Административное дело № 2а-33 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2018 года р.п. Татищево Саратовской области
Татищевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Узинской С.М.,
при секретаре Калаевой Ю.М.,
с участием административного истца Яговкиной О.В.,
представителя административного ответчика Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области Лаптурова Н.Н., действующего на основании решения от 26.09.2017 № 21-89,
заинтересованного лица Лаптурова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яговкиной ФИО15 к административному ответчику Муниципальному собранию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, заинтересованные лица: Министерство юстиции Российской Федерации в лице Управления Министерства юстиции Российской федерации по Саратовской области, Лаптуров ФИО16, о признании решений Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Саратовской области незаконными,
у с т а н о в и л:
Яговкина О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному собранию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области просила признать решение муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26.09.2017 «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» незаконным и отменить, признать решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26.09.2017 «Об избрании председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» незаконным и отменить. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что она является депутатом Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области всех созывов с 1997 года. 04 октября 2016 года она избрана председателем Муниципального собрания. 26 сентября 2017 года решением Муниципального собрания № 21-88 «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» она была отозвана с указанной выборной должности. Основаниями для принятия такого решения, подготовленного группой депутатов, инициировавших её отзыв, послужило следующее: 1. Утрата доверия депутатов Муниципального собрания. 2. Самовольное исключение из повестки дня заседаний Муниципального собрания вопросов, внесенных депутатами Муниципального собрания. 3.Систематическое нарушение статьи 16 Регламента: не воздерживается от замечаний, оценок и комментариев по предложениям и выступлениям депутатов, в том числе, в средствах массовой информации. 4. Систематическое сокрытие от депутатов Муниципального собрания информации о поступающих протестах прокуратуры на решения Муниципального собрания. 5. Лоббирование определенных вопросов в личных целях. С данным решением Муниципального собрания она не согласна, считает его незаконным и необоснованным, а поэтому подлежащим отмене по следующим основаниям. В подготовке и реализации проекта такого решения усматривается сговор лиц. Данные лица испытывают к ней личную неприязнь, что выражается на каждом заседании Муниципального собрания. Более того, несколько заседаний Муниципального собрания не состоялось по причине того, что данная группа депутатов не являлась на них без уважительных причин, что негативно сказывалось на деятельности администрации городского округа ЗАТО Светлый, а также городского округа в целом, поскольку на заседания выносятся важные вопросы, не терпящие отлагательств в их принятии. В соответствии со ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.4 ст.25.1 действующего Устава ГО ЗАТО Светлый «утрата доверия», как основание для снятия председателя Муниципального собрания отсутствует. В связи с чем, ссылка на данную норму незаконна. По обвинению в пункте 2 - самовольному исключению из повестки дня вопросов депутатов им было разъяснено следующее. 14.09.2017 на заседании комиссии Муниципального собрания депутатами было принято решение о переносе Муниципального собрания с 19.09.2017 на 21.09.2017 и включении в повестку дня заседания вопроса о переизбрании председателя Муниципального собрания. Решение о переносе Муниципального собрания, принятое на комиссиях, противоречит п.3 ст.8 Регламента Муниципального собрания. Решение о переносе заседания принимает председательствующий на заседании, в том числе, при отсутствии кворума. Группой депутатов в количестве 7 человек ещё 14.09.2017 было коллективно заявлено о невозможности присутствовать на предстоящем Муниципальном собрании 19.09.2017 без указания причин отсутствия, что противоречит п.4 ст.8 Регламента Муниципального собрания. По п.3 обвинений замечания истца касались исключительно рабочих вопросов, депутатской этики, неоднократных срывов заседаний муниципального собрания. На заседаниях административным истцом приходилось делать замечания отдельным депутатам за их выкрики, провоцирование одного из депутатов на рукоприкладство, демонстративное покидание зала заседаний. В своих выступлениях по местному телевидению она доводила до населения поселка информацию об очередных срывах заседаний Муниципального собрания, о нарушениях депутатской этики, что соответствует ст.16.1 Регламента Муниципального собрания. Каких-либо оскорблений в адрес депутатов не допускала. Недовольство со стороны коллег депутатов, имевшее место за время работы муниципального собрания 5 созыва, не является основанием к постановке вопроса об отзыве председателя Муниципального собрания, так как указанные факты должны быть проверены всесторонне, а вина в совершении таких действий доказана. По пункту 4 было предъявлено единичное обвинение депутатом Требунским о систематическом сокрытии председателем Муниципального собрания информации о протестах прокурора. Указанный протест ею был получен от сотрудника прокуратуры по прибытию на Муниципальное собрание. Вносить его на заседание Муниципального собрания сразу без регистрации, изучения по существу считает нецелесообразным. Все протесты рассматривались в соответствии со сроками, установленными прокуратурой. Замечаний по этому вопросу от надзорного органа не поступало. Она глубоко переживает по поводу распространённой недостоверной информации, поскольку уверена, что произошедшее может серьезно повлиять на отношение к ней окружающих людей, в том числе и в рамках её депутатской деятельности.
