ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-33/18 от 22.01.2018 Кадуйского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-33/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2018 года п. Кадуй Вологодской области

Кадуйский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Лобановой И.В.,

с участием административного истца ФИО1 и его представителя адвоката Лукьянченко С.В.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования п. Кадуй Кадуйского муниципального района по доверенности ФИО2,

представителя заинтересованного лица администрации Кадуйского муниципального района по доверенности ФИО3,

при секретаре Борисовой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования п. Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области о признании незаконным заключения комиссии по градостроительному зонированию территории населенных пунктов муниципального образования п. Кадуй от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении территориальной зоны, возложении обязанности проведения процедуры по внесению изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО п. Кадуй,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования п. Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области (далее – администрация МО п. Кадуй) о признании незаконным заключения комиссии по градостроительному зонированию территории населенных пунктов муниципального образования п. Кадуй от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении территориальной зоны, возложении обязанности проведения процедуры по внесению изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО п. Кадуй.

В обоснование требований указал, 10 октября 2016 года по результатам аукциона ему в собственность по договору купли-продажи передан земельный участок с кадастровым номером ХХХ, общей площадью ХХХ кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов. Цель использования – для ведения садоводства, огородничества в личных целях. После приобретения указанного участка выяснилось, что, исходя из разрешенной цели использования, ему невозможно построить на участке даже садовый домик. 23 января 2017 года он обратился в администрацию МО п. Кадуй с заявлением об изменении цели разрешенного использования на Ж-1 (зона малоэтажной индивидуальной застройки). 21 февраля 2017 года он получил отказ с указанием на то, что земельный участок попадает в зону ВЛ-10 и строительство домов в охранной зоне запрещено. Не согласившись с данным отказом, он обратился в суд. Решением Кадуйского районного суда Вологодской области от 22 августа 2017 года в удовлетворении иска было отказано. В сентябре 2017 года он вновь обратился в администрацию МО п. Кадуй с заявлением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО п. Кадуй, в части внесения изменения в территориальную зону карты градостроительного зонирования, заменив зону СХ (зона сельскохозяйственного назначения) на Ж-1 (зона малоэтажной застройки), расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ХХХ. 08 ноября 2017 года получил отказ главы МО п. Кадуй с указанием на то, что земельный участок попадает в зону ВЛ-10 и строительство домов в охранной зоне запрещено. С данным отказом он не согласен. Линия электропередач ВЛ-10 существует в этом месте уже достаточно длительное время. Однако до 24 апреля 2014 года земельный участки, расположенные по <адрес> находились в зоне Ж-1 (зона малоэтажной индивидуальной застройки), и нахождение в этом районе линии ВЛ-10 этому не препятствовало. Кроме того, часть земельных участков, расположенных вдоль этой же линии ВЛ-10 имеют цель разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство и на этих земельных участках стоят жилые дома. Размеры выделенного истцу земельного участка позволяют возводить здания с соблюдением охранной зоны линии ВЛ-10.

Просил суд признать незаконным заключение комиссии по градостроительному зонированию территории населенных пунктов муниципального образования п. Кадуй от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в части изменения территориальной зоны СХ (зона сельскохозяйственного назначения) на Ж-1 (зона малоэтажной индивидуальной застройки), расположенной по адресу: <адрес> обязать администрацию МО п. Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области провести процедуру по внесению изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО п. Кадуй в части внесения изменения в территориальную зону карты градостроительного зонирования, заменив зону СХ (зона сельскохозяйственного назначения) на Ж-1 (зона малоэтажной застройки), расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ХХХ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Выразил несогласие с заключением комиссии по градостроительному зонированию территории населенных пунктов МО п. Кадуй от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в части изменения территориальной зоны и принятым на основании данного заключения решением главы администрации МО п. Кадуй об отказе в части изменения территориальной зоны. Дал пояснения согласно доводов, изложенных в исковом заявлении. Дополнил, что при оформлении договора купли-продажи 10 октября 2016 года ему было известно о принадлежности данного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, и цели использования земельного участка – для ведения садоводства, огородничества.

Представитель административного истца – адвокат Лукьянченко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Дал пояснения согласно доводов, изложенных в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО п. Кадуй по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Дала пояснения согласно отзыва. Обратила внимание, что земельный участок ФИО1 был сформирован из земель сельскохозяйственного назначения и предоставлен ему по процедуре, установленной Земельным Кодексом РФ, именно для участков сельскохозяйственного назначения. Начальная цена земельного участка была определена независимым оценщиком согласно кадастрового паспорта и целевого использования земельного участка. В настоящее время земельный участок уже принадлежит гражданину, а не находится в государственной собственности, и перевод его обратно из зоны СХ в зону Ж-1 может привести к конфликту интересов. Поскольку согласно Земельному кодексу РФ процедура формирования и предоставления гражданам земельных участков из зон СХ и Ж-1 различна. Начальная цена также существенно различается. Дополнила, что решение главы МО п. Кадуй об отказе ФИО1 в изменении территориальной зоны фактически изложено в заключении комиссии по градостроительному зонированию от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица администрации Кадуйского муниципального района Вологодской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании указал, что администрация Кадуйского муниципального района Вологодской области не является заинтересованным лицом в данном деле.

Представитель заинтересованного лица МУП г. Череповца «Электросеть» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве указал, что в районе <адрес> расположена воздушная линия классом напряжения 10 кВ инв. ХХХ, находящаяся в хозяйственном ведении МУП г. Череповца «Электросеть».

