№ 2а-3414/18 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2018 года г. Владивосток Первореченский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе: судьи Струковой О.А., при секретаре Тимошенко Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ООО АТП «Тримас» к УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор, старшему государственному инспектору отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора И.С.А. об оспаривании предписания, у с т а н о в и л: Административный истец обратился в суд с названным иском и просит отменить предписание старшего государственного инспектора Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Ространснадзора И.С.А. от 14.02.2018 г. В обоснование указано, что оспариваемой предписание содержит требования, не соответствующее нормативным актам, и нарушает законные интересы Общества, накладывая необоснованные обязанности. Предписанием Обществу вменяется обязанность устранить нарушение п.п. 12 п.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта – обеспечить аттестацию водителей автобусов, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, в соответствии с приказом ООО АТП «Тримас» от09.01.2017 г. При этом оспариваемое предписание содержит существенную неточность формулировки п.п12 пункта 7 Постановления № 924, нарушение которого предписывает устранить Обществу, из которой удалена основная часть, которая формулирует цель, для которой требуется обеспечивать аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. Фактически подпункт 12 п. 7 обязывает субъекта транспортной инфраструктуры обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства. Аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности у целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы. ФЗ «О транспортной безопасности» устанавливает ограничения для лиц, выполняющих работы, непосредственно связанных с ОТБ. Одним из ограничений является не прохождение в установленном ФЗ-16 подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. При этом Федеральный закон не устанавливает подобных ограничений для лиц, на которые возлагается ответственность за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств. В ч. 2 ст. 10 ФЗ-16 приведен перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Федеральным законом, однозначно установлено, что не все работы по обеспечению транспортной безопасности, которые выполняются в субъекте транспортной инфраструктуры, попадают под категорию работ, «непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности», а только те, которые определены перечнем, утвержденным Правительством РФ. Из вышеприведенного Перечня видно, что Общество может выполнять два вида работ, непосредственно связанных с ОТБ, это – проведение оценки уязвимости транспортных средств и разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. При этом проведение оценки уязвимости и разработка планов транспортных средств под силу только инженерно-техническому персоналу Общества, имеющему определенную квалификацию, навыки, а также специально выделенное и оснащенное оргтехникой рабочее место. Работы по реализации планов обеспечения транспортной безопасности ТС может исполнять только должностное лицо СТИ, исполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и на которое СТИ возложена ответственность за реализацию Планов ОТБ ТС, так как Планы ОТБ ТС – это целый комплекс организационных мероприятий по ОТБ, который должен быть реализован в течение срока, установленного п.п. 7 пункта 7 Требований ОТБ. Таким образом, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, проводимые в СТИ, должны исполняться по мере необходимости, которая находится в прямой зависимости от даты присвоения категории ТС, в отличие от других работ, связанных с постоянным исполнением требований по ОТБ. Согласно п. 7 Постановления № 924 субъект транспортной инфраструктуры обязан в течение месяца со дня утверждения результатов проведенной оценки уязвимости транспортных средств утвердить перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств. Следовательно, субъекту транспортной инфраструктуры предоставлено право самостоятельно установить на какие должности возложить обязанности по выполнению работ, непосредственно связанных с ОТБ ТС, а именно проведение оценки уязвимости транспортных средств, разработку и реализацию планов ОТБ ТС. Общество приказом от 27.11.2017 г. утвердило перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, в который была включена одна должность – инженера по эксплуатации. Должность водителя автобуса не включена в перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств. Следовательно, требование предписания в отношении обеспечения аттестации только водителей автобусов, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, но не работающих на должностях, непосредственно связанных с ОТБ ТС, накладывает на Общество обязанности, прямо не предусмотренные нормативными актами. Также следует учитывать, что аттестация сил ОТБ проводится на коммерческой основе и каждая попытка прохождения аттестации стоит около 10 000 рублей. При этом сама процедура аттестации по своей сложности, объему и тематике вопросов является труднопреодолимой задачей для водителей автобусов. Таким образом, проведение аттестации водителей автобусов без цели из допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с ОТБ ТС, нецелесообразно, так как накладывает на Общество необоснованные финансовые затраты. Оспариваемое предписание по своему содержанию не содержит указания на то, в чем конкретно было выражено нарушение п.п. 12 п. 7 Постановления № 924, которое предписывалось устранить. А также не содержит указаний на действия, которые необходимо Обществу выполнить в целях устранения нарушения. В предписании отсутствуют сведения о лицах, которые в нарушение п.