В судебном заседании административный истец Яговкина О.В. административные исковые требования поддержала и дала пояснения, аналогичные указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в лице председателя Муниципального собрания Лаптуров Н.Н. в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения. Основанием учреждения местного самоуправления, как формы осуществления народом своей власти в городских, сельских поселениях и на других территориях (статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) является воля населения этих территорий, выраженная непосредственно или через образованные им выборные (представительные) органы местного самоуправления. Соответственно, реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке, а срок этих полномочий должен, как правило, совпадать со сроком действия мандата. При этом, необходимо учитывать как обязательное условие периодичности выборов, так и необходимость обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти. Из преамбулы Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что данный нормативно - правовой акт устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В силу ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В ст. 24 Устава муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области приведен исчерпывающий перечень выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, к которым относятся: Муниципальное собрание городского округа ЗАТО Светлый; глава городского округа; администрация городского округа; контрольно-счетный орган городского округа; иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом городского округа и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Другие выборные органы и выборные должностные лица местного самоуправления Уставом МО городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области не предусмотрены. Вместе с тем, в соответствии с ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В ст.2 п.1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в главе 2 ст.5 Устава муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области определено, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, отнесенные к таковым уставом муниципального образования, в частности принятие, изменение уставов муниципальных организаций, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы и т.д. Заявитель же в силу ст. 25.1 Устава муниципального образования городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области избран Муниципальным собранием городского округа из своего состава, но наделен лишь полномочиями по решению организационных вопросов. Следовательно, не обладая собственной компетенцией по решению вопросов местного значения (ст.2 п.1 ФЗ №131-Ф3), председатель Муниципального собрания городского округа не может быть признан выборным должностным лицом местного самоуправления. Председатель Муниципального собрания городского округа избирается из числа депутатов не как должностное лицо местного самоуправления для решения вопросов местного значения, а как должностное лицо представительного органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит лишь организация деятельности Муниципального собрания городского округа в соответствии со ст. 25.1. Устава муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области. При этом, ни названный выше Федеральный закон №131-Ф3, ни законы Саратовской области по вопросам местного самоуправления не устанавливают порядок образования внутренней структуры и штата выборных органов местного самоуправления, так как эти вопросы отнесены к компетенции самих выборных представительных органов местного самоуправления, то есть к компетенции депутатов Муниципального собрания городского округа (ст. 34 Федерального закона №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Уставом муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области предусмотрено, что Муниципальное собрание городского округа самостоятельно определяет порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления (ст.24 Устава МО ГО ЗАТО Светлый); избирает из своего состава председателя Муниципального собрания городского округа (ст.25.1 Устава МО ГО ЗАТО Светлый) и т.д. Таким образом, по смыслу Федерального закона № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" председатель представительного органа муниципального образования, избираемый из числа депутатов и работающий на непостоянной (безвозмездной) основе, является обычным депутатом, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе. Просто деятельность такого депутата заключается в исполнении полномочий председателя представительного органа муниципального образования, а смысл данной деятельности - организация работы этого представительного органа. Именно поэтому, полномочия председателя представительного органа муниципального образования не предусмотрены федеральным или региональным законодательством, а должны устанавливаться муниципальными правовыми актами, в первую очередь, уставом муниципального образования и регламентом представительного органа муниципального образования. Из данного понятия следует, что председатель представительного органа муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления только в том случае, когда он избирается в качестве главы муниципального образования и входит в состав указанного представительного органа. Председатель представительного органа муниципального образования, избранный из его состава, сохраняет статус депутата. Председатель представительного органа местного самоуправления - не является высшим должностным лицом, его полномочия носят организационно-распорядительный характер внутри представительного органа местного самоуправления и определяются регламентом представительного органа местного самоуправления и уставом муниципального образования. Этими же актами определяются основания и порядок досрочного прекращения их полномочий. Таким образом, по его мнению, смена председателя определяется самими депутатами и мотивировка при этом не обязательна. Следовательно, решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26.09.2017 «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» об освобождении Яговкиной О.В. от должности председателя Муниципального собрания городского округа не противоречит действующему законодательству. И ссылку на статью 40 Федерального закона № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" считает неправомерной.
