Дело № 2а-3401/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., при секретаре Горбуновой Е.И., при участии административного истца ФИО1, представителя административного ответчика УМВД России по г.Нижнему Новгороду – ФИО2, представителя заинтересованного лица ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» - ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4 – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующего в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО6, к отделу по вопросам миграции ОП № УМВД России по г.Нижнему Новгороду, начальнику ОП № Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду ФИО7, УМВД России по г. Нижнему Новгороду о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетней дочери ФИО6, обратился в суд с иском к отделу по вопросам миграции ОП № УМВД России по г.Нижнему Новгороду, начальнику ОП № Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду ФИО7, УМВД России по г. Нижнему Новгороду о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения.
В обоснование завяленных требований административный истец указал, что он, ФИО1, лично, а также действуя в интересах малолетней дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдавал в Отдел по вопросам миграции ОП № УМВД России по городу Нижнему Новгороду документы для регистрационного учета по месту жительства в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Согласно официального ответа Отдел по вопросам миграции ОП № УМВД России по городу Нижнему Новгороду от ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО1 было отказано в регистрации, на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород по принятию обеспечительных мер. В ответе указано, что оформить регистрацию по месту жительства несовершеннолетнему ребенку ФИО6 не представляется возможным.
Административный истец считает, что данное решение (ответ) Отдела по вопросам миграции № УМВД России по городу Нижнему Новгороду, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы несовершеннолетней дочери.
Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральном миграционной службы от 11 сентября 2012 года N 288.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 28 вышеназванных Правил и пункту 114 вышеназванного Административного регламента регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ - Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Местом жительства родителей ФИО6 является адрес регистрации родителей: <адрес>.
Пунктом 2 ст. 54 Семейного Кодекса РФ установлено право ребенка до 18 лет на совместное проживание со своими родителями.
По мнению административного истца, нарушаются права новорожденного ребенка. Лица обязаны прописывать несовершеннолетнего ребенка в квартире, где зарегистрированы его родители. Наличие ограничений на запрет регистрационных действий, не ограничивает правом ответчика на временную регистрации ребенка во временных пределах - до снятия с регистрационного учета родителей по адресу: <адрес> без согласия собственника.
Административный истец просит суд признать действия Отдела по вопросам миграции ОП № УМВД России по городу Нижнему Новгороду, выразившихся в отказе в регистрации ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными, обязав устранить нарушения.
Определением суда к участию в деле привлечены УМВД России по г.Нижнему Новгороду, начальник отдела ОП № УМВД России по г.Нижнему Новгороду ФИО7, в качестве заинтересованных лиц привлечены: ПАО Банк «ФК Открытие», ФИО4
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика УМВД России по г.Нижнему Новгороду ФИО2 (по доверенности) с заявленными требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ПАО Банк «ФК Открытие» - ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ФИО4ФИО5 (по доверенности) в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Иные участвующие в административном деле лица, в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в административном деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства внутренних дел Российской Федерации как органа исполнительной власти Российской Федерации, его территориальных органов в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, и должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является отцом несовершеннолетней ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ в отдел по вопросам миграции ОП № Управления МВД России по г.Н.Новгороду посредством личного приема поступили документы ФИО1 для оформления регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Письмом ОВМ ОП № УМВД России по г.Н.Новгороду, за подписью начальника отдела полиции ФИО7, указано на невозможность оформления регистрации по месту жительства несовершеннолетнему ребенку ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по тем основаниям, что согласно пункту 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила), регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Однако, на основании ответа на запрос поступившего из ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области установлено, что жилое помещение (квартира) расположенное по адресу: <адрес> является собственностью ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие", который в свою очередь, обратился в Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода с иском к ФИО1, о выселении, прекращении права пользования и снятии с регистрационного учета, в связи со сменой собственника.
В соответствии с Определением от ДД.ММ.ГГГГ Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода по заявлению истца ПАО Банк "ФК Открытие" о применении мер по обеспечению иска по гражданскому делу по иску ПАО Банк "ФК Открытие" к ФИО1 наложен запрет на совершение регистрационных действий по месту жительства и месту пребывания граждан в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Порядок регистрации граждан по месту жительства регламентируется Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 5242-1), вышеназванными Правилами регистрации и Административным регламентом.
