ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3409/19 от 04.03.2019 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-3409/2019

Решение

Именем Российской Федерации

г. Краснодар «04» марта 2019 года

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.

В обосновании заявления указано, что в Отделе судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО5 находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с ФИО7 в пользу ФИО4 в сумме 88 630,93 рублей, согласно судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 44 Прикубанского округа г. Краснодара. Постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя СПИ ФИО5 направлено не было. ДД.ММ.ГГГГ судьей судебного участка 44 Прикубанского округа г. Краснодара было вынесено определение о замене взыскателя по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 на ФИО1 В своем заявлении о возбуждении от ДД.ММ.ГГГГ взыскатель просил незамедлительное проведение ряда исполнительных действий направленных на розыск должника и его имущества, с целью скорейшего исполнения судебного акта, а также просил информировать его о ходе исполнительного производства. Однако, запрашиваемая информация о ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО5 не была предоставлена. ДД.ММ.ГГГГ взыскателем было повторно направлено заявление о предоставлении информации, которое получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Однако, запрашиваемая информация о ходе исполнительного производства должностными лицами ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара не была предоставлена. Должностными лицами отдела судебных приставов допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении взыскателю в установленный срок копии постановления о возбуждении исполнительного производства, что повлекло нарушение его прав и законных интересов - ненаправление копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю нарушает право последнего на своевременное получение информации о ходе исполнительного производства, а также препятствует реализации взыскателем своих прав в рамках исполнительного производства, что приводит к лишению возможности осуществлять контроль за деятельностью государственного органа и своевременно реагировать на решения судебного пристава-исполнителя. Жалобы поданные в порядке подчиненности не рассмотрены до настоящего времени. Просит суд признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного-пристава ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО6, выразившееся в не предоставлении заявителю установленные законом сроки письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов о ходе исполнительных действий в период с 03.12.2019 года по 20.02.2019 года; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО5, выразившееся в не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя в период с 06.10.2017 года по 20.02.2019 года, не рассмотрении требований, указанных в заявлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, непринятии всех необходимых мер по исполнению требований исполнительного листа в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в период с 05.10.2017 года по 20.02.2019 года; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав взыскателя.

Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Административный ответчик представитель Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.

Третьи лица – ФИО7, Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовали, о дне, времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом. С учетом изложенного, суд полагает правильным рассмотреть указанное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела, изучив исполнительное производство, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в Отделе судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю на исполнении у судебного пристава-исполнителя ФИО5 находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности с ФИО7 в пользу ФИО4 в сумме 88 630,93 рублей, согласно судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № 44 Прикубанского округа г. Краснодара.

В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления направляется сторонам исполнительного производства.

Однако, постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя СПИ ФИО5 направлено не было.

ДД.ММ.ГГГГ судьей судебного участка 44 Прикубанского округа г. Краснодара было вынесено определение о замене взыскателя по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 на ФИО1