Представитель заинтересованного лица начальник Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области Колесников М.А. в судебное заседание не явился, от него поступил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому Глава городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в апреле 2017 года обращался в Управление (вх. № 01-30-4847 от 05.04.2017) по вопросу проведения экспертизы проекта решения Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области «Об утверждении проекта решения Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области «О внесении изменений в Устав муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области» (далее - проект решения). Согласно пункту 3 части 1 представленного проекта решения Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области в Устав муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области, принятый решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 08 июля 2014 года № 24 вносились изменения, согласно которым решено «пункт 11 части 4 статьи 251 считать утратившим силу». Управлением концептуально был поддержан представленный проект решения (заключение Управления на проект решения от 11.04.2017 № 64/02-2466). В заключении Управления имелись замечания только по преамбуле проекта решения. Управлением 24.07.2017 зарегистрировано решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 20.06.2017 № 16-79 «О внесении изменений в Устав муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области», регистрационный номер RU 643020002017001, данное решение не содержит норму, признающую утратившим силу пункт 11 части 4 статьи 251 Устава муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области. Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Абзацем 20 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что председатель представительного органа муниципального образования является депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования. Поскольку основания и порядок прекращения полномочий председателя представительного органа муниципального образования не урегулированы федеральным либо региональным законодательством, органы местного самоуправления вправе на свое усмотрение закрепить в уставе муниципального образования нормы, определяющие основания и порядок прекращения полномочий председателя представительного органа муниципального образования. Кроме того, прекращение полномочий председателя представительного органа муниципального образования не влечет прекращение полномочий статуса депутата, следовательно, нормы части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ не применяются.
Заинтересованное лицо Лаптуров Н.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным им как представителем административного ответчика.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованное лицо Лаптурова Н.Н., свидетелей, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 04 октября 2016 года № 1-1 «Об избрании председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый» депутат Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Яговкина О.В. избрана председателем Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый (л.д.10).
Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26 сентября 2017 года № 21-88 «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области», руководствуясь Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Муниципального образования Городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, статьей 4 Регламента Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, принятого решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 04 октября 2016 года № 1-2, Муниципальное собрание городского округа ЗАТО Светлый приняло решение отозвать депутата Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Яговкину О.В. с должности председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию (л.д.24).
Решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26 сентября 2017 года № 21-89 «Об избрании председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» депутат Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Лаптуров Н.Н. избран председателем Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый (л.д.78).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ).
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
Нормам указанного Федерального закона корреспондируют положения Устава муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области, в котором определены компетенция, полномочия, порядок формирования и деятельности Муниципального собрания, являющегося представительным органом городского округа (ст.ст.25-28 Устава).
Муниципальное собрание городского округа ЗАТО Светлый осуществляет деятельность на основании Регламента, принятого решением Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый от 04 октября 2016 года № 1-2 (л.д.50-71).
