ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3398/2016 от 17.10.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-3398/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

С участием:

Ст.помощника Серпуховского городского прокурора - Кобозевой О.А.,

Представителя административного истца ИП ФИО1 – адвоката Михайличенко К.А.,

Представителя административного ответчика Глава города Серпухова Московской области по доверенности - ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИП ФИО1 о признании нормативного правового акта Главы города Серпухова Московской области недействующим

Установил:

Административный истец ИП ФИО1 обратился в суд с иском и просил признать недействующим постановление Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.», размещенное на официальном сайте администрации города Серпухова в телекоммуникационной сети Интернет; возложить на Главу Города Серпухова обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт от 16.02.2016 года № 336, и обязать включить в схему размещения нестационарных торговых объектов в г.Серпухове на 2016-2020 год нестационарные объекты, расположенные по адресам: <адрес>.

Свои требования ИП ФИО1 мотивировал тем, что постановлением Главы города Серпухова Московской области № 1330 от 01.09.2014 года была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова на 2014-2015 год.

Нестационарные торговые объекты, владельцем которых является ИП ФИО1, расположеные по адресу: <адрес>, были включены в вышеуказанную схему согласно постановлению Главы города Серпухова от 29.04.2014 года №№ 718, 719. Схема была опубликована в газете «Серпуховский вестник» № 33 от 05.09.2014 года.

Нестационарные торговые объекты расположены по указанным адресам с 2009 года, что подтверждается постановлением Главы города Серпухова № 1864 от 11 сентября 2009 года, договорами аренды земли <номер> от <дата>, <номер> от <дата>.

В связи с необходимостью осуществления предпринимательской деятельности на законных основаниях, до истечения срока действия схемы размещения НТО на 2014-2015 год, административный истец обратился в администрацию города Серпухова с заявлениями от 29.12.2015 года № МФЦ-1180 и № МФЦ-1181 о включении действующих торговых объектов в новую схему и заключении договоров на право их размещения.

Постановлением Главы города Серпухова № 336 от 16 февраля 2016 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов, в которую принадлежащие административному истцу объекты не вошли. Кроме того, ИП ФИО1 получено уведомление о сносе нестационарных торговых объектов, как самовольно установленных.

Указанный нормативно-правовой акт является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Также указанное постановление Главы горда Серпухова в нарушение требований изданного в развитие вышеназванного закона Постановления правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 772 «Об утверждении правил включении нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», устанавливающего, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества, что сделано не было.

Указанная схема размещения нестационарных торговых объектов до настоящего времени не утверждена Министерством потребительского рынка правительства Московской области.

Вопросы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли находятся в компетенции Минпромторга России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008г. № 438.

Согласно методическим рекомендациям от 23.03.2015г. № 5999/08 «Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и розничной торговли на уровне субъектов Российской Федерации», общими правилами оформления договорных отношений на размещение нестационарных торговых объектов являются:

- в Схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- обеспечение стабильности прав хозяйствующих субъектов: при желании предпринимателя продолжать работу и выполнении им всех условий договорные отношения на размещение (функционирование) его объекта подлежат пролонгированию неограниченное количество раз. Торги и иные формы отбора в данном случае не проводятся;

- если место требуется для развития территории - применяется принцип "меняется место - сохраняется бизнес";

- сроки действия договоров на размещение НТО должны составлять не менее 7 лет с правом пролонгации неограниченное число раз (см. выше);

- ранее заключенные договоры, в том числе договоры аренды земельных участков, должны подпадать под действие данных изменений в части прав хозяйствующих субъектов на пролонгацию договорных отношений.

Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 381-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности относятся, в том числе полномочия по разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Требования, применяемые к положению при разработке схем размещения нестационарных торговых объектов, делегированы и содержатся в Распоряжении Министерства потребительского рынка Московской области от 27 декабря 2012 года № 32-Р (в редакции от 15.06.2015 № 16 РФ-61), в котором указано, что утверждение схемы, внесение в них изменений не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанных схем.

