ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-33/18 от 08.08.2018 Чаинского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-33/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.08.2018 Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Кошелевой Н.В.,

при секретаре Пахомовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Подгорное административное дело по административному иску муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнетигинская ООШ» к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд иском, указывая, что (дата) государственным инспектором Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора была проведена внеплановая выездная проверка в МБОУ «Нижнетигинская ООШ» с целью контроля исполнения предписания административного ответчика от (дата), срок исполнения которого истек. По результатам проверки составлен акт от (дата), выдано предписание об устранении выявленных нарушений. С проведенной внеплановой проверкой административный истец не согласен, поскольку административный ответчик осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах компетенции теплоснабжающими и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, которые продают тепловую энергию и (или) оказывают услуги по её передаче, и к указанным организациям применяются Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. №115. В оперативном управлении МБОУ "Нижнетигинская ООШ" находится транспортабельная модульная котельная, в составе которой находятся 2 котла марки ARCUS, общей мощностью 800 кВт., один из которых основной, второй резервный. Котельная отапливает только здание школы и не имеет никаких потребителей. Административный истец является муниципальной бюджетной общеобразовательной организацией, сферой деятельности которого является реализация дошкольного образования, начального общего образования и основного общего образования, а также программы дополнительного образования, и не является теплоснабжающей и теплосетевой организацией, не относится к системе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, так как тепло, вырабатываемое котельной, расходует на собственные нужды и никому его не продает, и не оказывает услуги по его передаче.

Кроме того, в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, то предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) предписания. В нарушение действующего законодательства государственным инспектором административного ответчика была проведена не одна, а две проверки одновременно: первая проверка проведена с целью контроля выполнения ранее выданного предписания от (дата), а вторая проверка с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области теплоснабжения. Таким образом, внеплановая проверка проведена государственным инспектором Сибирского управления Ростехнадзора с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", так как второй внеплановой проверки с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области теплоснабжения распоряжение от (дата) не содержит.

Кроме того, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубыми нарушениями требований закона к организации и проведению проверок, к каковым относится нарушение требований проведения проверки на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), которое содержит цели, задачи и предмет проверки, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица. Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы, а если вынесенное проверяющим органом предписание не обладает признаками конкретности и исполнимости, не содержит информации о тех мероприятиях, которые должны быть проведены учреждением в целях устранения выявленных нарушений, такое предписание является неисполнимым. Обжалуемое предписание не соответствует законодательно установленным принципам исполнимости и создает препятствия для осуществления деятельности учреждения, возлагая на него обязанности в неконкретном и неограниченном объеме, неисполнение которых может повлечь привлечение к административной ответственной с применением административных штрафных санкций. Оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы МБОУ «Нижнетигинская ООШ», в связи с чем, имеются основания для признания предписания незаконным. Административный ответчик провел внеплановую проверку в отношении МБОУ «Нижнетигинская ООШ» не законно, так как МБОУ «Нижнетигинская ООШ» к теплоснабжающим и теплосетевым организациям не относится, внеплановая проверка проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства, цель и предмет проверки не соответствует цели и предмету проверки, указанным в распоряжении административного ответчика от (дата), предписание об устранении выявленных правонарушений от (дата) вынесено незаконно. Просит суд признать незаконным предписание об устранении выявленных правонарушений от (дата), вынесенное административным ответчиком.

Представители административного истца, действующие на основании Устава, доверенности, в судебном заседании поддержали исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, дав аналогичные пояснения, дополнив, что в настоящее время нарушения, указанные в оспариваемом предписании, за исключением первого, устранены.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Представил отзыв, из которого следует, что административный ответчик с иском не согласен в полном объеме, так как здание котельной и тепловые сети переданы административному истцу в оперативное управление Администрацией Чаинского района, находятся на балансе школы, используются образовательным учреждением, котельная является источником теплой энергии и соответственно является теплоснабжающей организацией. При этом учреждением проигнорированы требования законодательства Российской Федерации в области энергетики, регламентирующие вопросы надежной и безопасной эксплуатации оборудования и сооружений котельной. Кроме того, согласно распоряжению о проведении внеплановой выездной проверки административного истца целью проверки является контроль исполнения предписания от (дата), а задачами проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, в связи с чем в отношении административного истца была проведена одна проверка.

Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении дела не просил. Представил отзыв, согласно которому поддерживает доводы административного истца, считает, что предписание от (дата) противоречит действующему законодательству, требования МБОУ «Нижнетигинская ООШ» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Учредителем и собственником имущества МБОУ «Нижнетигинская ООШ» является муниципальное образование «Чаинский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Чаинского района Томской области и Управление образования Администрации Чаинского района в пределах своих полномочий. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнетигинская основная общеобразовательная школа» создано в целях обеспечения условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного, начального общего образования, основного общего образования. Основным видом деятельности МБОУ «Нижнетигинская ООШ» является предоставление образовательных услуг по программе основного общего образования.

Кроме того, исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Предписание от (дата) содержит требование устранить в срок до (дата) нарушение пунктов 9.2.9, 9.2.10 и 9.2.12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (пункты 3 и 4 предписания). Однако оно не может быть исполнено, поскольку его исполнение в установленный срок повлечет нарушение указанных правил, а именно пунктов 9.2.9., 9.2.10 и 9.2.12., в которых четко определены сроки проведения указанных мероприятий, в частности указано, что промывка системы отопления, испытания на прочность и плотность оборудования системы отопления проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона. Отопительный сезон 2017-2018 года еще не окончен и не мог быть окончен (дата) с учетом того, что Чаинский район Томской области, в состав которого входит населенный пункт с.Нижняя Тига, на территории которого расположено МБОУ «Нижнетигинская ООШ», относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, признание незаконным решения должностного лица возможно только при несоответствии его нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), которые регулируют порядок технической эксплуатации котельных.

Согласно пункту 1.7. ПТЭТЭ ответственность за выполнение этих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.2.1. ПТЭТЭ руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации Чаинского района от (дата), акта приема-передачи муниципального имущества от (дата) муниципальное образование «Чаинский район» передало из казны муниципального образования «Чаинский район» в оперативное управление административному истцу, а последний принял следующее муниципальное имущество: транспортабельная (модульная) котельная, , о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления. На основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от (дата) была проведена внеплановая выездная проверка технического состояния и безопасной эксплуатации энергоустановок при подготовке МБОУ "Нижнетигинская ООШ" к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг., в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере теплоснабжения, составлен акт проверки, вынесено предписание от (дата), в котором установлен срок исполнения до (дата). На основании распоряжения административного ответчика от (дата) в отношении административного истца проведена выездная, внеплановая проверка с целью контроля исполнения предписания от (дата), по результатам которой установлено, что указанное предписание исполнено не в полном объеме, не устранены следующие нарушения: тепловая энергоустановка (котельная), расположенная по адресу: , не сдана в эксплуатацию в установленном порядке; машинисты не проходят проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок; не проведены испытания на прочность и плотность после окончания отопительного периода; не проведена промывка систем после окончания отопительного периода; на котельной не проводится своевременная поверка средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору, составлен акт, вынесено предписание со сроком исполнения - (дата). На основании ходатайства МБОУ "Нижнетигинская ООШ" административным ответчиком (дата) сроки исполнения таких нарушений как, не проведены испытания на прочность и плотность после окончания отопительного периода, не проведена промывка систем после окончания отопительного периода продлены до (дата). За указанные правонарушения административный истец привлекался к административной ответственности по ст. 9.11, 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии с п.2.4.1 ПТЭТЭ новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами.

Исходя из п.п.2.3.14, 2.3.15 ПТЭТЭ, проверка знаний настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится: первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет; периодическая - очередная и внеочередная. Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год.

В соответствии с п. 9.2.12 ПТЭТЭ испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.

