ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-340/18 от 09.08.2018 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

№ 2а-340/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Рыбновский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Соловьевой Е.М.,

при секретаре Мартынович В.В.,

с участием административного истца Семеновой Е.В.,

представителя административного истца - Мокиной О.О.,

представителя административного ответчика - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - Калабуховой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску Семеновой ФИО8 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

установил:

ФИО9 обратилась в суд с административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62: общей площадью кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. <адрес>. Существующих ограничений (обременений) права на земельный участок не зарегистрировано. С целью строительства жилого дома был подготовлен эскизный план жилого дома. Начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район был подготовлен градостроительный план земельного участка. 18.04.2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома общей площадью кв.м., 2-этажа на указанном земельном участке. Вместе с заявлением был предоставлен комплект документов, предусмотренный п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Письмом №1396 от 28.04.2018г. администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области отказала в выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке, мотивируя тем, что земельный участок с кадастровым номером 62:13: входит в границы зон с особыми условиями использования территории: приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431 достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждена его территория. Письмом Минкультуры РФ от 22.02.2017г. №2710-01.1-55-ВА было рекомендовало органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского районов и города Рязани Рязанской области приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством РФ. Кроме того, основанием для отказа послужил ответ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, данный на основании запроса администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с ограничениями земельным и иным законодательством РФ. Согласно ответу от 27.04.2018 года №ДЗ/33-1180 на данном земельном участке допустимо новое строительство согласно Постановлению Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина» с ограничением этажности не более 2-х этажей и согласно постановлению Правительства Рязанской области от 30.12.2013 года №479 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Богословского монастыря XVII-XIX вв» Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», площадь застройки не более 10х10 кв.м. и т.д., но при наличии письма Министерства культуры РФ не могут согласовать строительство. Считает действия администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в отказе выдаче разрешения на строительство незаконным, нарушающим ее права собственника на использование земельного участка с разрешенным видом его использования. Отказ в выдаче разрешения на строительство не содержит ссылок на нарушения норм градостроительного законодательства. Принадлежащий ей земельный участок, имеет категорию земли: земли населенных пунктов и вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. При оформлении данного земельного участка не зарегистрировано никаких ограничений и обременений. В связи с чем, ее намерение осуществить строительство на земельном участке с кадастровым номером 62:13: нового жилого дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка. В связи с тем, что на территории достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» не установлены градостроительные регламенты и режимы использования, то применятся должны Правила землепользования и застройки муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденные решением Думы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 08.02.2018 года №660, согласно которым, земельный участок с кадастровым номером 62:13 расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами зона (Ж). Ссылка административного ответчика и Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на применение письма Министерства культуры РФ не является правомерной и правоприменительной, так как письмо не является нормативным правовым актом, не может повлечь правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Просит суд признать незаконным отказ №1396 от 28.04.2018 администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в выдаче разрешения на строительство жилого дома, общей площадью 160 кв.м., 2-этажа, по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0810101:614. Обязать администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов Фоминой В.В. путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления о выдаче разрешения на строительство жилого дома общей площадью 160 кв.м., 2-этажа по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово, на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0810101:614 и приложенных к нему документов.