Постановление Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 336 противоречит позиции Конституционного суда РФ, отраженной в определении от 29 января 2015г. № 225-О, в котором указано, что оспариваемое положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой.

Оспариваемый нормативный правовой акт, изданный Главой города Серпухова Московской области, ущемляет конституционные права административного истца на труд и предпринимательскую деятельность, препятствует осуществлению торговой деятельности, а также угрожает его собственности, и не соответствует требованиям нормативных правовых и подзаконных актов.

В судебное заседание административный истец ИП ФИО1 не явился, извещен надлежаще, его интересы представлял адвокат Михайличенко К.А., который заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что Постановлением Правительства РФ N 772 от 29.09.2010 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 4 которых для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения, которое рассматривается. Соответствующая комиссия должна принять решение о включении либо не включении нестационарного торгового объекта в схему. Муниципальным органом данное решение не представлено, в связи с чем данная схема не могла быть утверждена. Федеральным законом № 381 и рекомендациями Правительства РФ указано о необходимости включения в схему всех нестационарных торговых объектов, которые действовали по состоянию на 2015 год, при этом конкурсная процедура к ним не применяется. У ИП ФИО1 были заключены договоры аренды земельного участка, которые администрацией не оспаривались, предложений о расторжении договора аренды истцу от администрации не поступало. Торговые объекты ИП ФИО1 были включены в схему на 2014-2015 год, но договоров на право размещения нестационарных торговых объектов не заключалось, паспорт нестационарного торгового объекта не составлялся.