В своем заявлении о возбуждении от ДД.ММ.ГГГГ взыскатель просил незамедлительное проведение следующих исполнительных действий: отобрать у должника объяснение о причинах неисполнения решения суда с уточнением адресов его места жительства, места пребывания и местонахождения его имущества (ведения предпринимательской деятельности); наложить арест на все имущество должника по его месту жительства, месту пребывания и местонахождению его имущества; направить запросы в регистрирующие органы, в том числе запрос в Инспекцию ФНС об истребовании информации о том, является ли должник на данный момент индивидуальным предпринимателем, о наличии расчетных счетов в банках, об имуществе, числящимся за должником (недвижимость, транспортные средства и т.д.), является ли должник учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (размер доли, наименование и адрес юридического лица) и т.д.; если должник является индивидуальным предпринимателем - наложить арест на имущество должника по месту жительства, месту ведения им предпринимательской деятельности и на кассу должника; если должник является индивидуальным предпринимателем - обязать должника предоставить письменную информации о финансово-хозяйственной деятельности с приложением подтверждающей документации о наличии: ценных бумаг; денежных средств на счетах и депозитах; валютных ценностей; дебиторской задолженности (по всем платежам независимо от сроков); предметов дизайна офиса и иного имущества; запасов, в т.ч. сырье и материалах, а также затратах в незавершенном производстве; основных средств: в т.ч. земельных участков и объектов природопользования, зданий, сооружений, машин, оборудования и других основных средств; направить запрос в Филиал ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю с целью получения сведений о правах должника на объекты недвижимого имущества; направить запрос в Управление Росреестра Краснодарского края с целью получения сведений о зарегистрированном за должником недвижимом имуществе, а также о переходе прав на объекты недвижимого имущества должника за период с даты возбуждения исполнительного производства по дату отправления ответа на запрос; если за должником зарегистрировано недвижимое имущество вынести постановление о запрете регистрационных действий в отношении выявленного недвижимого имущества; направить запрос в ГИБДД Краснодарскому краю о наличии зарегистрированных за должником автомобилей; при получении информации, что за должником значатся зарегистрированные автомобили и до настоящего времени местонахождение данных автомобилей не установлено, направить запрос в ГИБДД Краснодарского края о наличии информации в базе данных «нарушитель» за период с даты возбуждения исполнительного производства и по настоящее время по зарегистрированным за должником автомобилям - где и когда было совершено правонарушение, кто управлял а/м, данные на водителя а/м и т.д.; если за должником значатся зарегистрированные автомобили, объявить зарегистрированные за должником автомобили в розыск; в целях установления мест получения дохода должником направить соответствующие запросы в ФОМС Краснодарского края и ОПФР Краснодарского края на предмет установления юридических лиц (предпринимателей), которые производят отчисление соответствующих платежей за должника в бюджеты фондов; если должник работает - обратить взыскание с процентом удержания не ниже 50%; направить запрос в ОПФР Краснодарского края о предоставлении информации, является ли должник получателем пенсии; если должник является получателем пенсии — обратить взыскание на пенсию должника с процентом удержания не ниже 50 %; при выявлении места работы должника запросить у руководителя организации должника информацию о наличии и размере заработной платы должника; если должник является учредителем (участником) каких-либо юридических лиц, вынести постановление о запрете внесения изменений в учредительные документы общества (ЕГРЮЛ), в котором должник имеет долю в уставном капитале (акции); направить во все кредитные учреждения (банки) Краснодарского края постановления о розыске расчетных счетов, принадлежащих должнику, а при выявлении расчетных счетов, принадлежащих должнику – обратить взыскание на денежные средства; вынести постановление о запрете выезда должника за пределы РФ; направить запрос в ГУВД Краснодарского края о наличии зарегистрированного за должником огнестрельного (охотничьего, газового, травматического, нарезного, холодного) оружия, при получении информации о наличии регистрации за Должником оружия - наложить арест на данное оружие с последующим его изъятием и передачей на реализацию; истребовать информацию (направить запросы) о возможной регистрации (расторжении) брака должника с кем-либо, а так же истребовать информацию (направить запросы) о регистрации за супругом(ой) должника имущества (бывшим(ей) супругом(ой) — при расторжении брака сроком не более 3 лет), из которого можно выделить супружескую долю должника, на которую в последствии обратить взыскание по решению суда; при его выявлении направить в соответствующие органы постановления о запрете его отчуждения и наложить арест на имущество супруга(и) (бывшего(ей) супруга(и)) должника в целях исполнения судебного акта; направить запросы в регистрирующие органы, в том числе запросы в ИФНС об истребовании информации о наличии расчетных счетов в банках, об имуществе, числящимся за супругом(ой) должника (недвижимость, транспортные средства и т.д.), является ли супруг(а) должника учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (размер доли, наименование и адрес юридического лица) и т.д., а при получении информации о том, что супруг(а) должника является учредителем (участником) каких-либо юридических лиц, вынести постановление о запрете внесения изменений в учредительные документы общества (ЕГРЮЛ), в котором супруг(а) Должника имеет долю в уставном капитале (акции), из которой можно выделить супружескую долю должника, на которую в последствии обратить взыскание по решению суда; направить запросы во все нотариальные конторы Краснодарского края о предоставлении информации: о наличии заявления должника о вступлении в наследство; о приобретении должником наследственных прав; о наличии нотариально заверенных договоров займа, где должник выступает в качестве займодавца; о заключении должником договоров по найму, аренде движимого и недвижимого имущества; направить запросы во все страховые компании Краснодарского края с целью выявления наличия обязательств страховых компаний по страховым выплатам в адрес должника; направить запросы всем операторам авиационных, железнодорожных и морских перевозчиков по установлению перемещений должника (за период с даты возбуждения исполнительного производства по настоящее время) по территории Российской Федерации и затраченных им денежных средств на приобретение проездных билетов; направить запросы всем операторам авиационных, железнодорожных и морских перевозчиков с целью выявления имущества, принадлежащего должнику; провести иные необходимые действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа; через 30 дней с момента получения данного заявления, предоставить информацию о ходе исполнительного производства, о действиях, произведенных судебным приставом-исполнителем в ходе исполнительного производства, с момента возбуждения исполнительного производства по дату отправки ответа; в подтверждение предоставленной информации с ответом на данное заявление предоставить (с четкой видимостью даты, №.исх. и №.вх.) копии всех процессуальных документов, находящихся в материалах исполнительного производства, пронумерованных на каждой странице, подтверждающих проведение судебным приставом-исполнителем соответствующих исполнительных действий с даты возбуждения исполнительного производства по дату отправления документов.

