УИД 23RS0014-01-2020-005034-40 К делу № 2а-3404/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ст-ца Динская 18 декабря 2020 г.
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Николаевой Т.П.,
при секретаре Танеевой А.С.,
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора
Динского района Краснодарского края ФИО1,
представителя административного ответчика – главы
Мичуринского сельского поселения Динского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к администрации муниципального образования Мичуринское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес> об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Мичуринское сельское поселение в составе МО <адрес>, в котором просит: признать незаконным бездействие административного ответчика, в виде непринятия мер по формированию и утверждению перечня объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, расположенных на территории Мичуринского сельского поселения, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, и размещению его на официальном сайте администрации, а также по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов; обязать административного ответчика сформировать и утвердить перечень указанных объектов и разместить его на официальном сайте администрации; обязать административного ответчика провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов.
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверки соблюдения администрацией Мичуринского сельского поселения законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления, законодательства о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, в ходе которой выявлены нарушения.
Проверка показала, что администрацией сельского поселения не обеспечена надлежащая реализация положений Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Исходя из требований указанного федерального закона, основными целями заключения концессионных соглашений являются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
При этом в силу требований п.11, 20 ч.1 ст.4 Закона №115-ФЗ, ст.41.1 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов жилищно-коммунального комплекса, срок ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет, осуществляется только по концессионному соглашению, заключенному по результатам конкурса.
Частью 2 ст.4 Закона №115-ФЗ предусмотрено, что в случае, если объект концессионного соглашения и иное не принадлежащее концеденту имущество предназначены для использования их по общему назначению, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концедент вправе заключать с собственником указанного имущества гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению.
На территории Мичуринского сельского поселения размещены объекты топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса (сети водоснабжения, водоотведения, объекты теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения), срок ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет и которые предназначены для использования их по общему назначению с целью обеспечения коммунальными ресурсами населения, обеспечению единого технологического процесса. Вопреки требованиям ст.17.1 Закона № 115-ФЗ, ст.41.1 Закона № 416-ФЗ, ст.28.1 Закона № 190-ФЗ администрацией Мичуринского сельского поселения меры по проведению торгов и заключению концессионных соглашений в отношении сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, расположенных на территории Мичуринского сельского поселения, не приняты.
В нарушение ст.4 Закона № 115-ФЗ органом местного самоуправления полномочия по формированию и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, и размещению его на официальном сайте муниципалитета не реализованы. Возложенные законодательством обязанности по проведению комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых условий для организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, на территории сельского поселения администрацией не исполняются. Несоблюдение органом местного самоуправления законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения коммунальными ресурсами может повлечь нарушение предусмотренных ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ прав граждан на бесперебойное круглосуточное снабжение населения коммунальными ресурсами.
Административным ответчиком представлен отзыв на административное исковое заявление, о том, что во исполнение п.3 ст.4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» постановлением администрации Мичуринского сельского поселения от 01.06.2020г. № «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2020-2021 годах» утвержден перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2020-2021 годах.
Указанный перечень размещен на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов и на официальном сайте МО Мичуринское сельское поселение <адрес>.
Пунктом 1 ст.1 Закона установлено, что реализация целей Закона осуществляется посредством заключения концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в ЕГРН.
Объекты ТЭК и ЖКХ, расположенные на территории Мичуринского сельского поселения, включены в реестр муниципальной собственности Мичуринского сельского поселения на основании <адрес> от 28.07.2006г. №–КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности МО <адрес>, между вновь образованными сельскими поселениями и МО <адрес>, в состав которого они входят».
Правоустанавливающие документы и техническая документация на указанные объекты не передавались по причине их отсутствия. В связи с чем, администрация Мичуринского сельского поселения вынуждена проводить работу по регистрации права собственности на имущество казны муниципального образования, путем признания имущества бесхозяйным. Доказательством того, что объекты ТЭК и ЖКХ, расположенные на территории Мичуринского сельского поселения, бесхозяйные, являются выписки из ЕГРН.
Объекты ТЭК и ЖКХ, входящие в реестр муниципальной собственности: насосная станция ЩСУ-П 150-032 – 1 шт., насосная станция ЩСУ-П 150-032 – 1 шт., здание котельной № площадь 80 кв.м – 1 шт., теплотрасса котельной №, протяженность 200 м, постановлением администрации Мичуринского сельского поселения от 01.06.2020г. № «Об увеличении уставного капитала муниципального общества с ограниченной ответственностью «Мичуринское ЖКХ» переданы в уставной капитал Мичуринского сельского поселения. Данный факт делает невозможным включение указанных объектов в перечень имущества, передаваемого по концессионным соглашениям.
К административному иску прилагается перечень объектов газоснабжения, в отношении которых право муниципальной собственности в органах государственной регистрации зарегистрировано и в отношении которых могут быть заключены соглашения о передаче их в концессию: газораспределительная система – <адрес>: газопровод высокого давления, ШГРМ и газопровод низкого давления – <адрес>.
