земельный участок только площадью 428 кв.м, так как на момент дарения площадь земельного участка была 1 121 кв.м., а на момент продажи -1 549 кв.м (л.д. 96).

Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная жалоба ФИО1 на решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также на решение от ДД.ММ.ГГГГ о принятии обеспечительных мер, вынесенных Инспекцией Федеральной налоговой службы по <Адрес> оставлено без удовлетворения (л.д. 6-7).

Отклоняя доводы, указанные в апелляционной жалобе ФИО3, заместитель руководителя УФСН России по Пермскому краю, руководствуясь положениями пункта 17.1 ст. 217, пунктами 2, 4 ст. 217.1 НК РФ, п. 1 ст. 11. 4 Земельного кодекса РФ, ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 ст. 41 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», позицией, отраженной в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2018 г. № 48-КГ17-21, а также в письмах Министерства Финансов РФ от 17 декабря 2013 г. , от ДД.ММ.ГГГГ, проверив расчет недоимки по налогу на доходы физических лиц, указал, что доначисление НДФЛ является обоснованным и законным, поскольку земельный участок с кадастровым номером: до момента его реализации находился в собственности заявителя менее пяти лет (л.д. 5-7).

Копия решения Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 28 мая 2021 г. № 18-16/269 направлена в адрес налогоплательщика 28 мая 2021 г. (л.д. 92).

В адрес ФИО3 ИНФС по Ленинскому району г. Перми направлено требование № 10275 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 4 июня 2021 г. об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 187 199 руб., пени в размере 6 541, 05 руб., штрафа в размере 4 680 руб. в срок до 6 июля 2021 г. (л.д. 15).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации установлены виды федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, среди которых значится налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации).

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса (пункт 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В силу пункта 4 этой же статьи в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пункт 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).

За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В частности, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении данного дела судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером: площадью образовался ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: на два участка. Права на земельный участок с кадастровым номером: зарегистрированы за ФИО3 7 сентября 2017 г., который на основании договора купли-продажи 7 сентября 2019 г. продан ФИО8 за 400 000 руб., то есть земельный участок находился во владении налогоплательщика менее пяти лет. Вместе с тем, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2019 г. составляла 3 485 699, 21 руб. Следовательно, в соответствии с п.5 ст. 217. 1 НК РФ в целях налогообложения доходы от продажи объекта недвижимого имущества составляют 2 439 989, 45 руб. Налогоплательщику предоставлен имущественный налоговой вычет, предусмотренный подпунктом 1 п.2 ст. 220 НК РФ, в размере 1 000 000 руб. В связи с чем налоговая база от продажи земельного участка составила 1 439 989, 45 руб. Следовательно, ФИО3 должен был в срок до 15 июля 2020 г. уплатить налог на доходы физических лиц в размере 187 199 руб., однако свою обязанность не исполнил. Декларация по форме 3-НДФЛ ФИО3 представлена налоговой инспекции 21 июля 2020 г., по результатам налоговой (камеральной) проверки которой ФИО3 решением налогового органа привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение ИФНС России по <Адрес> о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку проданный административным истцом земельный участок, образованный в результате раздела одного земельного участка, находился в собственности административного истца менее пяти лет с даты государственной регистрации права собственности на него, поэтому полученный от его продажи доход подлежал налогообложению НДФЛ Поскольку ФИО14 в нарушение требований налогового законодательства не исчислил в налоговой декларации НДФЛ, подлежащий уплате в связи с продажей земельного участка, и не уплатил его в установленный законом срок, у налогового органа имелись основания для привлечения его к ответственности за совершенное налоговое правонарушение.

Доводы административного истца и его ФИО2 о том, что земельный участок неразрывно связан с расположенным на нем домом, который находился в собственности у ФИО1 более пяти лет, а также то, что при заключении соглашения о перераспределении земельных участков ФИО14 понесены расходы на приобретение присоединенных земельных участков, в связи с чем он подлежит освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц в связи с продажей в 2019 г. земельного участка с кадастровым номером: площадью 1549 кв.м, образованного 7 сентября 2017 г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: , основаны на неверном толковании действующего законодательства.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).

В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1). При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2).

Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).

Таким образом, вывод налогового органа о том, что проданный земельный участок находится в собственности ФИО1 менее 5 лет, в связи с чем при его продаже подлежит уплате налог на доходы физических лиц является правильным.

Доводы представителей административного истца о нарушении ИФНС России по Ленинскому району г. Перми сроков проведения камеральной налоговой проверки по представленной ФИО3 декларации по форме 3-НДФЛ не могут являться основанием для отмены или признания решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми № 21/852 о привлечении ФИО3 к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18 марта 2021 г. незаконным.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены решения инспекции могут являться те нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, которые привели или могли привести к принятию неправомерного решения. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В частности, документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка; документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. При этом, может быть принято решение о привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Кроме того, в целях получения пояснений и правовой оценки по спорным материалам проверки для участия в рассмотрении материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) могут быть приглашены должностные лица инспекции. В ходе рассмотрения устанавливается: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, должны быть выявлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Судом проверена процедура проведения налоговой инспекцией камеральной проверки, существенных нарушений не установлено.

Напротив, неоднократное продление сроков налоговой проверки вызвано необходимостью обеспечения участия в ее проведении налогоплательщика и получения от него письменных пояснений и документов, подтверждающих его невиновность в совершении налогового правонарушения и правильность отражения в представленной декларации сведений.

Доводы представителей административного истца о том, что увеличение сроков проведения налоговой проверки повлекло за собой увеличение размера пени, начисленных на недоимку по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем они подлежат снижению, не могут быть приняты во внимание с учетом разъяснений, данных в п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Заявленное административным истцом требование о снижении штрафа в размере 4 680 руб. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 1 - 3 статьи 114 НК РФ).

Судом установлено, что заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми при вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения учтено наличие у ФИО3 смягчающих обстоятельств, в связи с чем размер штрафа снижен в 8 раз до 4 680 руб.

Доказательств наличие каких либо иных смягчающих обстоятельств, которые не учтены налоговым органом при принятии оспариваемого решения, суду не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для снижения суммы штрафа в размере 4 680 руб.

В административном исковом заявлении ФИО3 просит признать незаконным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Перми № 09-29/03949 от 18 марта 2021 г. о принятии обеспечительных мер.

В соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Таким образом, налоговым законодательством предусмотрено право налогового органа применять меры, направленные на обеспечение исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В качестве обеспечительной меры ФИО2 по <Адрес> наложен запрет на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа земельного участка с кадастровым номером: , стоимость которого по данным бухгалтерского учета составляет 198 т.р.

Размер задолженности ФИО1 по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. составляет 187 199 руб., пени в размере 6541 руб., штрафа в размере 4 680 руб.

Таким образом, указанная обеспечительная мера является соразмерной размеру имеющейся задолженности у ФИО1 по уплате налога.

Учитывая, что на момент рассмотрения судом дела вышеуказанный долг ФИО14 перед налоговой инспекцией не погашен, оснований для отмены данных обеспечительных мер не имеется.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе ФИО3 в удовлетворении требования о признании незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми № от 18 марта 2021 г. о принятии обеспечительных мер.

Таким образом, заявленные административным истцом требования к ИНФС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

удовлетворении административного искового заявления ФИО3 ФИО16 к ИНФС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю о признании незаконными решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми № 21/852 о привлечении ФИО3 ФИО17 к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18 марта 2021 г., решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми № от 18 марта 2021 г. о принятии обеспечительных мер, снижении пени и штрафа отказать в полном объеме.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2021 г.

Судья: Манько А.В.