Административный истец ФИО12., представитель административного истца Мокина О.О., действующая на основании доверенности 62 АБ 1060986 от 27.02.2018 года, в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просят его удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области Калабухова А.С., действующая на основании доверенности №2503 от 06.08.2018 года, требования административного истца об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным не признала, указав, что при рассмотрении представленных Семеновой Е.В. документов было установлено, что земельный участок, принадлежащий указанному лицу, входит в границы территории объекта культурного наследия Рязанской области «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина «Есенинская Русь». Администрацией был направлен запрос в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области о допустимости либо недопустимости строительства жилого дома на земельном участке, принадлежащем административному истцу. Был получен ответ, в котором инспекция сообщила, что письмом Министерства культуры №2710-01.1-55-ВА от 22.02.2017 года рекомендовало органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского районов и города Рязани приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории Достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и привидении действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Просит суд отказать Семеновой Е.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что принадлежащий Семеновой Е.В. земельный участок общей площадью кв.м. с кадастровым номером 62:13:, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с<адрес> относится к землям историко-культурного значения и расположен в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения: - государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского муниципального района; ансамбля Богословского монастыря XVII-XIX вв», расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово; - достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Согласно утвержденным границам Государственного заповедника С.А. Есенина и его зон охраны, указанный земельный участок расположен в границах регулирования застройки и хозяйственной деятельности. Режим использования земель в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности музея-заповедника предусматривает разработку специальных (традиционных) типов застройки и ограничение этажности (не более 2-х этажей). Правительством Рязанской области 30.12.2013 года принято постановление №479 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Богословского монастыря - XVII-XIX вв», Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово с их описанием согласно приложения №1, картографическое изображение зон охраны (приложение №2), а также режим использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны (приложение №30 к постановлению. Согласно утвержденных границ территории Ансамбля Богословского монастыря - XVII-XIX вв» как земель историко-культурного значения, его зон охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта), указанный земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗР-3). Градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Ансамбля ЗР-3 предусматривает максимальную высоту здания от планировочной отметки земли до конька кровли - 10,0 м, площадь застройки - не более 10х10 кв.м. В отделке фасадов применять натуральные материалы (кирпич, дерево), оштукатуренные поверхности красить в светлые пастельные тона. Форма кровель вальмовая или двускатная с углом наклона не более 40 градусов, недопустимы кровли с переломом ската. Цветовая гамма покрытия кровель должна быть темно-серых, темно-коричневых оттенков (запрещены яркие открытые цвета). Запрещено возведение любых доминирующих по высоте объектов: вышек телекоммуникаций, мачт освещения, высоковольтных линий электропередач, высоких дымовых труб. Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ включен объект культурного наследия федерального значения (достопримечательное место) «Есенинская Русь-место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина» и утверждены его границы. Сведения о границах территории указанного объекта культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости. Режим использования земель и градостроительные регламенты в границах достопримечательного места до настоящего времени не утверждены. Согласно п.22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается. В соответствии с п.24 вышеуказанного Положения в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия. В соответствии с требованиями п.2 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст.30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст.5.1 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п.2 ст.45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия. Полагает, что администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области правомерно отказала в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия согласования с региональным органом охраны (государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области) обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения строительных работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия.

В силу ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя не явившегося представителя заинтересованного лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области.

Суд, выслушав объяснения административного истца ФИО13 представителя административного истца Мокиной О.О., представителя административного ответчика Калабуховой А.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что Семенова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:13:, общей площадью кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН, выданной 08.12.2017 года Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из положений п.п.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Как следует из материалов дела, а именно: выкопировки из сводной карты градостроительного зонирования территории муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области с обозначением земельного участка с кадастровым номером 62:13, расположенного по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. <адрес>, письма отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области №65 от 17.01.2018 года, вышеуказанный земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки Пощуповского сельского поселения Рыбновского муниципального района Рязанской области, относится к жилой зоне застройки индивидуальными жилыми домами (территориальная зона Ж).

В соответствии с ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Выдача разрешения на строительство регламентирована ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из определения, содержащегося в части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с пунктом 4 той же статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен частями 7 (для объектов капитального строительства) и 9 (для объектов индивидуального жилищного строительства) статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Установлено, что Семенова Е.В. обратилась в администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 62:13, расположенном по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. , предоставив комплект документов, предусмотренный п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 указанной статьи.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что уполномоченные на выдачу разрешений органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Письмом за исходящим №1396 от 28.04.2018г. администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области отказала ФИО14 Е.В. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 62:13:, расположенном по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово, мотивируя тем, что Министерство культуры Российской Федерации письмом от 22.02.2017г. № рекомендовало органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского районов и города Рязани Рязанской области приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории Достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, администрация не вправе выдать запрашиваемое разрешение на строительство.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

В преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности, в том числе, в охранных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:13: находящийся по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово, принадлежащий административному истцу ФИО16 полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, а именно: в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения: государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского муниципального района, Ансамбля Богословского монастыря - XVII-XIX вв», Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово и достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».