Руководствуясь Федеральным законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», перечисленные объекты газоснабжения Мичуринского сельского поселения переданы в аренду АО «Газпром газораспределение Краснодар». Протокол № от 09.07.2019г. оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Таким образом, в муниципальной собственности МО Мичуринское сельское поселение отсутствуют объекты топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, в отношении которых возможно заключение концессионного соглашения.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель административного истца, помощник прокурора <адрес> Хаунцева Е.А., поддержала заявленные требования, сославшись на доводы административного искового заявления. Пояснила, что не все объекты жилищно-коммунального хозяйства, расположенные на территории МО Мичуринское сельское поселение указаны в списке, который размещен на сайте. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика, глава Мичуринского сельского поселения <адрес>, ФИО2, не признал административный иск, сославшись на доводы отзыва. Пояснил, что есть 27 объектов жилищно-коммунального хозяйства, часть объектов поставлена на учет как бесхозяйные, ведется работа по признанию права собственности. В 2021г. указанные объекты будут в собственности Мичуринского сельского поселения, и будет принято решение о выставлении их на концессию. Объекты газоснабжения, как объекты повышенной опасности, по настойчивой рекомендации прокурора, переданы в аренду, в июле 2020г. заключен договор. Просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав участников процесса, изучив административное исковое заявление, отзыв на него, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями ст. 295 ГК РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
На основании ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Согласно п. п. 4, 8 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу ст.51 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», целями которого являются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исчерпывающий перечень объектов концессионного соглашения приведен в ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», к числу которых относятся объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, гидротехнические сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012г. № «Об определении официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о перечне объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
20.05.2020г. и 07.07.2020г. прокуратурой <адрес> в адрес главы администрации Мичуринского сельского поселения внесены представления об устранение нарушений законодательства о концессионных соглашениях, а, именно, администрацией не обеспечена надлежащая реализация положений Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (л.д. 7, 17-19.).
В ответе от 20.05.2020г. администрации Мичуринского сельского поселения сообщается, что объекты жилищно-коммунального комплекса, ранее принадлежавшие ОАО «Агроном» были переданы в 2009г. в муниципальную собственность МО Мичуринское сельское поселение без правоустанавливающих документов. Администрация Мичуринского сельского поселения проводит работу по признанию указанного имущества бесхозяйным для дальнейшего оформления права собственности за МО Мичуринское сельское поселение.
В связи с тем, что на объекты ЖКХ не зарегистрировано право собственности, реализация требований Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ, а именно проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения органами местного самоуправления Мичуринского сельского поселения не представляется возможным. Кроме того, условия заключения концессионных соглашений, устанавливаемые Федеральным законом от 21.07.2005г. № 115-ФЗ, экономически не выгодны концессинеру в отношении муниципальных объектов ТЭК и ЖКХ, затраты на них за 5 лет превышают стоимость имущества. При заключении концессионного соглашения администрация Мичуринского сельского поселения несет значительные необоснованные расходы бюджетных средств. С целью обеспечения населения холодной водой и услугами водоотведения Решением Совета Мичуринского сельского поселения от 18.02.2011г. № с МООО «Мичуринское ЖКХ» был заключен договор передачи в безвозмездное пользование сетей водоснабжения и водоотведения. 19.09.2017г. был объявлен открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципальных объектов топливно-энергетического комплекса, 24.10.2017г. конкурс признан не состоявшимся ввиду отсутствия заявок на участие в отборе. Оказание услуг теплоснабжения является непрерывным процессом, который могут осуществлять исключительно специализированные предприятия, каким является на территории Мичуринского сельского поселения МООО «Мичуринское ЖКХ». Постановлением администрации Мичуринского сельского поселения от 25.12.2012г. № МООО «Мичуринское ЖКХ», единственным учредителем которого является администрация Мичуринского сельского поселения, наделено статусом гарантирующего поставщика услуг ЖКХ. При отсутствии альтернативных специализированных организаций администрация Мичуринского сельского поселения вынуждена была заключить договор аренды сетей теплоснабжения с МООО «Мичуринское ЖКХ», до решения вопроса по оформлению права собственности на имущество жилищно-коммунального комплекса. Сведения о качестве питьевой воды размещаются на официальном сайте администрации Мичуринского сельского поселения. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей к дисциплинарной ответственности привлечен начальник отдела по вопросам ЖКХ и ЧС (л.д. 20-23).
13.07.2020г. администрацией МО Мичуринское сельское поселение <адрес> на имя и.о. заместителя прокурора <адрес> дан ответ о том, что проводится подготовка документации на получение права собственности на объекты ТЭК и ЖКХ в рамках ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с целью последующей передачи объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в собственность МО <адрес>. Объекты газоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Мичуринского сельского поселения (газопроводы высокого и низкого давления в количестве 4-х об.), в 2019г. по итогам конкурса на право заключения договора аренды переданы в аренду на 5 лет единственному участнику конкурса АО «Газпром газораспределение Краснодар» и не могут быть включены в перечень объектов, подлежащих передаче в концессию (протокол № от 09.07.2020г.). В муниципальной собственности Мичуринского сельского поселения нет объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии. За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей к дисциплинарной ответственности привлечен начальник отдела по вопросам ЖКХ и ЧС (л.д. 8-16).