Представитель административного ответчика Главы города Серпухова Московской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражений, из которых следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов, о чем говорит статья 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции РФ. Пунктом 4 статьи 7 ФЗ № 131 предусмотрено, что му­ниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и другим федеральным законам, также иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ. В данном случае отсутствует нормативный правовой акт, которому противоречит утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020 г.г., следовательно, не имеется и процессуальных оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца. Удовлетворение требования о признании недействующим с момента принятия Постановления Главы городского округа Серпухов Московской области «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» приведет к отсутствию такой схемы размещения объектов, в том числе и в части утвержденных мест размещения объектов иных лиц, и никоим образом не «узаконит» места размещения соответствующих объектов ИП ФИО1 Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в силу прямого указания закона не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а, следовательно, факт утверждения такой схемы не является основанием для изменения либо расторжения ранее заключенных договоров аренды земельных участков (при их наличии). Правомерность действий арендодателя, связанных с отказом в продлении заключенных с хозяйствующими субъектами договоров аренды или действий по освобождению земельных участков от временных нестационарных объектов, не является предметом настоящего спора, арендатор вправе защищать свои права в таких случаях путем обращения в суд с соответствующими исками, в том числе вправе оспаривать в суде отказ органа местного самоуправления во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения таких объектов, если такой отказ не соответствует закону. Размещение и эксплуатация принадлежащих хозяйствующим субъектам нестационарных торговых объектов носила временный характер (на определенный срок, установленный договором аренды на размещение нестационарных торговых объектов, либо на срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов). При постоянном нахождении нестационарного торгового объекта на земельном участке утрачивается признак периодичности, и осуществляемая торговля носит регулярный (постоянный) характер, а в этом случае для размещения торгового объекта необходимо наличие правоустанавливающих документов. Органом местного самоуправления городского округа Серпухов при разработке и принятии оспариваемого акта были соблюдены все требования действующего законодательства, как регионального, так и федерального уровня. При принятии нормативного правового акта орган местного самоуправления действовал исключительно в рамках вверенных ему полномочий и исключительно в интересах городского сообщества. Проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» 2016-2020 гг. был рассмотрен на заседании Московской областной межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка. Для рассмотрения на заседании МВК 28.12.2015 г. был направлен проект схемы с приложением в электронном виде текстовой части Схемы с листом согласования, графической части Схемы, альбома-презентация с фотографиями размещения нестационарных торговых объектов. В Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015 гг., утвержденной Постановлением Главы города Серпухова от 07.09.2014 № 1330, были указаны, в том числе «Адресные ориентиры нестационарного торгового объекта на территории г. Серпухова» и «Сведения о субъекте торговли». В то время как Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020 гг. была разработана в соответствии с Приложением № 1 к Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг МО от 27.12.2012 № 32-Р, которое не предполагает указание конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в нестационарном торговом объекте, так как согласно п.3.1 Распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг МО от 02.06.2014 № 16РВ-34 «Об утверждении методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области» размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Заключенные в рамках Схемы размещения НТО на 2014-2015 гг., договоры на право размещения нестационарных торговых объектов, адреса размещения, которых не вошли в Схему размещения НТО на 2016-2020 гг., имели срочный характер и действовали до 31.12.2015 года. Договора аренды земли, заключенные с хозяйствующими субъектами, также были заключены на определенный срок, указанный в договоре, и по его условиям не предусматривали пролонгацию. Так, согласно условиям Договора аренды земли для размещения временного торгового павильона, вышеуказанные договоры прекращаются в связи с истечением срока действия и по иным основаниям, предусмотренным законом и настоящим договором. Из названных условий договора следует, что воля арендодателя - КУИ г.Серпухова была направлена на автоматическое прекращение арендных отношений при истечении срока аренды. Договора в этой части соответствуют статье 621 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что фактическое использование земельного участка после окончания срока аренды влечет пролонгацию арендных отношений, если иное не предусмотрено договором. Исключением могло являться лишь наличие у арендатора, возникшего (зарегистрированного) к концу срока действия договора права собственности на капитальное строение, сооружение, возведенное арендатором за свой счет для себя в установленном законом порядке. На момент истечения срока договора аренды земельного участка и по сегодняшний день на земельных участках, занятых спорными нестационарными торговыми объектами, отсутствуют принадлежащие арендатору на праве собственности объекты недвижимости. Возведенные арендатором сооружения, обеспечивающие его предпринимательскую деятельность, могли существовать на данном участке только в течение срока, на который арендатору разрешалось осуществление его деятельности с использованием муниципальной земли. Кроме того, ряд договоров аренды, заключенных Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова с хозяйствующими субъектами, не включенными в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020г.г., противоречат требованиям действующего гражданского и земельного законодательства.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки как обособленные природные объекты. При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным, а договор аренды незаключенным. Согласно ст.11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством. Кадастровые отношения применительно к недвижимости, в том числе и к земельным участкам, регулируются ФЗ от 24.07.2007 г. № 122-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Как следует из п.3 и п.4 ст.7 данного Закона, описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой этого объекта недвижимости, включаемого в государственной кадастр. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Таким образом, из смысла положений названного законодательства следует, что конкретный земельный участок может выступать в качестве объекта аренды при условии, что сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости. В противном случае земельный участок не может считаться индивидуализированным. Однако в нарушение названных норм закона арендатору были предоставлены земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, в связи с чем указанные земельные участки не могут являться объектами правоотношений. За заключением нового договора аренды земли после постановки такового на кадастровый учет хозяйствующий субъект ни в Комитет по управлению имуществом г.Серпухова ни в Администрацию г.Серпухова не обращался. Ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством. Часть 6 ст. 10 Закона № 381-ФЗ не означает право субъекта предпринимательской деятельности, однажды разместившего объект нестационарной торговли, пользоваться указанным объектом вечно. Сам по себе факт длительного размещения объекта нестационарной торговой деятельности правового значения не имеет. Указанная норма закона выражает лишь конституционный принцип правовой определенности, в силу которого субъекты предпринимательской деятельности, законно разместившие объекты, вправе без ограничений пользоваться объектом (объектами) до истечения срока размещения, определенного в договоре или административном акте. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов не означает сохранения за арендатором вечного права пользования таким объектом. Договоры аренды от <дата>. №№ <номер>, заключенные между Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова (арендодателем) и ИП ФИО1 (арендатором), в настоящее время прекратили свое действие. Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 01.09.2014 № 1330 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015г.г.» была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015 г.г., в которую на 2014-2015 годы вошли и адреса, по которым размещены нестационарные торговые объекты административного истца. Пункт 3 вышеуказанного постановления предоставлял право собственникам нестационарных торговых объектов, указанных в Схеме, в месячный срок без проведения торгов оформить паспорт нестационарного торгового объекта по установленной форме и заключить договор на право размещения нестационарного торгового объекта по установленной форме. Однако ИП ФИО1 не оформил свои права надлежащим образом. Возможность осуществления деятельности нестационарного торгового объекта непосредственно зависит от получения соответствующего разрешения на определенный период. Требования законодательства о получении разрешения относятся, в том числе, и к ранее установленным НТО, размещение таких объектов должно быть приведено к соответствию со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, что закреплено в части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется на конкурсной основе в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ и Московской области. Под конкурсом понимаются торги на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова, по результатам которых с победителем заключается договор на право размещения нестационарных торговых объектов. Предметом конкурса является право на размещение объектов на территории города Серпухова. Организация конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов Московской области осуществляется согласно постановлению Главы городского круга Серпухов от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области». В соответствии с указанным постановлением издается постановление Главы городского округа Серпухов о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов Московской области, затем на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе размещается извещение о проведении конкурса. Постановлением Главы города Серпухова от 09.03.2016 № 507 «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» были определены 19 адресных ориентиров размещения нестационарных торговых объектов, включенных в Схему размещения НТО на 2016-2020 гг. Было принято решение о выставлении на первый конкурс адресов под размещение актуальных сезонных НТО (квас, мороженое), а также социально значимых НТО (хлебобулочная продукция, овощи) (т.1 л.д.182-187, 192-194).

