ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-340/2016 от 18.04.2016 Юрьевецкого районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-340/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 апреля 2016 года г. Юрьевец, Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего су­дьи Парикова Н.А.,

с участием представителя прокуратуры Юрьевецкого района Кашина К.Е.,

при секретаре Абрамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрьевец Ивановской области материалы дела по административному исковому заявлению прокурора Юрьевецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании незаконным действия по принятию Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» с несоответствующей действующему федеральному законодательству формулировкой п. 5.1. и возложении обязанности в срок до 01.06. 2016 привести п. 5.1 Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» в соответствие положениям федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Юрьевецкого района Ивановской области обратился в Юрьевецкий районный суд Ивановской области в интересах неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о признании незаконным действия по принятию Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» с несоответствующей действующему федеральному законодательству формулировкой п. 5.1. и возложении обязанности в срок до 01.06. 2016 привести п. 5.1 Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» в соответствие положениям федерального законодательства.

В обоснование своих требований прокурор указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Юрьевецкого района проведена проверка организации предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления Юрьевецкого муниципального района, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области №…. от …. утвержден административный регламент предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения». В нарушение п. 2 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» п. 5.1 вышеуказанного административного регламента не содержит положения, предусматривающего способ подачи жалобы через много-функциональный центр. По мнению прокурора, действия административного ответчика по принятию Административного регламента предоставления унифици-рованной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» с несоответствующей действующему федеральному законодательству формулировкой п. 5.1 являются недопустимыми и могут повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. В связи с изложенным административный истец просит суд:

1. признать незаконными действия администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области по принятию Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» с несоответствующей действующему федеральному законодательству формулировкой п. 5.1.;

2. обязать администрацию Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в срок до 01.06. 2016 привести п. 5.1 Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» в соответствие положениям федерального законодательства.

Представитель административного истца – помощник прокурора Юрьевецкого района Кашин К.Е. исковые требования поддержал в полном объёме, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – представитель администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области своего представителя в суд не направила, будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте рассмотрения дела. От главы Соболевского сельского поселения В.В. Солоухина в суд поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении материалов дела без участия администрации. Согласно данному ходатайству администрация Соболевского сельского поселения с исковыми требованиями согласна.

Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора Кашина К.Е., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положению ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории городского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

Из положений ч.9 ст. 226 КАС РФ следует, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ….. года главой администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района принято постановление №…. «Об утверждении административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» (л.д. 9). Приложением к принятому постановлению является утвержденный регламент.

Данное постановление вместе с приложениями в том числе административным регламентом, опубликовано в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района.

Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Таким образом, Постановление N 23 от 28.05.2015 «Об утверждении административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» принято в пределах компетенции администрации сельского поселения.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ гарантированы права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.

Раздел 5 Административного регламента осуществления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» регулирует порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих.

Пунктом 5.1 Регламента установлено, что жалоба может быть направлена в письменной форме по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта администрации Юрьевецкого муниципального района, Единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята на личном приеме Заявителя.

Однако пунктом 2 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ установлено, что жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункт 5.1 раздела 5 Административного регламента осуществления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения», утвержденного постановлением главы администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области №…. от …., не содержащий положения, предусматривающего способ подачи жалобы через многофункциональный центр, противоречит федеральному законодательству.

Судом установлено, что с ….. года по настоящее время администрацией Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района, не предпринимались какие-либо действия по приведению в соответствие с действующим законодательством п. 5.1 Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения».

Как следует из ч.3 ст. 27 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку в суде нашел подтверждение факт незаконного действия административного ответчика по принятию Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения», и выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд, учитывая требования разумности, объём необходимых работ, направленных на устранение выявленных нарушений, а также, принимая во внимание ценность защищаемого права, считает возможным установить срок исполнения указанного решения – до 01 июня 2016 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Юрьевецкого района Ивановской области удовлетворить.

Действия администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, выразившиеся в принятии Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения», утвержденного постановлением главы администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от …. № …., с несоответствующей действующему федеральному законодательству формулировкой пункта 5.1. раздела 5, признать незаконными.

Обязать администрацию Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в срок до 01 июня 2016 года привести п. 5.1 Административного регламента предоставления унифицированной муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование и в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, на которых расположены здания, сооружения» в соответствие положениям федерального законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Юрьевецкий районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий: