Дело №2а-3409/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,
при секретаре Низамовой А.М.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков - Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании частично недействительным постановления ИКМО г.Казани №4363 от 15.12.2015г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул.Азинская 3-я, 2», понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани (далее по тексту – ИК МО г.Казани) признании частично недействительным постановления ИКМО г.Казани №4363 от 15.12.2015г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул.Азинская 3-я, 2», понуждении устранить допущенные нарушения. В обосновании заявления указано, что согласно решению Вахитовского районного суда города Казани от 10.12.2015г., суд обязал ИК МО г. Казани и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» устранить нарушение градостроительного законодательства путем подготовки и выдачи административному истцу градостроительного плана земельного участка (далее по тексту - ГПЗУ) с кадастровым номером ... по адресу: .... ИК МО г. Казани своим постановлением от 15.12.2015 № 4363 утвердил ГПЗУ с кадастровым номером .... Указанное постановление ИК МО г.Казани от 15.12.2015г. № 4363 является незаконным в части утверждения пунктов 2,2.1.,2.2.,2.2.1.,2.2.2.,2.2.3., 2.2.5, 3., З.1., 2.2.4., 2.2.5 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности административному истцу. Утверждённый ГПЗУ не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности, ст.ст.3,44 Градостроительного кодекса РФ, т.к. утверждаемая техническая документация не должна противоречить Градостроительному кодексу РФ. ГПЗУ по форме должен соответствовать форме, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 № 207, где при заполнении пунктов ГПЗУ существует поясняющая сноска «2», которая поясняет: «Заполняется на земельные участки, на которые действие градостроительного регламента распространяется», что формально дало основание административному ответчику внести сведения в пункты 2 и 2.1. ГПЗУ.
Следовательно, отсутствие сведений в пунктах 2.2., 2.2.1., 2.2.2.,2.2.3., 2.2.5, 3., 3.1. ГПЗУ незаконно, т.к. противоречит требованиям ст.44 Градостроительного Кодекса РФ о наличии этих сведений в ГПЗУ.
В пункт 2.2.4. ГПЗУ административный ответчик №1 внес некорректную запись, т.к.:
запроектированной дороги, т.к. постановление ИК МО г. Казани об утверждении проекта
планировки № 11080 не действует на земельном участке с кадастровым номером 16:50:05
Верховного Суда Республики Татарстан по делу № 33-12943/2014.
Административный истец получил на руки ГПЗУ, который не соответствует требованиям статей 36 и 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что препятствует административному истцу в реализации законного права на получение разрешения на реконструкцию (строительство) отдельно стоящего 3-этажного индивидуального жилого дома, т.е. реализовать своё право, как собственника:
В пункте 2 содержится ссылка на Правила землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани, утвержденные решением Казанского Совета народных депутатов (далее по тексту - КСНД) от 22.04.2004г. №51-19, о которых административный истец впервые узнала из выданного ГПЗУ.
В абзаце 2 Решения КСНД от 22.04.2004г. №51-19 «О градостроительном Уставе Казани» установлено, что все изменения и дополнения в Градостроительный Устав Казани были обсуждены на публичных слушаниях с населением города. Это не соответствует действительности, т.к. прежний собственник земельного участка с кадастровым номером 16:50:05 01 35: 004, ФИО4, пояснил, что никто никогда не приглашал его на публичные слушания по вопросу изменения градостроительного регламента или обсуждения Правил землепользования и застройки, зонирования, хотя информирование собственников и обеспечение их участия в обсуждении было предусмотрено пунктом 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Республики Татарстан от 22.02.2001г.
Части 3 и 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004г. № 190-ФЗ также предусматривают участие правообладателей в публичных слушаниях, что должно быть отражено в протоколе публичных слушаний.
Согласно Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний в г.Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 8 июня 2006 г. N 7-9 (в ред. Решения Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 29-12): 7.1. Во время проведения публичных слушаний ведется протокол. Все замечания и предложения участников публичных слушаний подаются в секретариат в письменной форме и прилагаются к протоколу публичных слушаний. 7.2. Протокол публичных слушаний подписывается председательствующим и хранится в материалах Казанской городской Думы, Мэра города Казани. 7.3. По результатам публичных слушаний могут приниматься итоговые документы в форме рекомендаций, резолюций. Председательствующий на слушаниях вправе принять решение о необходимости проведения голосования среди участников слушаний по некоторым вопросам, вынесенным на слушания.