Согласно ст. 251 Устава муниципального образования Городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, с учетом изменений, внесенных Решением Муниципального собрания от 06.12.2016 № 8-34) (п.п. 1-3) (л.д.70-121,128-136) председатель Муниципального собрания городского округа является выборным должностным лицом местного самоуправления, избирается Муниципальным собранием городского округа из своего состава на срок полномочий соответствующего созыва представительного органа городского округа и осуществляет свою деятельность на непостоянной (безвозмездной) основе. Порядок избрания и освобождения от должности председателя муниципального собрания городского округа определяется представительным органом городского округа. Председатель Муниципального собрания городского округа:
представляет Муниципальное собрание городского округа в отношениях с органами местного самоуправления, в том числе иных муниципальных образований, органами муниципальной власти, гражданами, организациями, без доверенности действует от имени Муниципального собрания городского округа, выдает доверенности на представление интересов Муниципального собрания городского округа в отношениях с органами государственной власти, судебными и правоохранительными органами, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, физическими и юридическими лицами;
занимается вопросами организационного обеспечения деятельности Муниципального собрания городского округа;
организует работу Муниципального собрания городского округа, координирует деятельность его комиссий и рабочих групп;
осуществляет подготовку заседаний Муниципального собрания городского округа, является председательствующим на заседаниях представительного органа;
контролирует и обеспечивает выполнение Регламента Муниципального собрания городского округа;
оказывает содействие депутатам Муниципального собрания городского округа в осуществлении ими депутатских полномочий;
принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Муниципального собрания городского округа;
осуществляет рассмотрение обращений, заявлений, жалоб граждан по вопросам деятельности представительного органа городского округа;
издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Муниципального собрания городского округа;
в рамках представленных полномочий организует выполнение и осуществляет контроль за исполнением решений Муниципального собрания городского округа;
обладает правом внесения в муниципальное собрание городского округа проектов муниципальных правовых актов;
осуществляет иную деятельность по вопросам функционирования представительного органа городского округа.
Председатель Муниципального собрания городского округа вступает в должность после его избрания и прекращает свои полномочия в случае прекращения своих депутатских полномочий либо досрочно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 251 Устава председатель Муниципального собрания городского округа может быть освобожден от должности в случаях:
смерти;
отставки по собственному желанию;
признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
отзыва избирателями;
досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) отзыва депутатами в случае систематического нарушения
председателем Муниципального собрания городского округа настоящего
Устава, Регламента Муниципального собрания городского округа, отказа
подписать принятое решение, умышленного нарушения сроков созыва
назначенного заседания;
Из пункта 9 статьи 4 Регламента следует, что председатель Муниципального собрания может быть отозван путем открытого голосования на заседании Муниципального собрания. Вопрос об отзыве председателя Муниципального собрания вносится на рассмотрение Муниципального собрания по инициативе 1/3 от установленного числа депутатов или по решению одной из комиссий Муниципального собрания. Решение об отзыве председателя Муниципального собрания принимается большинством голосов от установленной численности депутатов. Инициатива отзыва председателя Муниципального собрания с должности оформляется заявлением депутата, группы депутатов с мотивированными аргументами в пользу его отзыва. После всестороннего обсуждения инициативы об отзыве председателя Муниципального собрания с должности, он может быть освобождён от должности не менее чем двумя третями голосов от установленной численности депутатов.
Как следует из приведенных выше положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава и Регламента председатель Муниципального собрания городского округа избирается депутатами из своего числа. При этом, являясь выборным должностным лицом местного самоуправления, председатель не обладает в этом качестве собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Председатель наделен лишь полномочиями организационного характера, направленными на обеспечение нормальной и эффективной работы Муниципального собрания городского округа, представительскими функциями в отношениях с жителями городского округа, органами и должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, иными организациями и гражданами.
Таким образом, решение вопроса о досрочном освобождении председателя Муниципального собрания городского округа отнесено законодателем к исключительной компетенции Муниципального собрания городского округа.
