ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3405/20 от 29.09.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3405/20

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 сентября 2020 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Бисюрко Ю.А., при секретаре судебного заседания Зилёвой Е.В., при участии представителя административного ответчика по доверенности Гулевич В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования и науки Хабаровского края о признании решения незаконным,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд к министерству образования и науки Хабаровского края о признании решения незаконным.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец обратился к административному ответчику о взаимодействии в проведении благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик отказался от взаимодействия с добровольческим молодежным движением по основаниям не соответствующим профильному законодательству. Органом исполнительной власти в лице административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев г.Москвы. Патриотическое, благотворительное, просветительское, инклюзивное мероприятие «Военный Заём 1942-1945» проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета Российской Федерации в интерактивной форме, безвозмездно, без физического присутствия представителей административного истца на территории региона (принципы трансграничности и санитарные требования не нарушаются) в рамках властно-административных отношений. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне (п.З ст. 11 федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"). Решение Государственного совета в части исполнения пункта 25 принято с участием высшего должностного лица административного ответчика и подлежит исполнению ответственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Благотворители г. Москвы (участники движения) могут направлять пожертвования для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, вести работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков без физического присутствия в регионе благотворителей. Благополучатели - граждане Российской Федерации, лишившиеся родителей или оставшиеся без их попечения, а также нуждающиеся в помощи и защите государства имеют право на получение благотворительной помощи, в том числе участвовать в интерактивной форме в инклюзивном просветительском мероприятии «Военный Заём 1942-1945». Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Благотворительная и добровольческая деятельность к образовательной деятельности не относятся.

Административный истец просит суд признать решение административного ответчика в отказе в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заём 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, в том числе для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков - незаконным.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь положениями ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика Гулевич В.М. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что 09 марта 2020 года административным истцом в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено обращение «Военный заём 1942-1945» по вопросу обеспечения участия не менее 100 обучающихся общеобразовательных организаций Хабаровского края в интерактивном мероприятии, организованном истцом. По существу обращения 27 марта 2020 года министерством образования дан ответ , в котором указывается на отсутствие у министерства образования обязанности по взаимодействию непосредственно с истцом, кроме того, указывается на заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав со стороны истца. Ответ подготовлен в установленные Законом № 59-ФЗ срок, по результатам объективного и всестороннего рассмотрения обращения, подписан уполномоченным лицом. Считает, что должностными лицами министерства образования не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 г. № Пр-38ГС) и иные правовые документы, на который ссылается административный истец, не порождает у административного ответчика обязанности по взаимодействию с истцом по поставленным им вопросам. В силу статьи 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отказ во взаимодействии непосредственно с административным истцом не свидетельствует о незаконных действиях (бездействиях) административного ответчика. Административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо его прав и интересов либо прав и интересов иных лиц. Ранее Урфинграм обращалось в суд к министерству образования и науки Хабаровского края с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по исполнению поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета. По данному спору 10 июня 2020 г. судом вынесено решение, которым в удовлетворении административного иска общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано. Полагает, что спор по данному делу заявлен о том же предмете, по тем же основания и между теми же сторонами.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ требования о признании действия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Из материалов дела следует, что 09.03.2020 административным истцом в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено обращение «Военный заем 1942-1945», по вопросу обеспечения участия не менее 100 обучающихся общеобразовательных организаций Хабаровского края в интерактивном мероприятии.

По существу обращения 27.03.2020 министерством образования дан ответ , в котором указывается на отсутствие у министерства образования обязанности по взаимодействию непосредственно с истцом, кроме того, указывается на заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав со стороны истца. Ответ подготовлен в установленные Законом № 59-ФЗ срок, по результатам объективного и всестороннего рассмотрения обращения, подписан уполномоченным лицом.

Суд приходит к выводу, что должностными лицами Министерства образования и науки Хабаровского края не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействий, нарушающих права административного истца.

Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 N Пр-38ГС, на который ссылается административный истец, не порождает у административного ответчика обязанности по взаимодействию с истцом по поставленным им вопросам.

Кроме того, в силу ст.17 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Отказ во взаимодействии непосредственно с административным истцом не свидетельствует о бездействии административного ответчика.

Кроме того, административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо его прав и интересов либо прав и интересов иных лиц.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отсутствуют.

Доводы представителя административного ответчика о наличии оснований для прекращения производства по данному делу ввиду рассмотренного судом ранее спора о том же предмете, по тем же основания и между теми же сторонами, судом отклоняются, поскольку согласно решению Центрального районного суда г.Хабаровска от 10.06.2020 по делу №2а-2434/2020 в данном деле административный истец оспаривал законность решения этого же административного ответчика от 04.02.2020, принятого по результатам рассмотрения предыдущего обращения истца от 18.01.2020, тогда как в настоящем деле административный истец оспаривает законность решения административного ответчика от 27.03.2020, принятого по результатам рассмотрения обращения истца от 09.03.2020.

Вместе с тем, по указанным выше основаниям суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к министерству образования и науки Хабаровского края о признании решения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 09.10.2020.

Судья Ю.А. Бисюрко