Согласно приложению к постановлению Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года «Об утверждении границ государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», указанный земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

В соответствии с приложениями к Постановлению Правительства Рязанской области №479 от 30.12.2013 года земельный участок административного истца расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗР-3).

Градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Ансамбля ЗР-3 предусматривает максимальную высоту здания от планировочной отметки земли до конька кровли - 10,0 м, площадь застройки - не более 10х10 кв.м. В отделке фасадов применять натуральные материалы (кирпич, дерево), оштукатуренные поверхности красить в светлые пастельные тона. Форма кровель вальмовая или двускатная с углом наклона не более 40 градусов, недопустимы кровли с переломом ската. Цветовая гамма покрытия кровель должна быть темно-серых, темно-коричневых оттенков (запрещены яркие открытые цвета). Запрещено возведение любых доминирующих по высоте объектов: вышек телекоммуникаций, мачт освещения, высоковольтных линий электропередач, высоких дымовых труб.

Кроме того, согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 17.09.2015 года №2431, данный земельный участок находится в границах достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, представленными государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области, ответом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Рязанской области, пояснениями представителя административного ответчика, градостроительным планом земельного участка административного истца № от 22.12.2017 года с приложенными к нему документами.

Пункт 5 вышеуказанного градостроительного плана земельного участка, содержит информацию об ограничениях использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 62: полностью расположен в вышеуказанных границах зон с особыми условиями использования территории.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужил тот факт, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, находится в границах территории Достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия, и поскольку требования к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места не утверждены и действующие зоны охраны не приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, выдача разрешений на строительство приостановлена до их утверждения и приведения в соответствие.

Приказом Минкультуры РФ от 17.09.2015 года №2431 выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории.

Требования к осуществлению деятельности и градостроительные регламенты в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», расположенного в г. Рязани, Рыбновском и Рязанском районах Рязанской области, до настоящего момента Министерством культуры Российской Федерации не утверждены.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты в силу пункта 5 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны устанавливаться с учетом требований охраны объектов культурного наследия.

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 (далее - Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

В силу п.10 данного Положения режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований:

а) ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений;

в) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

г) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

д) сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде;

е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта;

ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.

Как установлено пунктом 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

В силу п.24 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

Письмом Министерства культуры Российской Федерации №2710-01.1-55-ВА от 22.02.2017г. рекомендовано органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского, Рязанского районов и г. Рязани Рязанской области приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством.

Судом установлено, что при рассмотрении обращения Семеновой Е.В. о выдаче разрешения на строительство, административный ответчик руководствовался вышеуказанным письмом Министерства культуры Российской Федерации, в связи с чем, отказал административному истцу в выдаче такого разрешения.

Проанализировав вышеуказанное действующее законодательство, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области на законных основаниях отказала ФИО17 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку бесспорно установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:13: расположен в границах достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», где до настоящего момента не утверждены требования к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам.

Принимая во внимание, что строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 62: по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. <адрес>, возможно только с соблюдением требований действующих градостроительных регламентов в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности музея-заповедника.

При этом суд учитывает, что в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов, на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты, то в случае выдачи разрешения на строительство на данном земельном участке, расположенном в границах территории достопримечательного места до утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством, будет противоречить нормативным актам, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В связи с чем, суд не может признать состоятельным довод представителя административного истца, что отсутствуют ограничения для строительства жилого дома на вышеуказанном земельном участке, установленные законодательством об охране объектов культурного наследия.

Суд не может принять во внимание доводы заинтересованного лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, указанные в письменном отзыве на исковое заявление, о том, что согласно п.2 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» строительные работы проводятся при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ, поскольку осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области от 28.04.2018 года №1396 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 62:13: до утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места, не противоречит законодательству об охране объектов культурного наследия и исследованным материалам административного дела.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Семеновой Е.В. - не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО18 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения №1396 от 28.04.2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство - отказать.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд Рязанской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 13 августа 2018 года.

Судья -