Однако, запрашиваемая информация о ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем ФИО5 не была предоставлена.

ДД.ММ.ГГГГ взыскателем было повторно направлено заявление о предоставлении информации в рамках Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Исходя из отчета об отслеживании отправлений, письмо получено ДД.ММ.ГГГГ. Однако, запрашиваемая информация о ходе исполнительного производства должностными лицами ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара не была предоставлена.

Взыскателем было направлено заявление с известным адресом фактического проживания должника, а именно: <адрес> в котором взыскатель просил провести соответствующие меры в рамках исполнительного производства. Исходя из отчета об отслеживании отправлений, письмо получено ДД.ММ.ГГГГ.

Должностными лицами отдела судебных приставов допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении взыскателю в установленный срок копии постановления о возбуждении исполнительного производства, что повлекло нарушение его прав и законных интересов - ненаправление копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю нарушает право последнего на своевременное получение информации о ходе исполнительного производства, а также препятствует реализации взыскателем своих прав в рамках исполнительного производства, что приводит к лишению возможности осуществлять контроль за деятельностью государственного органа и своевременно реагировать на решения судебного пристава-исполнителя.

ДД.ММ.ГГГГ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства должна была быть направлена взыскателю (не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления (ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство) - в силу пункта 17 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

До настоящего времени копия постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателем не получена (период оспариваемого бездействия с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом, что срок доставки почтового отправления по г. Краснодар составляет 3 дня) по ДД.ММ.ГГГГ).

Однако, вышеуказанные исполнительные действия судебным приставом-исполнителем Прикубанского ОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 до настоящего времени совершены не были. Никакой информации о ходе исполнительного производства, а также о действиях, произведенных судебным приставом-исполнителем в ходе исполнительного производства предоставлено не было (период оспариваемого бездействия с 05.10.2017 года по 20.02.2019 года).

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для Должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по заявлению Взыскателя о наложении ареста на имущество Должника судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении указанного заявления или об отказе в его удовлетворении не позднее дня следующего за днем подачи такого заявления.

В нарушение ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель ФИО5 не принял соответствующих мер по наложению ареста на имущество должника.

Из содержания ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что содержащиеся в исполнительном документе требований должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Однако установленные законом сроки исполнения содержащихся в исполнительном документе требований судебным приставом-исполнителем ФИО5 соблюдены не были.

Несмотря на то, что установленный законом двухмесячный срок не является пресекательным, он гарантирует принятие судебным приставом-исполнителем, а также руководителем отдела судебных приставов, в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа, всех установленных законом мер для его исполнения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

П. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

На основании ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что бездействие может быть признано незаконным в том случае, если у пристава имелась возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, он не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливается, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к должнику применяются следующие меры принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

В соответствии с положениями ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 ООО рублей.

Таким образом, судебным приставом-исполнителем Прикубанского ОСП УФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 в период с 06.10.2017 года по 20.02.2019 года совершено бездействие, выразившееся в неисполнении в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" обязанности по направлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства Взыскателю, в нарушение ст. 64, 67 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не установлено место работы должника, не проверено его имущественное положение по месту жительства, не вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, в нарушение ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не приняты меры принудительного исполнения для исполнения решения суда.

Ввиду того, что СГШ ФИО5 в установленный законом срок не была предоставлена информация о ходе исполнительного производства, и в связи с невозможностью личного присутствия Взыскателя для ознакомления с материалами исполнительного производства в порядке ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» представителем Взыскателя на имя начальника ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю 30.11.2018 г. было направлено заявление о предоставлении информации в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В данном заявлении представитель Взыскателя просил предоставить информацию о ходе исполнительного производства, о действиях, произведенных судебным приставом-исполнителем в ходе исполнительного производства, с момента возбуждения исполнительного производства по дату отправки ответа. В подтверждение предоставленной информации представитель взыскателя просил с ответом на данное заявление предоставить (с четкой видимостью даты, №. исх. и №. вх.) копии всех процессуальных документов, находящихся в материалах исполнительного производства, пронумерованных на каждой странице, подтверждающих проведение судебным приставом-исполнителем соответствующих исполнительных действий с даты возбуждения исполнительного производства по дату отправления документов. Исходя из отчета об отслеживании отправлений письмо получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени взыскателем не получен ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ о всех предпринятых и проведённых судебным приставом-исполнителем мерах принудительного исполнения, а именно не предоставлены копии всех процессуальных документов, находящиеся в материалах исполнительного производства, пронумерованных на каждой странице, подтверждающих проведение судебным приставом-исполнителем соответствующих исполнительных действий с даты возбуждении исполнительного производства по дату отправления документов. Также не предоставлены электронные документы из базы данных (запросы и ответы на запросы) в распечатанном и заверенном надлежащим образом виде.