Суд, выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные ИП ФИО1 требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из содержания оспариваемого постановления Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» усматривается, что его положения направлены на урегулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области.

Согласно п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Статья 17 вышеназванного закона закрепляет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст.47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п.1 ст.39.36 Земельного кодекса РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом № 381-ФЗ.

Порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Данный Порядок утвержден распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов».

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов разработан в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований (далее - схема) и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области (пункт 1.1).

Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления Московской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), на пять календарных лет (пункт 1.7).

Пунктом 3.1.Порядка предусмотрено, что проект схемы разрабатывается органом местного самоуправления с учетом требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка.

В текстовой части схемы (в таблице), разработанной по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, указывается следующая информация: адресные ориентиры, вид, специализация нестационарного торгового объекта; форма собственности земельного участка, на котором будет расположен нестационарный торговый объект; период размещения нестационарного торгового объекта; информация о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства (пункт 3.2 Порядка).

После разработки проекта схемы орган местного самоуправления направляет указанный проект на согласование в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (при наличии таких органов), уполномоченные: в области градостроительной деятельности; в области использования и распоряжения земель; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению; в области создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; в области охраны объектов культурного наследия (если схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территориях объектов культурного наследия и зон их охраны (при наличии таковых).

Проект схемы (проект изменений, внесенных в схему) направляется на рассмотрение Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка через Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (пункт 3.3 Порядка).

Органы, указанные в пункте 3.3. настоящего Порядка, рассматривают в течение 10 рабочих дней представленный им на согласование проект схемы, по итогам рассмотрения принимают решение о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы. Согласование, отказ в согласовании, замечания (предложения) оформляются письменно (п.3.4 Порядка).

Согласованная схема утверждается муниципальным правовым актом, размещается органом местного самоуправления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение десяти дней после утверждения (пункт 3.7).

В течение пяти рабочих дней после опубликования муниципальный правовой акт, утвердивший схему, а также копия официального печатного издания, в котором опубликована схема, представляются в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (пункт 3.8 Порядка).

В схему не чаще одного раза в квартал могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункт 3.10 Порядка).

Изменения, внесенные в схему, утверждаются муниципальным правовым актом, который подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещается органом местного самоуправления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение десяти дней после его утверждения (пункт 3.12 Порядка).

Информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, включенных в схему, органы местного самоуправления ежемесячно до 10 числа предоставляют в Министерство по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (пункт 3.13 Порядка).

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 30 ноября 2015 года № 45/5 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов Московской области, которое определяет порядок организации размещения объектов в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов (п.1.5). Размещение объектов на территории города Серпухова Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено действующим законодательством (п.1.6). Размещение объектов на территории города Серпухова осуществляется на основании договора на право размещения объекта, заключенного между администрацией города Серпухова и хозяйствующим субъектом (п.1.7).Схема - документ, состоящий из текстовой (в виде таблицы) и графической частей, содержащий информацию об адресных ориентирах, виде, специализации нестационарного торгового объекта, площади земельного участка, на котором расположен объект, периоде размещения нестационарного торгового объекта, виде разрешенного использования земельного участка, кадастровом номере земельного участка, форме собственности земельного участка, о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства; Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п.2.1). Размещение объектов на территории г.Серпухова осуществляется в местах, определенных схемой (п.3.1). При осуществлении торговой деятельности в объекте должна соблюдаться специализация объекта, минимальный ассортиментный перечень, который должен быть постоянно в продаже, и номенклатура дополнительных групп товаров соответствии со специализацией (п.4.1).

Судом установлено, что административный истец ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже продовольственных товаров в торговых павильонах и киосках. Торговые павильоны и киоски размещены на ранее предоставленных административному истцу в аренду земельных участках на территории города Серпухова и были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015 годы, которая была утверждена постановлением Главы города Серпухова Московской области от 01.09.2014г. № 1330 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015г.г.» (т.1 л.д. 18-23).

В соответствии с постановление Главы города Серпухова Московской области № 1864 от 11.09.2009г. «О предоставлении ИП ФИО1 в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, для установки временных торговых точек», ИП ФИО1 предоставлены в аренду на одиннадцать месяцев, с 01.09.2009 года по 31.07.2010 года из состава земель населенных пунктов земельные участки, расположенные в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, для установки временной торговой точки; <адрес>, площадью <данные изъяты>, для установки временной торговой точки (т.1 л.д. 15).

Согласно представленных в материалы дела договоров аренды земли <номер> и <номер> для размещения временной торговой точки от <дата>, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Серпухова и ИП ФИО1, арендодатель передал, а арендатор принял из состава земель населенных пунктов земельные участки площадью 8 кв.м., расположенные в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» по адресу: <адрес>, для установки временной торговой точки. Срок действия каждого договора с <дата> года (т.1 л.д. 16, 17).

16.10.2014 года в Администрацию города Серпухова поступило представление Серпуховской городской прокуратуры за № 25-602 в-14 от 10.10.2014г., в котором указано, что при заключении <дата>. договора аренды земли <номер> грубо нарушены требования земельного и гражданского законодательства, в связи с чем он недействителен и подлежит расторжению. Администрации города Серпухова надлежит принять меры к расторжению данного договора (т.1 л.д. 163-166).

31.10.2014 года в адрес ФИО1 направлено уведомление Комитета по управлению имуществом города Серпухова о расторжении с 16.10.2014г. договора аренды земли от <дата>. <номер>. Одновременно с уведомлением направлено на подписание два экземпляра соглашения о расторжении договора, которые необходимо было вернуть в КУИ города Серпухова в срок до 20.11.2014г. или в течение 5 дней с момента получения уведомления (т.1 л.д. 167).

ИП ФИО1 вручено уведомление, подписанное заместителем Главы администрации, о демонтаже нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, и освобождении занимаемого им земельного участка в течение двух недель с момента получения настоящего уведомления (т.1 л.д. 26).

В соответствии с ч.15 ст.9 Устава муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа Серпухов услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа Серпухов (п.1 ст.34), и в пределах полномочий, установленных законодательством, издает правовые акты, постановлении и распоряжения Администрации Городского округа (п.3 ч.1 ст.35 Устава).