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств не представил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля К.,, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии с п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7); правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8).

В соответствии п.1 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу п.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пп.1 п.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пп.2 п.2 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (п.4). Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (п.5).

Как видно из материалов дела, по результатам аукциона, между администрацией МО п. Кадуй (продавец) и ФИО1 (покупатель) 10 октября 2016 года заключен договор ХХХ купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец передал в собственность покупателя земельный участок с кадастровым номером ХХХ, общей площадью ХХХ кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения садоводства, огородничества в личных целях. Категория земель – земли населенных пунктов. Цель использования – для ведения садоводства, огородничества в личных целях. Стоимостью 15 200 рублей.

Оплата стоимости за указанный земельный участок произведена в полном объеме победителем аукционных торгов ФИО1, что подтверждается справкой Администрации МО п. Кадуй от 31 октября 2016 года ХХХ.

09 ноября 2016 года ФИО1 зарегистрировал свое право собственности на земельный участок, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП (т.1 л.д.19).

19 сентября 2017 года ФИО1 обратился в администрацию МО п. Кадуй с заявлением о внесении изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО п. Кадуй, в части внесения изменения в территориальную зону карты градостроительного зонирования, заменив зону СХ (зона сельскохозяйственного назначения) на Ж-1 (зона малоэтажной застройки), расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ХХХ.

30 октября 2017 года комиссией по градостроительному зонированию (комиссией по подготовке правил землепользования и застройки) территории населенных пунктов муниципального образования п. Кадуй вынесено заключение по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования п. Кадуй, утвержденные решением Совета муниципального образования п. Кадуй от 17 февраля 2011 года ХХХ, согласно которому по результатам рассмотрения комиссией предложения в части изменения территориальной зоны СХ (зона сельскохозяйственного назначения) на Ж-1 (зона малоэтажной индивидуальной застройки) расположенной по адресу: <адрес>, главой МО п. Кадуй принято решение об отклонении предложения. Указано, что первоначально в правилах землепользования и застройки данные земельные участки находились в зоне Ж-1. По заявлениям граждан данные участки решением Совета МО п. Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области от 24 апреля 2014 года ХХХ, были переведены в зону СХ - с целью ведения садоводства, огородничества в личных целях. Формировались участки с учетом того, что они находятся в зоне СХ и их разрешенное использование - ведение садоводства, огородничества в личных целях. Менять в настоящее время зону с СХ (зона сельскохозяйственного назначения) на Ж-1 (зона малоэтажной индивидуальной застройки) нецелесообразно, поскольку порядок формирования и предоставления земельного участка из зон СХ (ведение садоводства, огородничества в личных целях) и Ж-1 (для индивидуального жилищного строительства) различен. Кроме того, вдоль земельного участка проходит линия электропередач ВЛ-10 кВ, в охранной зоне которой запрещено строительство.

В данном случае, административный спор возник ввиду желания ФИО1 инициировать изменение территориальной зоны СХ (зона сельскохозяйственного назначения) на Ж-1 (зона малоэтажной застройки), расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ХХХ, в личных целях, а именно: для осуществления строительства жилого дома на указанном земельном участке.

Однако, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности в силу п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Представленные в материалы дела Правила землепользования и застройки муниципального образования п. Кадуй, утвержденные решением Совета муниципального образования п. Кадуй от 17 февраля 2011 года ХХХ, включающие в себя градостроительные регламенты, были приняты и введены в действие в установленном законом порядке.

Как видно из представленных в материалы дела: отзыва администрации МО п. Кадуй ХХХ от 20 декабря 2017 года (т.1 л.д.217-220), выписки из Правил землепользования и застройки МО п. Кадуй, утвержденных решением Совета МО п. Кадуй ХХХ от 17 февраля 2011 года, и фрагмента карты градостроительного зонирования (т.1 л.д.37, 38), отзыва МУП г. Череповца «Электросеть» от 15 января 2018 года, земельный участок с кадастровым номером ХХХ, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО1, расположен в территориальной зоне СХ (земли сельскохозяйственного назначения), находится в охранной зоне линии электропередач ВЛ-10 кВ ХХХ.

Из материалов дела усматривается, что приобретая земельный участок с кадастровым номером ХХХ, находящийся по адресу: <адрес>, ФИО1 знал о принадлежности данного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, и цели использования земельного участка – для ведения садоводства, огородничества. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Кроме того, земельный участок ФИО1 был сформирован из земель сельскохозяйственного назначения и предоставлен ему по процедуре, установленной Земельным Кодексом РФ, именно для участков сельскохозяйственного назначения. Согласно Земельному кодексу РФ процедура формирования и предоставления гражданам земельных участков из территориальных зон СХ и Ж-1 различна. Начальная цена также существенно различается.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.

Таким образом, рассмотрев заявленные требования, суд признает их не подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из того, что заключение принято необходимым количеством членов состава комиссии по градостроительному зонированию (комиссией по подготовке правил землепользования и застройки) территории населенных пунктов муниципального образования п. Кадуй, в установленные законом сроки. На основании данного заключения главой муниципального образования п. Кадуй принято решение в пределах предоставленных полномочий (изложенное в заключении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с установленной законом процедурой, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования п. Кадуй Кадуйского муниципального района Вологодской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2018 года.

Судья И.В. Лобанова