ДД.ММ.ГГГГ взыскателем на имя начальника ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю была направлена жалоба на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара ФИО5

Ответ, на данное обращение до настоящего времени в адрес взыскателя не поступал. Исходя из отчета об отслеживании почтовых отправлений, данная жалоба была получена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 126 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Ненаправление начальником отдела - старшим судебным приставом ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО6 письменного ответа на письменные обращения заявителя и непредоставление информации о ходе исполнительного производства, копий документов исполнительного производства взыскателю нарушает право заявителя получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также нарушает право последнего на своевременное получение информации о ходе исполнительного производства, а также препятствует реализации взыскателем своих прав в рамках исполнительного производства, что приводит к лишению возможности осуществлять контроль за деятельностью государственного органа и своевременно реагировать на постановления судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лиц дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный указанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.

В соответствии с п. 14.1. Раздела XIV Приказа ФССП России от 29.05.2012 года № 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов» порядок работы с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами граждан и организаций (далее - обращения граждан) в ФССП России регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Ст. 33 Конституции РФ закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержит норм, устанавливающих сроки рассмотрения заявлений, поэтому для данных правоотношений подлежит применению Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней.

Таким образом, заявитель вправе рассчитывать на своевременное рассмотрение своего обращения и получения от должностного лица ответа.

Обязанность по организации работы в подразделении федеральным законом и должностным регламентом возложена на старшего пристава. Старший пристав в силу своих должностных обязанностей обязан планировать, организовывать и контролировать работу возглавляемого им отдела, организовывать проведение проверок работы судебных приставов, исполнение ими служебных обязанностей (ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»),

По должностному регламенту, начальник отдела старший пристав обязан планировать, организовывать и контролировать работу возглавляемого им отдела по установленным направлениям деятельности и обеспечивать своевременное рассмотрение обращение граждан и юридических лиц.

Поскольку старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов, организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения, то соответственно несет предусмотренную законодательством ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.

Также 15.01.2019 г. Взыскателем была направлена жалоба по фактам нарушений Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностными лицами ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю в Прокуратуру Прикубанского округа г. Краснодара.

15.01.2019 года взыскателем была направлена жалоба по фактам нарушений Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностными лицами ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.

До настоящего времени ответ на данные жалобы не получен.

Таким образом, начальником отдела - старшим судебным приставом в период с 03.12.2019 г. по 20.02.2019 г., совершено бездействие, выразившееся в неисполнении требований закона по предоставлению заявителю своевременного письменного ответа по существу поставленных в письменном обращении заявителя вопросов, предусмотренных ст. 10, 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что повлекло нарушение прав и интересов заявителя.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав организует работу подразделения службы судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.

Суд полагает, что бездействие должностных лиц службы судебных приставов, связанное с невыполнением действий, направленных на исполнение требований исполнительного - документа, имеет длящийся характер, а неправомерный отказ от предоставления материалов исполнительного производства, непринятие комплекса мер, направленных на своевременное и в полном объеме исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, создает препятствие к исполнению и по настоящее время.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании вышеизложенного,

и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного-пристава ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО6, выразившееся в не предоставлении заявителю установленные законом сроки письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов о ходе исполнительных действий в период с 03.12.2019 года по 20.02.2019 года.

Обязать начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Прикубанскому кругу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО6 в течение 3-х дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем совершения всех необходимых исполнительных действий, перечисленных в заявлении о возбуждении исполнительного производства и направленных на исполнение решения Прикубанского районного суда Краснодарского края, дать письменный ответ на письменное обращение заявителя.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО5, выразившееся в не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя в период с 06.10.2017 года по 20.02.2019 года, не рассмотрении требований, указанных в заявлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, непринятии всех необходимых мер по исполнению требований исполнительного листа в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в период с 05.10.2017 года по 20.02.2019 года.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП России по Краснодарскому краю ФИО5 в течение 3-х дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем совершения всех необходимых исполнительных действий, перечисленных в заявлении о возбуждении исполнительного производства и направленных на исполнение решения Прикубанского районного суда Краснодарского края, дать письменный ответ на письменное обращение ФИО1

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –