Дело № 2а-3402/2022
61RS0001-01-2022-003501-45
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
«01» августа 2022 года г.Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренковой И.Н.
при помощнике судьи Борисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО к МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону», Департаменту социальной защиты г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Управление ФСБ по РО, о признании незаконным отказа в выдаче справки о признании малоимущим,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в суд административным иском к МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» о признании незаконным отказа в выдаче справки о признании малоимущим.
В обоснование своих требований указал, что постановлением Администрации города Ростова-на-Дону №1282 от 11.12.2020 года «Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда» существенно повышены тарифы за пользование жилым помещением. С этого момента в его адрес стали приходить квитанции за пользование жилыми помещениями, находящимися по адресу: ... в сумме около 1700руб. в месяц за обе квартиры. Даная сумма является существенной для его семьи.
Поскольку в соответствии с п.9 ст.156 ЖК РФ граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), 14.02.2022 года он обратился в МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» с просьбой выдать справку, подтверждающую, что его семья является малоимущей.
Однако 16.03.2022 года получил ответ, что выдача справок производится в соответствии с административными регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми утверждена их форма. Административными регламентами выдача справок предусмотрена только в двух случаях, к которым спорный случай не относится.
Ссылаясь на то, что действиями ответчика, выразившимися в отказе в выдаче справки и отсутствии каких-либо действий для того, чтобы был разработан и утвержден необходимый регламент, нарушено его право на освобождение от платы за наем жилья просил признать незаконным отказ МКУ УСЗН Ворошиловского района в выдаче справки о признании семьи малоимущей; обязать МКУ УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону разработать необходимый регламент и выдать запрашиваемую справку о том, что его семья является малоимущей.
Протокольным определением от 12.07.2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Департаменту социальной защиты г.Ростова-на-Дону.
Протокольным определением от 14.07.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФСБ по РО.
ФИО в судебное заседание явился, административный иск просил удовлетворить.
Представитель МКУ УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону – ФИО в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель Управление ФСБ по РО – ФИО в судебное заседание явилась, оставила рассмотрение вопроса на усмотрение суда.
Представитель Департамента социальной защиты г.Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав ФИО, представителя МКУ УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону – ФИО, представителя Управление ФСБ по РО – ФИО, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ФИО является нанимателем квартир по договорам социального найма по адресу: ....
14.02.2022 года обратился в МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» о выдаче справки, подтверждающей, что он и его семья является малоимущей, с целью получения освобождения от платы за наем жилья, однако, в выдаче указанной справки ему было отказано, поскольку административными регламентами не предусмотрено оказание данной услуги.
Настоящие требования административного истца основаны на том, что действиями административного ответчика, выразившими в отказе в выдаче справки о признании семьи малоимущей, нарушено его право на освобождение от внесения платы за пользование жилым помещением в соответствии с нормами ЖК РФ.
Между тем суд не может согласиться с доводами административного истца ввиду следующего.
В соответствии ч.9 ст.156 ЖК РФ граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Аналогичные положения содержатся в п.3 Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 11.12.2020 года №1282 "Об утверждении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда".
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст.1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет (далее - орган местного самоуправления), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления (далее - МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.
Согласно ст.15 вышеназванного закона решение о признании граждан и членов их семей, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, малоимущими принимается в порядке и на условиях, предусмотренных нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 года №354.
Согласно п.2.1 раздела 2 Порядка признание гражданина и членов его семьи малоимущими осуществляется органом местного самоуправления. При этом согласно п.3.1 Порядка граждане принимаются на учет на основании заявления о принятии на учет, поданного по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению на имя главы местной администрации либо главы муниципального образования.
Таким образом, исходя из буквального содержания приведенных норм права признание гражданина и членов его семьи малоимущими в целях Жилищного кодекса РФ осуществляет в заявительном порядке органом местного самоуправления по месту жительства заявителя.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что вопрос выдачи документов, подтверждающих признание гражданина и членов его семьи малоимущими в целях ЖК РФ в силу действующего законодательства не отнесен к компетенции МКУ УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не допущено нарушения прав административного истца, и как следствие правовых оснований для признания незаконным отказа МКУ УСЗН Ворошиловского района в выдаче ФИО справки о признании административного истца и членов его семьи малоимущими, обязания МКУ УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону разработать необходимый регламент и выдать запрашиваемую справку не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искаФИО к МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону», Департаменту социальной защиты г.Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Управление ФСБ по РО, о признании незаконным отказа в выдаче справки о признании малоимущим – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение суда составлено 11.08.2022г.