Дело № 2а-3416(2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2017 года <адрес>
Ачинский городской суд <адрес>,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием административного истцаФИО1,
представителя административных ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес>, и Управления Федеральной налоговой службы Р. по <адрес> – ФИО2, действующей на основании доверенностей, выданных ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 26, 35),
при секретаре Куркиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес>, и Управлению Федеральной налоговой службы Р. по <адрес> о признании незаконными действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес> при исчислении налога на легковой автомобиль, обязывании исчислять транспортный налог на автомобиль как на легковой автомобиль,
У С Т А Н О В И Л :
ИстецФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес>, и Управлению Федеральной налоговой службы Р. по <адрес> о признании незаконными действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес> при исчислении налога на легковой автомобиль, обязывании исчислять транспортный налог на автомобиль как на легковой автомобиль.
Исковые требования истец мотивировал тем, что он является собственником автомобиля №, государственный регистрационный знак № года выпуска, мощность двигателя №с. автомобиль относится к категории «В» и классифицируется как легковой автомобиль (фургон), что подтверждается паспортом транспортного средства. Данный автомобиль М. Р.№ по <адрес> отнесен к грузовым автомобилям, на основании того, что указанное транспортное средство является фургоном. При исчислении транспортного налога в отношении данного транспортного средства применена налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей. Однако, имеются разъяснения ФИО3, что если автомобиль, согласно паспорта транспортного средства относится к категории «В»-легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «автомобили легковые», исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.
Истец считает, что налоговым органом налог исчислен необоснованно, применительно к другому типу автомобиля и не соответствует действующему законодательству, чем нарушены его права.
В апреле 2017 года по данному вопросу он обращался в М. Р.№ по <адрес> с требованием разъяснить на каком основании при исчислении налога на легковой автомобиль применяется ставка, установленная для грузовых автомобилей, и потребовал произвести перерасчет налога. В ответ ему сообщили, что по данным завода-изготовителя ОАО «<данные изъяты>» данный автомобиль предназначен для перевозки грузов и является грузовым автомобилем. После чего он обратился в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>. Однако, в удовлетворении его заявления отказали, сообщили, что в целях уточнения сведений о принадлежащем автомобиле был направлен запрос в Управление ГИБДД ГУ МВД Р. по <адрес>, и согласно полученной информации данный автомобиль относится к типу транспортных средств «грузовые автомобили фургоны».
Между тем, ни в ПТС, ни в карточке учета транспортного средства указания на то, что автомобиль является грузовым – не имеется.
Истец просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по <адрес> при исчислении налога на легковой автомобиль №, государственный регистрационный знак № года выпуска, применительно как к грузовому автомобилю; возложить на Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № по <адрес> исчислять транспортный налог в отношении транспортного средства №, государственный регистрационный знак № года выпуска, как легкового автомобиля (л.д. 3-7).
В судебном заседании истецФИО1 заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес>, и Управления Федеральной налоговой службы Р. по <адрес> – ФИО2, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила и указала в письменном отзыве (л.д. 33-34, 43-45), что считает доводы истца необоснованны и не подлежащими удовлетворению. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ. Так, на основании сведений, представленных Главным Управлением внутренних дел по <адрес>истец является владельцем транспортного средства, числящегося за ним на регистрационном учете- №, государственный регистрационный знак № года выпуска. По данным завода-изготовителя ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль № предназначен для перевозки грузов и является грузовым. Кроме того, на основании ПТС данный автомобиль является фургоном. № определен как грузовой автофургон и отнесен к грузовым автомобилям, поэтому при исчислении транспортного налога в отношении данного транспортного средства применена налоговая ставка, установленная для грузовых автомобилей. Ставки транспортного налога в отношении типа «грузовые автомобили» установлены законом от 13.11.2014г. № о внесении изменений в ст.<адрес> «О транспортном налоге» - автомобили грузовые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 15 руб. налоговая ставка с 01.01.2015г. За 2015 год транспортный налог начислен в общей сумме № руб. Таким образом, инспекцией исчислен транспортный налог по ставкам грузового автомобиля, в соответствии со сведениями ГИБДД правомерно и оснований для перерасчета налога не имеется. Из ст. 362 НК РФ однозначно следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем, при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД. В связи с обращением ФИО1 Управлением 10.05.2017г. направлен запрос в Управление ГИБДД ГУ МВД по <адрес>, с целью уточнения типа транспортного средства. Получен ответ, что автомобиль относится к типу грузовых транспортных средств. В связи с чем, оснований для перерасчета транспортного налога нет, о чем было сообщено ФИО1 Кроме того, автомобили №, выпускавшиеся ранее автозаводом конструктивно предназначались не для перевозки пассажиров, а для перевозки грузов, имеют конструктивную особенность: наличие грузового отсека в виде фургона, предназначенного не для перевозки багажа, как в легковых автомобилях, а именно грузов весом до 600 кг., что позволяет отнести их к грузовым автомобилям. Это также подтверждается информацией ОАО «<данные изъяты>» в которой прямо указано что данный тип транспортного средства относится к грузовым. В связи с чем, в паспорте транспортного средства наименование «легковой фургон» очевидно является ошибочным и не имеет значения для целей налогообложения. Действия налогового органа по исчислению истцу транспортного налога осуществлены в рамках действующего налогового законодательства, предусмотренные законом основания для перерасчета налога отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица МО МВД Р. «<данные изъяты>» - ФИО4, действующая на основании доверенности, выданной 11.01.2016г. на срок по 31.12.2017г., в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена, представила заявление в котором указала, что автомобиль истца относится к типу грузовых транспортных средств. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя (л.д. 66,67).