Глава городского округа в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления Администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения Администрации городского округа. Глава Городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с федеральными законами. Постановления Администрации городского округа, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 14 дней с момента подписания (ч.4 ст.44).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Определение источника официального опубликования муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии со статьей 62 настоящего Устава. Муниципальные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы заинтересованным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в электронной форме (ст.50).

Разработка проекта схемы, размещение его на официальном сайте администрации г. Серпухова, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов», Уставом муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области».

Согласно ч.5 ст.10 Федерального закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

28 декабря 2015 года проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на период действия 2016-2020 годы в виде текстовой части с листом согласования с альбомом-презентацией с фотографиями мест размещения нестационарных торговых объектов направлен на рассмотрение Министру потребительского рынка и услуг Московской области (т.1 л.д. 152), который был рассмотрен и согласован на заседании Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка 29.01.2016г., о чем оформлен протокол № 22/я/н заседания МОВК (т.1 л.д.153-157), который направлен в адрес Администрации городского округа Серпухов посредством системы электронного документооборота (т.2 л.д. 77-80) и зарегистрировано за вх.5/453 08.02.2016 года.

Согласно представленным в материалы дела документам, 29.12.2015 года ИП ФИО1 обращался в Администрацию города Серпухова Московской области с заявлением о включении торговых объектов, располагающихся по <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов на новый срок с 2016 года и заключить с ним договор на право их размещения (т.1 л.д. 24-25), на которые 08.02.2016г. Администрация города Серпухова Московской области сообщает, что в проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2016-2020 гг. включены следующие адреса: <адрес> под размещение киоска, специализация – продовольственные товары; <адрес>, под размещение киоска, специализация – периодическая печать и сопутствующие товары. Проект схемы согласован Московской областной межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка. После утверждения проекта Схемы постановлением Главы городского округа Серпухова Администрация города Серпухова в I квартале 2016 года объявит конкурс на право размещения нестационарных торговых объектов по данным адресам, в соответствии с постановлением Главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области». ИП ФИО1 разъяснено право принять участие в открытом конкурсе на право размещения нестационарного торгового объекта с интересующей его специализацией, по другим адресам, включенным в проект Схемы. Одновременно сообщено, что заключение договоров на право размещения нестационарных торговых объектов будет осуществляться по результатам проведения конкурса (т.2 л.д. 69-70).

Главой г.Серпухова Московской области 16.02.2016 года издано Постановление № 336 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг».(т.1 л.д. 27-53).

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 25.05.2016 № 1065 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 16.02.2016 № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг., утвержденную постановлением Главы города Серпухова от 16.02.2016 № 336 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг», которая изложена в новой редакции (т.1 л.д.176-181).

Указанными постановлениями в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Серпухова включено место расположения нестационарного торгового объекта, которое ранее было включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Серпухова на 2014-2016 год по <адрес>, на котором располагался нестационарный торговый объект, используемый для свой деятельности ИП ФИО1

Обжалуемое постановление Главы г.Серпухова Московской области от 16.02.2016 № 336 опубликовано в средстве массовой информации – общественно-политическая газета «Серпуховские вести» № 7 от 20.02.2016 года, размещено на официальном сайте администрации г.Серпухова Московской области в сети Интернет (т.1 л.д.171-175, 195-196).

Постановление Главы городского округа Серпухов Московской области от 25.05.2016 № 1065 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 16.02.2016 № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» опубликовано в средстве массовой информации – общественно-политическая газета «Серпуховские вести» № 22 от 04.06.2016 года, размещено на официальном сайте администрации г. Серпухова Московской области в сети Интернет (т.1 л.д. 176-181, 197-198).

29.02.2016 года во исполнение п.3.12 Распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-Р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов», утвержденная постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 16.02.2016 № 336 Схема размещения нестационарных торговых объектов направлена Министру потребительского рынка и услуг Московской области с приложением скриншота опубликованной Схемы на официальном сайте Администрации города Серпухова (т.1 л.д. 199-207).

