Дело № 2а- 3399/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ялта 7 декабря 2017 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мартынюке О.В. с участием истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, заинтересованное лицо ФИО4, у с т а н о в и л : ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр), государственному регистратору Госкомрегистра ФИО3 о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации договора ипотеки от 30 марта 2013 года № в отношении объекта недвижимости - квартиры по адресу: <адрес>, обязании осуществить государственную регистрацию данного договора. Исковые требования мотивированны тем, что 30 марта 2013 года между истцом ФИО2 и третьим лицом ФИО5 заключен договор ипотеки, предметом которого является указанная квартира. Договор ипотеки является обеспечением обязательства по договору займа от 30 марта 2013 года на сумму 60 000 долларов США и был зарегистрирован в соответствии с законодательством Украины. Истец обратился в Госкомрегистр для регистрации договора ипотеки, ему было сообщено об отказе регистрации в связи с отсутствием заявления залогодателей и залогодержателя о снятии ипотеки и отсутствие данных о постановке на кадастровый учет предмета ипотеки. Вместе с тем истец не имеет правоустанавливающих документов на квартиру и не может получить на нее кадастровый паспорт. Данное сообщение об отказе в регистрации права является незаконным, нарушающим права истца, и подлежит отмене. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4 В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворит по основаниям, изложенным в иске. Ответчик Госкомрегистр, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что при проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета. В рамках правовой экспертизы представленных истцом документов, государственным регистратором были выявлена причина, препятствующая проведению государственной регистрации ипотеки – отсутствие государственной регистрации ранее возникшего права собственности ФИО5 по договору ипотеки от 30 марта 2013 года. По указанным причинам, государственная регистрация была приостановлена на три месяца, а по истечению указанного срока, в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации ипотеки квартиры, истцу отказано в регистрации. Кроме того, 4 июня 2017 года на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 20 июня 2017 года в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) зарегистрировано право собственности ФИО4, которая не является стороной по договору ипотеки от 30 марта 2013 года, на квартиру по адресу: <адрес> Ответчик государственный регистратор ФИО3, заинтересованное лицо ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя Госкомрегистра, государственного регистратора и заинтересованного лица. Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что 28 апреля 2017 года ФИО2 в Госкомрегистр подано заявление о государственной регистрации договора ипотеки квартиры по адресу: <адрес>. Вместе с заявлением на государственную регистрацию был представлен договор ипотеки от 30 марта 2013 года, удостоверенный частным нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Автономной Республики Крым ФИО1, реестровый №, вместе с извлечением из украинского Государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации обременения 30 марта 2013 года. Сообщением государственного регистратора ФИО3 от 15 мая 2017 года № 90/016/102/2017-880 государственная регистрация приостановлена на срок три месяца в связи с непредставлением заявлений залогодателей и залогодержателя о снятии ипотеки, а также отсутствием данных о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости. По истечении срока приостановления регистрации сообщением государственного регистратора ФИО3 от 14 августа 2017 года № 90/016/102/2017-880 истцу отказано в государственной регистрации договора ипотеки от 30 марта 2013 года в связи с неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218 ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости. Ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственной регистрации прав, в частности, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона. Таким образом, при наличии причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, государственный регистратор прав приостанавливает государственную регистрацию прав, а при неустранении указанных причин отказывает в государственной регистрации прав. В качестве оснований приостановления и последующего отказа государственной регистрации ипотеки государственным регистратором указано отсутствие заявлений залогодателей и залогодержателя о снятии ипотеки и отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о постановке квартиры на кадастровый учет. Ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя. Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости. Ч. 3 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация обременения, в данном случае ипотеки, в ЕГРН возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРН. Из материалов дела следует, что право собственности ФИО4 на квартиру по адресу: <адрес>, зарегистрировано в ЕГРН по заявлению от 29 августа 2017 года на основании свидетельства от 20 июня 2017 года о праве на наследство ФИО5 С учетом того, что по состоянию на 14 августа 2017 года в ЕГРН отсутствовали сведения о государственной регистрации права о собственности на предмет ипотеки в соответствии с вышеуказанными нормами права государственная регистрация ипотеки была не возможна. Вместе с тем суд приходит к выводу о несостоятельности указания государственного регистратора о необходимости представления для государственной регистрации ипотеки заявлений залогодателя и залогодержателя. Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ). Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК) к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от N 128-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В ч. 5 ст. 8 Закона № 38-ЗРК установлен упрощенный порядок проведения государственной регистрации права уже зарегистрированного в установленном законом порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ. Так, в случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, государственная регистрация права, ограничения права, обременения объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения права и обременения объекта недвижимого имущества, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ в соответствии с ранее действовавшими актами. Истребование у заявителей таких документов допускается только в случае их отсутствия в названных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестровых дел. С учетом изложенного, государственная регистрация обременения (ипотеки) при государственной регистрации права собственности должна осуществляется в упрощенном порядке без заявления залогодателя. Ч. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. С учетом установленных судом обстоятельств, невозможности государственной регистрации ипотеки до внесения в ЕГРН сведений о государственной регистрации права собственности на предмет ипотеки, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований и отказе в их удовлетворении. В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л : отказать в удовлетворении иска ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Л.В. Корпачева |