При этом, ни Устав, ни Регламент не устанавливают количественных или качественных критериев оценки фактов систематического нарушения председателем Устава, Регламента при исполнении возложенных на него обязанностей, которые бы являлись необходимыми и достаточными основаниями для освобождения председателя от должности, также как условия о наступлении каких-либо негативных последствий в результате его действий (бездействия). Также установлено, что основания (неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей) должны иметь документальное мотивированное аргументами подтверждение.
Таких доказательств стороной административного ответчика в судебном заседании не представлено.
Напротив, допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9 и ФИО10 заявили, что со стороны председателя Муниципального собрания Яговкиной О.В. фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей председателя не имелось.
Так, свидетель ФИО8 суду пояснила, что она является депутатом Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области. Отзыв председателя муниципального собрания городского округа был спланированной акцией сторонников депутата Лаптурова Н.Н. Вне заседаний муниципального собрания с ней инициативная группа обговаривала основания отзыва председателя Муниципального собрания Яговкиной О.В., однако основание «утрата доверия» для ее отзыва как председателя Муниципального собрания было надуманным и документально не подтверждённым.
Свидетель ФИО11 суду пояснила, что она является депутатом Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области. Бывший председатель Муниципального собрания Яговкина О.В. руководила Муниципальным собранием городского округа грамотно, придерживалась Регламента, с её стороны не было нарушений, она соблюдала депутатскую этику. Она обладает высокими моральными качествами.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что она является заместителем начальника отдела правового обеспечения управления делами администрации ГО ЗАТО Светлый Саратовской области. В её обязанности входит, в том числе, и подготовка проектов изменений в Устав ГО ЗАТО Светлый в соответствии с действующим законодательством. В виде проекта в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области было направлено решение о внесении изменений в Устав муниципального образования ГО ЗАТО Светлый Саратовской области. В устной форме представитель Управления рекомендовал обратить внимание на п.11 ст.251 Устава и по возможности исключить его во избежание возможных споров. Однако решение о внесении изменений в Устав с этим пунктом было зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции РФ по Саратовской области. Она часто посещает Муниципальные собрания, со стороны председателя Муниципального собрания Яговкиной О.В. нарушений регламента, депутатской этики допущено не было.
В судебном заседании установлено, что в протоколе заседания Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26.09.2017 № 21 п.2 повестки дня заседания Муниципального собрания значится «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области». В ходе заседания Муниципального собрания с информацией по проекту выступил Лаптуров Н.Н. - депутат Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый. Председательствующий Яговкина О.В. выразила несогласие по данному проекту. Голосовали 14 депутатов, за 10 - депутатов, против - 3 депутата, воздержался - 1 депутат. Проект решения «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» принят большинством голосов.
Таким образом, протокол заседания не содержит мотивированных аргументов в пользу отзыва председателя Муниципального собрания Яговкиной О.В., а потому не приведено достаточных данных для принятия проекта решения «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области».
Также в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что председатель Муниципального собрания Яговкина О.В. на заседаниях Муниципального собрания в связи с ненадлежащим исполнением, либо неисполнением ею возложенных на нее обязанностей до 26.09.2017 не обсуждалась.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина (организации, юридического лица).
Таким образом, судом установлено, что решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26 сентября 2017 года №21-88 «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» не основано на нормах действующего законодательства и нарушает законные права и интересы административного истца.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение от 26 сентября 2017 года № 21-88 «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» следует признать незаконным и отменить. А потому и последующее решение от 26 сентября 2017 года № 21-89 об избрании Лаптурова Н.Н. председателем Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области следует считать незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Яговкиной ФИО17 к административному ответчику Муниципальному собранию городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, заинтересованные лица: Министерство юстиции Российской Федерации в лице Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, Лаптуров ФИО18, о признании решений Муниципального собрания ГО ЗАТО Светлый Саратовской области незаконными удовлетворить.
Признать незаконным решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26 сентября 2017 года № 21-88 «Об отзыве председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» и отменить.
Признать незаконным решение Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области от 26 сентября 2017 года № 21-89 «Об избрании председателя Муниципального собрания городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области» и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи жалобы в Татищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 07 марта 2018 года.
Председательствующий С.М. Узинская