Разрешая требования административного истца о признании недействующим полностью вышеназванного нормативного правового акта с момента его издания по основаниям не соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта и не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» нестационарных торговых объектов, принадлежавших административному истцу, которые ранее были включены в Схему на 2014-2015 годы, суд находит требования не подлежащим удовлетворению. Административным ответчиком представлены документы, подтверждающие соблюдение при издании оспариваемого нормативного правового акта требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-р, с учетом положений ст. ст. 450, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Схема содержит адресные ориентиры нестационарных торговых объектов на территории г.Серпухова, соответствующие местам размещения нестационарных торговых объектов, занимаемых, в том числе, ранее ИП ФИО1., за исключением места размещения нестационарного торгового объекта по <адрес>, в отношении которого расторгнут договор аренды земельного участка.

При этом суд учитывает, что оспариваемое постановление в части не включения в Схему адреса расположения нестационарного торгового объекта около <адрес> не противоречит нормам действующего законодательства по тем основаниям, что в соответствии с Постановлением главы города Серпухова Московской области от 01.09.2014г. № 1330 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015г.г.» после включения в ранее действующую Схему на период 2014-2015 год хозяйствующему субъекту, являющемуся собственником нестационарного торгового объекта, указанного в схеме, надлежало оформить паспорт нестационарного торгового объекта по установленной форме и заключить Договор на право размещения нестационарного торгового объекта по установленной форме (п.3.1 и 3.2 Постановления). Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела ИП ФИО1 данные требования исполнены не были, паспорта на торговые объекты не оформлялись, Договоры на право размещения нестационарных торговых объектов не заключались, что в силу положений п.4 указанного постановления являлось основанием исключения нестационарных торговых объектов из Схемы.

Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 6 сентября 2016 года (полный текст решения изготовлен 13 сентября 2016 года) по делу № А41-41774/16 по заявлению администрации г.Серпухова, КУИ г.Серпухова к ИП ФИО1, последний обязан осуществить демонтаж самовольно установленного нестационарного торгового объекта по <адрес> (т.1 л.д. 168-170). По состоянию на дату рассмотрения настоящего дело решение не обжаловано (т.2 л.д. 76).

Указанное решение подтверждает обоснованность не включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Серпухова на 2016-2020г.г. адресного ориентира размещения нестационарного торгового объекта <адрес> со специализацией – продовольственные товары.

При этом судом также учитывается, что данный адрес подлежал включению в схему при наличии у ИП ФИО1 действующего договора аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, на что указано в методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и розничной торговли на уровне субъектов Российской Федерации от 23.03.2015г. № 5999/08, на которые ссылается административный истец, в которых указано, что в Схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п.3 Методических рекомендаций).

Однако из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что договор аренды земли от <дата>. <номер> был заключен на определенный срок, в 2014 году арендодатель расторг указанный договор, направив арендатору соответствующее уведомление.

Вышеприведенными нормами действующего законодательство предусмотрено, что ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством.

Суд не соглашается с доводом представителя истца о противоречии оспариваемого постановления по тем основаниям, что при направлении в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области на рассмотрение и согласование проекта схемы не приложена информация о хозяйствующем субъекте по форме приложении № 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р.

В соответствии с положениями вышеназванного Порядка утверждено приложение № 1, которым разработана форма текстовой части Схемы, оформляемой в виде таблицы с конкретными разделами. Данные разделы не содержат указания на наименование хозяйствующего субъекта. Информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, включенных в схему, органы местного самоуправления ежемесячно до 10 числа предоставляют в Министерство по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, в котором также указывается основание размещения нестационарного торгового объекта (реквизиты договора). Следовательно, конкретный хозяйствующий субъект будет определен только после заключения соответствующего договора.

Таким образом, поскольку оспариваемое постановление Главы городского округа Серпухов Московской области не противоречат требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принято надлежащим органом и в пределах наделенной компетенции, в целях создания единых условий размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области, во исполнение предписаний Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нормативных правовых актов субъекта, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска ИП ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ИП ФИО1 о признании недействующим с момента издания постановление Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 24 октября 2016 года