Согласно части 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Запросив протокол публичных слушаний, можно без труда установить, что зона Ж-4 установлена для земельного участка с кадастровым номером 16:50:05 01 35: 004 без участия правообладателя и без учета существующей застройки и землепользования, что является нарушением законных прав собственника земельного участка.
В РГУП БТИ РТ хранится технический паспорт на бревенчатый дом, который административный истец купил вместе земельным участком с кадастровым номером 16:50:05 01 35: 004, но разобрал сруб для реставрации нижних венцов.
«Иные показатели: Земельный участок согласно проекту планировки территории по ул.Академика Губкина, утвержденному постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 18.12.2013 № 11080, расположен на территории дороги и инженерно-коммуникационного коридора».
Согласно красным линиям картографической части проекта планировки, действительно планировалось размещение дороги на земельном участке истца, но Верховный Суд Республики Татарстан своим определением от 27.10.2014г. признал недействующим постановление Исполнительного комитета г. Казани об утверждении проекта планировки территории по улице Губкина от 18.12.2013г. № 11080 в части утверждения красных линий со всеми вытекающими последствиями, т.к. судом было установлено, что постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 18.12.2013г. № 11080 нарушены имущественные права административного истца. Определение по делу №33-12943/2014 вступило в законную силу. Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: РТ, ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.07.2015г. серия АА №294391 (прилагается). Объект права представляет собой земельный участок площадью 1115 кв. метров. В свидетельстве о праве собственности, как и в кадастровом паспорте земельного участка, указан разрешенный вид использования - индивидуальный жилой дом. Никакой информации об установлении ограничений и обременении указанные документы не содержат. Административный ответчик ошибочно толкует норму в подпункте б), пункта 1, части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отрыве от красных линий и ошибочно полагает, что линейные объекты могут существовать в отрыве от красных линий, якобы для Казани это обычное дело.
Решение Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 № 51-19 «О градостроительном Уставе Казани» в части установления зоны Ж-4 для земельного участка с кадастровым номером 16:50:05 01 35: 004 по адресу: <...> Азинская, д.2 не соответствует требованиям апелляционного определения Верховного Суда Республики Татарстан от 27.10.2014г., ст.209 ГК РФ, 35 Конституции РФ.
Административный истец просит признать недействующим постановление ИК МО г.Казани от 15.12.2015г. № 4363 в части утверждения пунктов 2,2.1.,2.2.,2.2.1.,2.2.2.,2.2.3., 2.2.5, 3., 3.1., 2.2.4. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:50:05 01 35: 004 по адресу: <...> Азинская, д.2, принадлежащего на праве собственности административному истцу; обязать административного ответчика устранить нарушение градостроительного законодательства путем внесения достоверных сведений в пункты градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 16:50:05 01 35: 004 и выдать административному истцу надлежащий градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:50:05 01 35: 004 по адресу: <...> Азинская, д.2, принадлежащего на праве собственности административному истцу, удовлетворяющий условиям для получения разрешения на строительство (реконструкцию) указанного индивидуального жилого дома.
Судом в качестве административного ответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее по тексту – МКУ «УА и Г ИК МО г.Казани»).
Административный истец в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца в судебном заседании иск уточнил и просил признать недействующим Решение Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 № 51-19 «О градостроительном Уставе Казани» в части установления зоны Ж-4 для земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ...; признать недействующим постановление ИК МО г.Казани от 15.12.2015г. № 4363 в части утверждения пунктов 2,2.1.,2.2.,2.2.1.,2.2.2.,2.2.3., 2.2.5, 3., 3.1., 2.2.4., 2.2.5 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности административному истцу; обязать административного ответчика устранить нарушение градостроительного законодательства путем внесения достоверных сведений в пункты градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... и выдать административному истцу надлежащий градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности административному истцу, удовлетворяющий условиям для получения разрешения на строительство (реконструкцию) указанного индивидуального жилого дома.
