Дело № 2а-3403 (2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2018 года г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Дуданец А.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика
Управления имущественных и земельных
отношений Брянской городской администрации
по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика
Брянской городской администрации по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 19 апреля 2018 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с кадастровым №... для индивидуального жилищного строительства, предоставив ответчику на утверждение схему испрашиваемого земельного участка.
10 мая 2018 года ответчик, рассмотрев заявление истца, отказал в его удовлетворении в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории и картой границ территории объектов культурного наследия Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 №465, в зоне подтопления грунтовыми водами и зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности.
Также отказ ответчика обоснован тем, что в непосредственной близости от образуемого земельного участка проходит водопровод диаметром 110 мм. При этом расстояние от водопроводов до фундаментов ограждений должно составлять не менее 3 м, а фактически истец испрашивает участок в близости от водопровода менее 3 м.
Дополнительно управлением указано, что перераспределение испрашиваемых истцом земельных участков приведет к сужению улицы Верхне-Заречная, а также по данным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» правообладателем домовладения, расположенного <адрес>, является иное лицо.
Данный отказ ответчика истец полагает незаконным и необоснованным, в связи с чем просит суд признать незаконным отказ административного ответчика в связи с рассмотрением заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с кадастровым №... и утверждении схемы их расположения.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление по строительству и развитию территории г.Брянска, Московско – Окское бассейновое водное управление, по ходатайству истца Брянская городская администрация привлечена в качестве административного ответчика.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца по доверенности ФИО1 неоднократно уточняла исковые требования, просила суд признать незаконным отказ административного ответчика в связи с рассмотрением заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с кадастровым №... и утверждении схемы их расположения; обязать административного ответчика в течении 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда утвердить схему расположения в целях перераспределения земельного участка, находящегося в собственности административного истца, с кадастровым №..., общей площадью 826 кв.м, расположенного <адрес> и земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 441 кв.м, с условным номером на схеме №..., для индивидуального жилищного строительства; обязать административного ответчика заключить с административным истцом после утверждения вышеуказанной схемы расположения в целях перераспределения земельного участка соглашение о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности административного истца, с кадастровым №..., общей площадью 826 кв.м, расположенного <адрес> и земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 441 кв.м, с условным номером на схеме №..., для индивидуального жилищного строительства.
Административный истец ФИО4, представители заинтересованных лиц Московско-Окского бассейнового водного управления, Управления по строительству и развитию территории г. Брянска не явились.
Административный истец ФИО4, представитель Управления по строительству и развитию территории г. Брянска о дате и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Представитель Московско-Окского бассейнового водного управления о дате и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении указанного заявления без его участия. В письменном отзыве указал, что границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Разрешение спора полагал на усмотрение суда.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в процессе, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить. Полагала, что законных оснований, препятствующих к утверждению схемы расположения земельного участка, не имеется.
Представитель административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по доверенности ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала. Суду пояснила, что образуемый земельный участок находится в зоне подтопления грунтовыми водами и зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности. Согласно топографическим материалам в непосредственной близости от образуемого земельного участка проходит водопровод d=110 мм. Нормативное расстояние от водопровода до фундаментов ограждений составляет 3 м, фактическое расположение данного водопровода менее 3 м. Данные обстоятельства установлены управлением при изучении представленной схемы расположения земельного участка и являются основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.
Кроме того, по данным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» правообладателем домовладения, расположенного <адрес>, является иное лицо.
Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности ФИО3 в судебном заседании требования административного иска полагал необоснованными, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддерживая позицию Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ, предусмотрено, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п.8, п.11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым №... общей площадью 826 кв.м, расположенный <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО4, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилого строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АЖ №... от <дата>.
ФИО4 является также собственником жилого дома с кадастровым №..., площадью 84 кв.м, расположенного по тому же адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АГ №... от <дата>.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории города Брянска, утвержденными решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26 июля 2017 № 796, указанный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой индивидуальное жилищное строительство предусмотрено основными видами разрешенного использования недвижимости (кодовое обозначение 2.1 согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540).
19 апреля 2018 года ФИО4 обратилась в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым №....
10 мая 2018 года административным ответчиком ФИО4 отказано в перераспределении земельных участков на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Как следует из ответа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 10.05.2018 года исх. №29/035350 в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 года №465, образуемый земельный участок расположен в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности и зоне подтопления грунтовыми водами.
В соответствии с п.2 ст.67.1 Водного кодекса РФ и п.14.2.7.3 Постановления Администрации Брянской области от 04.12.2012 года №1121 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Брянской области» на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
Кроме того, согласно топографическим материалам, имеющимся в Управлении по строительству и развитию территории г. Брянска, в непосредственной близости от образуемого участка проходит водопровод d=110 мм. В соответствии с п.12.35 табл. 15 СП 42.13330.2011 «Градостроительство.Планировка и застройка городских и сельских поселений» нормативное расстояние от водопровода до фундаментов ограждений составляет 3 м (фактически – меньше 3 м).