Представитель заинтересованного лица Главного Управления МВД Р. по <адрес>– ФИО5, действующий на основании доверенности, выданной 06.10.2015г. на срок по 31.12.2017г., в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. В представленном письменном отзыве указал, что считает требования истца не подлежащими удовлетворению. Тип транспортного средства (грузовой или легковой) подпадающего под категорию «В» ставится в зависимость от конструкторских особенностей и назначения автомобиля. Аналогичные положения были предусмотрены Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств. Согласно справочника Министерства автомобильного транспорта РСФСР 1984 года, разработанного Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта НИИАТ, транспортное средство № является грузовым малотоннажным автомобилем фургоном. 07.08.2002г. МРЭО ОГИБДД КВД <адрес> в отношении транспортного средства совершались регистрационные действия. Согласно учетам, ему по прежнему присвоен тип- грузовой фургон, что подтверждается регистрационной карточкой. Однако, при оформлении паспорта транспортного средства № <адрес>, были допущены неточности ввиду особенностей работы программного комплекса, не позволяющего одновременного установления для печати в соответствующих строках паспорта «Тип ТС» «Грузовой фургон» и «Категория ТС» «В». В таком случае программный комплекс менял автоматически категорию ТС с «В» на «С», что влекло бы за собой последствия в виде необходимости наличия у водителя категории, позволяющей управлять автомобилями, разрешенная масса которых превышает 3500 кг. По указанной причине в типе ТС паспорта транспортного средства было установлено «легковой (фургон)» и напечатано. 17.07.2009г. транспортное средство зарегистрировано в Госавтоинспекции за ФИО1, тип которого согласно учетам, по прежнему грузовой фургон. Указанные сведения о транспортном средстве и его собственнике передавались в налоговые органы для решения вопроса о начислении транспортного налога (л.д. 72-75, 92).
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (в ред. Приказов МВД Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 28, от ДД.ММ.ГГГГ N 605, от ДД.ММ.ГГГГ N 259, с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ13-1251) предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 24.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.
Пунктом 24.5 Правил регистрации предусмотрено, что проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции Российской Федерации вне зависимости от места жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица или места регистрации и (или) нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения.
Частью 4 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 361 ч.1,2 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Как установлено ст. <адрес> «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки на транспортные средства соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с.(до 73,55 кВт) включительно- налоговая ставка 5 руб.; автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с.(до 73,55 кВт) включительно- налоговая ставка 15 руб. |
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истецФИО1 является собственником транспортного средства автомобиля № государственный регистрационный знак № года выпуска, мощность двигателя 75 л.с., что подтверждается паспортом транспортного средства (л.д. 20). Также в ПТС отражено в графе Тип ТС, что автомобиль: легковой (фургон). Данное транспортное средство зарегистрировано ГИБДД за ФИО1 с 17.07.2009г., что подтверждается карточкой учета транспортного средства и ПТС (л.д. 20, 106).
Истцу М. Р.№ по <адрес> было направлено налоговое уведомление от 27.06.2016г. о необходимости оплатить налоги в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе транспортный налог как лицу на которое зарегистрирован автомобиль №, государственный регистрационный знак № года выпуска, мощность двигателя 75 л.<адрес> этом, ответчиком М. Р.№ по <адрес> начислен транспортный налог за 2015 год в отношении автомобиля № по ставкам грузового автомобиля (л.д. 29-30).