В силу ст. 2 Закона N 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Пунктом 28 Правил регистрации предусмотрено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Согласно п. 44 Административного регламента при регистрации по месту пребывания несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту пребывания законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, паспорта законных представителей или близких родственников, находящихся вместе с несовершеннолетними гражданами, не достигшими 14-летнего возраста, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (при установлении опеки или попечительства). В круг заявителей входит один из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей гражданина Российской Федерации - в отношении несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста.
Согласно п. 3 Правил регистрации местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с пунктами 49, 49.1, 49.2, 49.3, 49.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984 (далее также - Административный регламент) одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства; письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Согласно пунктам 50, 50.1, 50.2, 50.3 Административного регламента при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста; паспорта законных представителей; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).
Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к которым относятся (пункт 58):
Нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению (пункт 58.1);
Отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункт 58.2).
В силу пункта 60 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.
Согласно пунктам 23, 24 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.
В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.
Из материалов дела следует, что в производстве Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода имеется гражданское дело по иску ФИО8 к публичному акционерному обществу Банку "Финансовая Корпорация Открытие" о сохранении права пользования жилым помещением, по иску третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО11 и ФИО1 к публичному акционерному обществу Банку "Финансовая Корпорация Открытие" о сохранении права пользования жилым помещением, по иску публичного акционерного общества Банка "Финансовая Корпорация Открытие" к ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО9, ФИО11, ФИО10, ФИО10, ФИО9, ФИО11, ФИО11, ФИО11 о выселении, прекращении права пользования, снятии с регистрационного учета, взыскании судебных расходов.
Определением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного гражданского дела применены меры по обеспечению иска: наложения запрета на регистрационные действия, в виде запрета совершать регистрацию по месту жительства и по месту пребывания граждан в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: отказать в удовлетворении иска ФИО8 к публичному акционерному обществу Банку "Финансовая Корпорация Открытие" о сохранении права пользования жилым помещением. Отказать в удовлетворении иска третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора ФИО11 и ФИО1 к публичному акционерному обществу Банку "Финансовая Корпорация Открытие" о сохранении права пользования жилым помещением. Исковые требования публичного акционерного общества Банка "Финансовая Корпорация Открытие" удовлетворить в части. Признать ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО9, ФИО11, ФИО10, ФИО10, ФИО9, Мирзоеву Назрин Ф. К., ФИО11 Ф. К., Мирзоеву Лейли Ф. К. утратившими право пользования квартирой, расположенной по адресу: г.Н.Новгород, <адрес>-а, <адрес>. Выселить ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО9, ФИО11, ФИО10, ФИО10, ФИО9, ФИО11, ФИО11, ФИО11 из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Из материалов дела следует, что собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является ФИО4 Ранее указанная квартира принадлежала ПАО Банк «Финансовая корпорация».
Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы (части 2 - 4 статьи 13 ГПК РФ).
Мерами по обеспечению иска могут быть запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства (пункт 3 части 1 статьи 140 ГПК РФ).
О принятых мерах по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение (часть 4 статьи 140 ГПК РФ).
В силу статьи 142 ГПК РФ определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.
Судом установлено, что обеспечительные меры в виде наложения запрета на регистрационные действия, в виде запрета совершать регистрацию по месту жительства и по месту пребывания граждан в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, приняты судом в рамках рассмотрения гражданского дела. Сведений об отмене обеспечительных мер, материалы дела не содержат.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 87 КАС РФ, суд приходит к выводу о законности действий административного ответчика об отказе в регистрации ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку на дату обращения административного истца действовали обеспечительные меры, принятые определением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, являющиеся обязательными к исполнению государственными органами.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что оспариваемое действие (решение) территориального органа исполнительной власти в сфере миграции, принятое в пределах представленных полномочий, как направленное на исполнение судебного поставноления, не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы административного истца, в удовлетворении предъявленного административного искового заявления ФИО1 должно быть отказано в полном объеме.
руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, действующего в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО6, к отделу по вопросам миграции ОП № УМВД России по г.Нижнему Новгороду, начальнику ОП № Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду ФИО7, УМВД России по г. Нижнему Новгороду о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании устранить нарушения – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В.Кучерова