Вместе с тем, перераспределение указанных земельных участков приведет к сужению ул.Верхне-Заречной, так как в соответствии с СП ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях принимается от 15 до 30 м. Одновременно заявителю сообщено, что по данным ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» правообладателем домовладения, расположенного <адрес>, является иное лицо.
Не согласившись с данным решением Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 10.05.2018, ФИО4 04.06.2018 года обратилась в суд с административным иском, предусмотренный ст. 219 КАС РФ процессуальный срок административным истцом не пропущен.
Согласно ст. 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Документы территориального планирования в силу прямого указания ч. 3 ст. 9 ГрК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории г.Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26.07.2017 № 796 спорный земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, где индивидуальное жилищное строительство предусмотрено основными видами разрешенного использования недвижимости.
В соответствии с п.18 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (вместе с «Правилами определения границ зон затопления, подтопления») границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Образуемый земельный участок находится в зоне подтопления грунтовыми водами и зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности, что подтверждается фрагментом карты зон с особыми условиями использования территории, формируемыми санитарно-гигиеническими и экологическими факторами особо охраняемые природные территории в составе Генерального плана города Брянска, утвержденного Решением Брянского городского совета народных депутатов от 27.07.2016 №465.
Зоны затопления, подтопления в силу п. 4 ст.1 ГрК РФ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 67.1 Водного кодекса РФ и пункту 14.2.7.3. Постановления Администрации Брянской области от 04.12.2012 № 1121 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Брянской области» на территориях, подверженных затоплению и подтоплению, размещение новых населенных пунктов и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействиям запрещается.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ одной из форм образования земельных участков является их перераспределение, в результате которого образуются новые земельные участки.
В силу п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, гражданам для индивидуального жилищного строительства, предусмотрены ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
В силу ч. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно п.п. 4, 5 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ, если перераспределение осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка, то данная схема является обязательным приложением к соглашению или решению о перераспределении.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ разработка схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Согласно пп. 3 п. 8 указанной статьи уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, а именно: если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (пп. 11п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
Полномочия Брянской городской администрации по распоряжению земельными участками, установлены Положением об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2015 № 168 (пункты 1.4, 2.2).
В соответствии с Положением об Управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 №95, Управление является отраслевым подразделением Брянской городской администрации, имеет статус юридического лица, осуществляет организационно – технические функции в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена.
Полномочия Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по подготовке проектов соглашений об установлении сервитутов, о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена, а также проекты соглашений об их изменении, расторжении, определены Разделом 3 Положения об Управлении.
Как установлено судом, разрешенный вид использования земельного участка: для индивидуального жилого строительства, на земельном участке расположен жилой дом, сведения об иных объектах отсутствуют.
Согласно информации Управления по строительству и развитию территории г. Брянска в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории Генерального плана города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.07.2016 года №465, образуемый земельный участок расположен в зоне затопления паводковыми водами 1% обеспеченности.
Доказательств обратного, как и проекта, предусматривающего мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах предполагаемой зоны затопления, суду не представлено.
Кроме того, согласно топографическим материалам Управления по строительству и развитию территории г. Брянска граница образуемого земельного участка расположена на водопроводе d=110 мм.
В соответствии с п.12.35 табл. 15 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» нормативное расстояние от водопровода до фундаментов ограждений составляет 3 м (фактически – менее 3 м).
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Нарушения требований приведенных норм закона при разработке схемы расположения земельного участка в силу прямого указания пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса обоснованно явились основанием для отказа в утверждении такой схемы.
В связи с чем, суд находит отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в перераспределении земельного участка с кадастровым №... общей площадью 826 кв.м., расположенного <адрес>, находящегося в собственности административного истца и земельного участка, находящегося в государственной собственности площадью 441 кв.м, соответствующим требованиям закона, поскольку разработка схемы расположения образуемого земельного участка с нарушением требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам, является основанием для отказа административным ответчиком в утверждении схемы расположения земельного участка.
Поскольку представленная истцом схема составлена без учета требований Генерального плана города Брянска, градостроительных требований, то она не могла быть утверждена.
Оспариваемый отказ от 10.05.2018 года в перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка принят административным ответчиком в пределах предоставленных законом полномочий, порядок и основания принятия оспариваемого решения ответчиком соблюдены, содержание оспариваемого решения соответствует приведенным нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, нарушение прав административного истца оспариваемым решением судом не установлено, доказательств их нарушения административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах требования административного истца не могут быть признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований для удовлетворения заявленных административных требований продолжить процедуру предварительного согласования предоставления земельных участков у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО4 к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в целях перераспределения земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Склянная
Резолютивная часть решения суда оглашена 23.08.2018 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 28.08.2018 г.