В части требований о признании недействующим Решения Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 № 51-19 «О градостроительном Уставе Казани» в части установления зоны Ж-4 для земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: <...> Азинская, д.2, представителю истца было отказано в принятии, поскольку административные исковые заявления об оспаривании нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований не подсудны судам общей юрисдикции.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании административный иск не признал.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: РТ, ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.07.2015г. серия АА №294391. Объект права представляет собой земельный участок площадью 1115 кв. метров. В свидетельстве о праве собственности, как и в кадастровом паспорте земельного участка, указан разрешенный вид использования - индивидуальный жилой дом.
Согласно решению Вахитовского районного суда города Казани от 10.12.2015г., суд обязал ИК МО г. Казани и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» устранить нарушение градостроительного законодательства путем подготовки и выдачи административному истцу градостроительного плана земельного участка (далее по тексту - ГПЗУ) с кадастровым номером ... по адресу: ... ИК МО г. Казани своим постановлением от 15.12.2015 № 4363 утвердил ГПЗУ с кадастровым номером ....
Информация в раздел 2 данного ГПЗУ ("Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства") внесена в соответствии с «Правилами землепользования и застройки» Градостроительного устава г.Казани, утвержденными решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 № 51-19 «О Градостроительном уставе Казани» (в редакциях решений Казанской городской Думы от 24.10.2012г №17-17, от 19.07.2013 №7-24, 25.12.2014 №13-40).
В частности, в ГПЗУ отражено, что земельный участок расположен в зоне Ж-4 -зона многоэтажной жилой застройки в 3 - 10 этажей.
В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В частях 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Порядок подготовки таких планов регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В силу п.п.4 п.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
Требования признать недействующим постановление ИК МО г.Казани от 15.12.2015г. № 4363 в части утверждения пунктов 2,2.1.,2.2.,2.2.1.,2.2.2.,2.2.3., 2.2.5, 3., 3.1., 2.2.4., 2.2.5 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности административному истцу, удовлетворению не подлежат.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 207 (далее Приказ), в соответствии с которой в разделе "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства" предусмотрена графа "иные показатели", при этом согласно формы градостроительного плана, в подп. 2.2.1 - 2.2.4 закреплена возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития.
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, созданием условий для привлечения инвестиций.
Анализируя содержание утвержденного и выданного административному истцу градостроительного плана земельного участка, суд приходит к выводу о том, что он соответствует форме, утвержденной Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011 г. N 207, выдан уполномоченным лицом, в соответствии с территориальным зонированием. Внесение в раздел 2 градостроительного плана земельного участка оспариваемых административным истцом сведений, действующему законодательству не противоречит и не нарушает его прав, поскольку указанные сведения соответствуют Правилам землепользования и застройки решением Казанского Совета народных депутатов от 22.04.2004 № 51-19 «О Градостроительном уставе Казани», а потому требование признать недействующим постановление ИК МО г.Казани от 15.12.2015г. № 4363 в части утверждения пунктов 2,2.1.,2.2.,2.2.1.,2.2.2.,2.2.3., 2.2.5, 3., 3.1., 2.2.4., 2.2.5 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности административному истцу, удовлетворению не подлежит.
При этом суд отмечает, что градостроительный план земельного участка представляет собой документ, содержащий информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, и по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим. Соответственно, данный документ по определению не может нарушать права и охраняемые законом интересы административного истца.
Требование обязать административного ответчика устранить нарушение градостроительного законодательства путем внесения достоверных сведений в пункты градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ... и выдать административному истцу надлежащий градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ... принадлежащего на праве собственности административному истцу, удовлетворяющий условиям для получения разрешения на строительство (реконструкцию) указанного индивидуального жилого дома, поскольку нарушений градостроительного законодательства и внесения недостоверных сведений в оспариваемые пункты ГПЗУ со стороны административного ответчика судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании частично недействительным постановления ИКМО г.Казани №4363 от 15.12.2015г. «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул...», понуждении устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В.Зыбунова