Согласно п.п 9.2.9, 9.2.10 ПТЭТЭ, промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход водо-воздушной смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного расхода теплоносителя. Для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. В открытых системах теплоснабжения окончательно промывка после дезинфекции производится водой, соответствующей требованиям действующего стандарта на питьевую воду, до достижения показателей сбрасываемой воды до требуемых санитарными нормами на питьевую воду, для конденсатопроводов качество сбрасываемой воды должно соответствовать требованиям в зависимости от схемы использования конденсата. Дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами. Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.

В силу п.п. 2.9.1, 2.9.2 ПТЭТЭ комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает: своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору; проведение работ по калибровке средств измерений, не подлежащих поверке; обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых средств измерений требованиям к точности измерений технологических параметров и метрологическую экспертизу проектной документации; обслуживание, ремонт средств измерений, метрологический контроль и надзор. Средства измерений теплотехнических параметров содержатся в исправности и постоянно находятся в эксплуатации при работе основного и вспомогательного оборудования тепловых энергоустановок.

Доводы административного иска о том, что у административного ответчика отсутствуют полномочия по осуществлению надзора в отношении административного истца, поскольку МБОУ "Нижнетигинская ООШ" не относится к субъектам теплоснабжения, а является потребителем теплоэнергии для собственных нужд, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1, п. 5.3.1.20 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора и осуществляет полномочия за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Согласно Положению о Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 22.01.2018 № 28, Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности, в том числе на территории Томской области.

В соответствии с п.4.1.3 Положения о Сибирском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 №263, действовавшего в момент проведения проверок, территориальный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения.

Пунктом 2(2) Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013г. №610, установлено, что государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляется органами государственного надзора и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее - обязательные требования в сфере теплоснабжения), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования в сфере теплоснабжения лиц к ответственности, а также деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере теплоснабжения, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований в сфере теплоснабжения.

Согласно ст.4.1. Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Федеральный закон №190-ФЗ) под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований по безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее в настоящей статье - обязательные требования), а также правилами по охране труда, и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.

Согласно п. 1.6. ПТЭТЭ, надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора. Названные Правила введены в действие с 1 октября 2003 года и распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, паровые и водяные тепловые сети всех назначений, системы теплопотребления всех назначений. Под эксплуатацией понимается период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.

В силу статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, объектами теплоснабжения являются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность, а надежность теплоснабжения - это характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения; потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Источником тепловой энергии (теплоты) является устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.

В соответствии с ПТЭТЭ котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты. Тепловая энергоустановка -энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.

Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338К (115°С), утвержденные Приказом Минстроя России от 28 августа 1992 №205, используются на предприятиях и в организациях, осуществляющих проектирование, изготовление, монтаж, эксплуатацию, наладку и ремонт паровых и водогрейных котлов и водоподогревателей в системе жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также могут использоваться в других отраслях, применяющих паровые и водогрейные котлы и водоподогреватели указанных параметров; они определяют требования к конструкции, изготовлению, монтажу, ремонту, наладке и эксплуатации паровых и водогрейных котлов, водоподогревателей.

Из материалов дела следует, что котельная, в состав которой входит два котла марки ARCUS, общей мощностью 800 кВт, расположенная по адресу: , имеет водогрейные котлы. Из паспорта, руководства по эксплуатации на котел водогрейный стальной ARCUS следует, что предприятие-изготовитель гарантирует соответствие котла требованиям ТУ-4931-002-54459143-2004 и безопасную эксплуатацию при соблюдении условий хранения, транспортирования, монтажа, пуско-наладки, изложенных в соответствии с ПТЭТЭ, Правилами устройства и безопасности эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С). Следовательно, установленные вышеназванными Правилами требования по технической эксплуатации тепловых установок распространяются на указанную котельную и должностные лица Сибирского управления Ростехнадзора имеют право следить за соблюдением их выполнения.

Таким образом, вопреки утверждениям административного истца у должностных лиц административного ответчика имелись полномочия на проверку деятельности МБОУ "Нижнетигинская ООШ" как организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, а потому доводы административного иска, связанные с отсутствием у должностных лиц Ростехнадзора полномочий на проведение проверки, так как школа не является субъектом теплоэнергетики, деятельность в названной сфере не осуществляет, посредством котельной отапливает только себя, и является потребителем, основаны на неверном толковании приведенных норм права и не могут являться основанием для признания оспариваемого предписания незаконным.

Доводы административного иска о проведении внеплановой проверки с грубыми нарушениями действующего законодательства, поскольку было проведено одновременно две проверки не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Исполнение административным ответчиком государственных функций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон № 294-ФЗ), который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Настоящим Федеральным законом устанавливаются: 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля); 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно ст.10, ст.12, ст.13, ст. 14 Федерального закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Статьей 16 Федерального закона №294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт. В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (ст. 17).

По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным, обоснованным, четким и исполнимым.

Как установлено судом по распоряжению административного ответчика от (дата) в отношении МБОУ "Нижнетигинская ООШ" проведена проверка с целью контроля исполнения предписания от (дата), по результатам которой государственным инспектором (дата) составлен акт проверки, в котором отражены неустраненные нарушения, вынесено предписание с указанием срока их устранения. Каких либо нарушений административным ответчиком требований приведенных выше норм права при проведении выездной проверки (дата) судом не установлено. Утверждение представителей административного истца о проведении двух проверок одновременно не нашло своего подтверждения при рассмотрении дела. Напротив, из материалов дела, пояснений представителей административного истца следует, что (дата) государственным инспектором была проведена одна проверка по исполнению ранее выданного предписания. Таким образом, оспариваемое предписание по указанному доводу (проведение двух проверок) не может быть признано незаконным.

Что касается ссылки административного истца в иске на неисполнимость обжалуемого предписания, то суд приходит к следующему. В оспариваемом предписании срок выполнения таких пунктов предписания, как: тепловая энергоустановка (котельная), расположенная по адресу: , не сдана в эксплуатацию в установленном порядке; на котельной не проводится своевременная поверка средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору, был установлен до (дата), в его продлении административному истцу было отказано. Однако выполнение данных пунктов невозможно в зимний период, когда котельная функционирует, а возможно лишь по окончанию отопительного сезона, поскольку сдача в эксплуатацию предполагает приемо-сдаточные испытания оборудования и пуско-наладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом, в том числе испытания на прочность и плотность которые технологически проводится только после окончания отопительного периода, равно как и промывка системы. Поверка средств измерений предполагает их демонтаж, что также невозможно в течение отопительного сезона. Между тем, на момент вынесения оспариваемого предписания отопительный сезон уже начался, а к моменту указанного в нем срока устранения недостатков – (дата) еще не закончился. Указанные факты отражены в решении Чаинского районного суда Томской области от 14.05.2018, вступившем в законную силу.

Исходя из ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив доводы сторон, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению частично, а именно в части установления сроков устранения следующих нарушений: тепловая энергоустановка (котельная), расположенная по адресу: , не сдана в эксплуатацию в установленном порядке; на котельной не проводится своевременная поверка средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору ((дата)), поскольку в данной части оспариваемое предписание является неисполнимым, нарушает права административного истца и, соответственно, является незаконным.

В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Следовательно, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме .

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнетигинская ООШ» к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным предписания удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание Сибирского управления Ростехнадзора от (дата) в части установления сроков устранения следующих нарушений: тепловая энергоустановка (котельная), расположенная по адресу: , не сдана в эксплуатацию в установленном порядке; на котельной не проводится своевременная поверка средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору. В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнетигинская ООШ» расходы по оплате государственной пошлины в размере .

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Н.В. Кошелева

Копия верна: Судья Н.В. Кошелева

Секретарь Г.С. Пахомова