Постановление администрации Мичуринского сельского поселения <адрес>№ от 01.06.2020г. «Об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2020-2021 годах»,
а также сам перечень (Приложение) размещены на официальном сайте администрации Мичуринского сельского поселения (л.д. 25-28, 64-65).
Представителем ответчика представлен реестр муниципального имущества МО Мичуринское сельское поселение (л.д. 66-72).
Администрацией Мичуринского сельского поселения проводятся мероприятия по признанию объектов ТЭК и ЖКХ бесхозяйным имуществом для дальнейшей регистрации на него права собственности муниципального образования (уведомления о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, выписки из ЕГРН - л.д. 73-94).
Согласно Протоколу № от 09.07.2019г. заседания комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества казны МО Мичуринское сельское поселение – объектов газоснабжения – объекты газоснабжения, в отношении которых могут быть заключены соглашения о передаче их в концессию: газораспределительная система – <адрес>: газопровод высокого давления, ШГРМ и газопровод низкого давления – <адрес>, переданы АО «Газпром газораспределение Краснодар» (л.д. 95-101).
На основании вышеуказанного протокола 22.07.2019г. между администрацией МО Мичуринское сельское поселение <адрес> и АО «Газпром газораспределение Краснодар» заключены Договоры аренды №, 11/, 11/3 на срок до 22.07.2014г.
Решением Совета МО Мичуринское сельское поселение <адрес> от 23.08.2018г. № увеличен уставной капитал муниципального общества с ограниченной ответственностью «Мичуринское ЖКХ» за счет передачи ему муниципального имущества на сумму 466 714 рублей.
31.08.2018г. главой Мичуринского сельского поселения вынесено постановление № об увеличении уставного капитала и внесении изменений в реестр муниципального имущества МО Мичуринское сельское поселение.
В тот же день МООО «Мичуринское ЖКХ» приняло в уставной капитал следующее имущество: котельная № (нежилое здание), тепловая трасса и земельный участок, на котором они расположены по <адрес>, о чем составлен акт приема-передачи.
Договоры аренды, решение Совета, постановление главы администрации в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны. Оценка договоров аренды объектов газоснабжения, находящихся в муниципальной собственности администрации Мичуринского сельского поселения на предмет её недействительности (ничтожности), нарушающей антимонопольное законодательство РФ, не входит в полномочия суда общей юрисдикции.
В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления…
Прокурором заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации МО Мичуринское сельское поселение в виде непринятия мер по формированию и учреждению перечня объектов, а также размещению его на сайте.
При этом в судебном заседании установлено, что административный иск поступил в суд 03.11.2020г., а перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2020-2021г.г. утвержден Постановлением главы Мичуринского сельского поселения № от 01.06.2020г., данное постановление с приложением перечня объектов размещено на официальном сайте муниципального образования (л.д. 25-28). Указанные документы были приложены административным истцом к поданному иску.
Из буквального смысла ч.3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что органы местного самоуправления обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Перечень объектов носит информационный характер, и отсутствие в нем какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими по собственной инициативе.
Высказанные в судебном заседании представителем истца доводы о том, что не все объекты теплоснабжения, водоотведения, газоснабжения, расположенные на территории Мичуринского сельского поселения включены в утвержденный перечень, не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку никакой нормой действующего законодательства не предусмотрена оценка утвержденного органом местного самоуправления перечня объектов на предмет его полноты и достаточности.
Кроме того, Федеральным законом от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлена обязанность органов местного самоуправления каждый год до 1 февраля текущего календарного года утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Принятие судом решения о возложении на администрацию Мичуринского сельского поселения указанной обязанности не приведет к восстановлению нарушенного права, поскольку до ДД.ММ.ГГГГг. должен быть утвержден новый перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
Не может быть принята судом ссылка административного иска на непринятие административным ответчиком мер по проведению торгов в нарушение требований ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» ввиду отсутствия такой статьи в настоящем Законе.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, следствием чего ограничивается доступ в отношении имущества другим хозяйствующим субъектам для осуществления предпринимательской деятельности.
Сведений о наличии заявок от каких-либо хозяйствующих субъектов, желающих заключить концессионное соглашение, материалы дела не содержат, как и доказательств об уклонении административного ответчика от проведения торгов.
Исходя из содержания положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, в данном случае неопределенного круга лиц.
Поскольку совокупность указанных условий в ходе судебного разбирательства установлена не была, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска прокурора <адрес> к администрации муниципального образования Мичуринское сельское поселение в составе муниципального образования <адрес> об устранении нарушений законодательства о концессионных соглашениях - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.П. Николаева