п. 12 п. 7 Постановления № 924 были допущены без прохождения аттестации к работам на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; не указаны должности, непосредственно связанные в обеспечением транспортной безопасности; не указаны работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, которые исполняли неаттестованные лица; не указаны даты, когда неаттестованные лица исполняли работы. Предписанием установлен срок обеспечения аттестации обеспечения транспортной безопасности. Однако Федеральной законодательство и подзаконные нормативные акты не устанавливают конкретные сроки для обеспечения проведения аттестации. Также предписанием возлагается обязанность предоставления документов, подтверждающих устранение нарушения, в два различных адреса одного Управления. Дублирование документов, предоставляемых в один и тот же надзорный орган не предусмотрено. В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал и по основаниям, указанным в административном иске, просит признать незаконным и отменить предписание старшего государственного инспектора Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному Округу Ространснадзора И.С.А. от 14.02.2018 № ТБ-АТ-14/02/2018/31-В. Представитель ответчика возражал против заявленных требований. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ). В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением врио начальника Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15.01.2018 г. № 31-р в отношении ООО АТП «Тримас» в период с 01.02.2018 г. по 14.02.2018 г. была проведена внеплановая документарная проверка по исполнению предписания от 26.09.2017 г. № ТБ-АТ-26/09/2017/570-В. В результате проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении предписания, а именно: в нарушение п.п 12 п. 7 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств, автомобильного и городского наземного электрического транспорта», утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, не обеспечена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности транспортных средств в соответствии ст. 12.1 ФЗ «О транспортной безопасности». Не обеспечена аттестация водителей автобусов, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в соответствии с Приказом директора ООО АТП «Тримас». В отношении Общества старшим государственным инспектором Отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор И.С.А. вынесено предписание № ТБ-АТ-14/02/2018/31-В от 14.02.2018 г., которым Обществу предписывалось в срок до 14.06.2018 г. включительно устранить вышеуказанные нарушения и предоставить подтверждающие документы в адрес отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора по адресу: г. <адрес> и по адресу: г. <адрес>. ООО АТП «Тримас» не согласилось в указанным предписанием и по основаниям указанным выше просит признать его незаконным и отменить. В силу п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Частью 1 ст. 4 данного Закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, согласно ч. 2 указанной статьи, являются, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также их категорирование - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. В силу положений ст. 7 данного Федерального закона, в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. При этом, согласно ст. 8 данного Федерального закона, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частью 1.1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" установлено, что проверка сведений, указанных в части 1 названной статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 12.1 вышеназванного закона, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ) силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 г. N 924, утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Требования). Согласно п. п. 12 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры. Приказом Минтраста России от 03.11.2015 г. № 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных» утвержден перечень документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности. В силу а. 2 ч. 2 ст. 12 ФЗ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального Закона. Из Приложения № 1 к приказу № 91-тб от 16.11.2017 г. следует, что директором ООО АТП «Тримас» утвержден перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечение транспортной безопасности ТС: а именно, инженер по эксплуатации. Сведений об аттестации работка занимающего ставку «инженер по эксплуатации» не представлено. Кроме того, из должностной инструкции водителя автобуса, утвержденной директором ООО АТП «Тримас» 01.11.2017 г. следует, что при осуществлении перевозки пассажиров и багажа водитель автобуса является лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. В соответствии с п. 3.4 должностной инструкции, водитель обязан путем проведения осмотра транспортного средства до выхода на маршрут выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности транспортного средства. В случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно доложить ответственному за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры или директору ООО АТП «Тримас». Тем самым, из указанной должностной инструкции следует, что на водителя автобуса, наряду с лицом, занимающим должность «инженера по эксплуатации», Обществом возложена обязанность за обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, в силу чего сотрудники являющиеся водителя автобуса должны быть аттестованы, в соответствии с вышеизложенными нормами права. В силу изложенного, ООО АТП «Тримас», являющееся субъектом транспортной инфраструктуры, назначив лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, обязано было проводить аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности субъекта транспортной инфраструктуры, в том числе, лиц, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств, о чем предоставлять сведения в уполномоченный орган государственной власти. Оспариваемое предписание соответствует предъявляемым к нему требованиям, содержит указание на конкретное нарушение Обществом п.п. 12 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта», а именно: не аттестация водителей автобуса, само по себе требование предоставить подтверждающие документы об устранении выявленного нарушения в два адреса по месту нахождения надзорного органа, не свидетельствует о незаконности вынесенного предписания. Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности действий надзорного органа в части вынесения предписания № ТБ-АТ-14/02/2018/31-В от 14.02.2018 г. Руководствуясь ст.ст. 218, 219 КАС РФ р е ш и л: Административное исковое заявление ООО АТП «Тримас» к УГАН НОТБ ДФО Ространснадзор, старшему государственному инспектору отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора И.С.А. об оспаривании предписания оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение месяца. Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2018 года. Судья Струкова О.А. |