Не согласившись с расчетом транспортного налога определенным ответчиком, а именно с тем, что налог рассчитан по ставкам грузового автомобиля, истец оплатил налог только частично, и обратился ДД.ММ.ГГГГг. с жалобой в М. Р.№ по <адрес>, а затем в мае 2017 года в Управление Федеральной налоговой службы Р. по <адрес>.
Жалобы истца ответчиками удовлетворены не были. Из ответа Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от 13.06.2017г. следует, что согласно сведениям ГИБДД тип данного транспортного средства «грузовой бортовой», в связи с чем, исчисление транспортного налога производится по ставкам, предусмотренным для грузовых автомобилей. В соответствии с <адрес> «О транспортном налоге» налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. за налоговые периоды по 2014г. была установлена в размере 6 рублей за 1 лошадиную силу. С ДД.ММ.ГГГГ налоговая ставка установлена в размере 15 рублей за 1 лошадиную силу (л.д. 14).
Тем не менее, с целью уточнения сведений в отношении №, государственный регистрационный знак № года выпуска, Управление Федеральной налоговой службы Р. по <адрес> обратилось в ГУ МВД РФ по <адрес>, которым в ответ представлены разъяснения о том, что данное транспортное средство относится к типу «грузовые автомобили фургоны».
Как следует из сообщения ГУ МВД Р. по <адрес>, 09.07.1992г. согласно имеющимся ведомственным автоматизированным учетам Госавтоинспекции МВД Р. транспортное средство №, принадлежащее в настоящее время ФИО1 поставлено на регистрационный учет, тип которого грузовой фургон, регистрационным документом являлся технический паспорт транспортного средства №, оформленный в соответствии с приказом МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГг. № и содержащий сведения о транспортном средстве, предоставляемые заводом-изготовителем, в связи с истечением периода хранения первичные данные завода не сохранены (л.д. 73).
13.01.2017г., в связи с предъявлением сотруднику регистрационного подразделения ГИБДД МО МВД Р. «<данные изъяты>» ПТС № <адрес> с отметкой «легковой (фургон)», последним неправомерно произведена корректировка в учетах, а именно карточке учета транспортного средства, изменен тип ТС с «грузовой фургон» на «легковые прочие» с особой отметкой «фургон». В подтверждение совершенных действий, лицу, предъявившему паспорт транспортного средства, выдана карточка учета транспортного средства Госавтоинспекции. 17.05.2017г. в Управление ГИБДД ГУ МВД Р. по <адрес> поступил запрос Управления федеральной налоговой службы по <адрес> от 10.05.2017г. из содержания которого следовало, что ФИО1 представлен паспорт транспортного средства и карточка учета транспортного средства, согласно которым № тип ТС «легковой фургон». По результатам проведенной РЭО ГИБДД МО МВД Р. «<данные изъяты>» проверки в регистрационную карточку транспортного средства внесены изменения в части типа ТС с «легковые прочие» на «грузовой фургон». 23.05.2017г. УГИБДД выгружена и передана в УФНС измененная карточка учета транспортного средства, содержащая достоверные данные (л.д. 74, 80-84,85).
Данные обстоятельства подтверждаются также Заключением МО МВД Р. «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения проверки внесения информации в информационные учеты зарегистрированных транспортных средств. Из данного заключения следует, что транспортное средство, принадлежащее истцу- автомобиль №, государственный регистрационный знак № года выпуска, является грузовым фургоном, в связи с чем, необходимо внесение корректировки в карточку учета зарегистрированного транспортного средства №, с типа транспортного средства тип 29 «легковые (прочие)» на тип 3 «грузовой фургон» (л.д. 76-77).
Истец в судебном заседании пояснил, что ему сотрудниками ГИБДД было сообщено о внесении в карточку учета данных корректировок. Однако, ни в МО МВД Р. «<данные изъяты>», ни в ГУ МВД Р. по <адрес> с заявлениями по данному поводу он не обращался, действия и решения сотрудников ГИБДД не обжаловал.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что выдававшийся заводом-изготовителем паспорт данного транспортного средства не сохранился и суду представлен не был. В прежних карточках учета, а также на сегодняшний день по регистрационным учетам ГИБДД, тип, принадлежащего истцу транспортного средства - автомобиля №, государственный регистрационный знак № года выпуска, значится как грузовой фургон (л.д. 102-107). Данная информация была сообщена ГИБДД в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес>. В связи с чем, налоговым органом на данное транспортное средство рассчитан налог как на грузовое транспортное средство, в соответствии со сведениями предоставленными ГИБДД, поскольку в соответствии с требованиями ч.1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными доводы ответчиков о том, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, поэтому при исчислении суммы транспортного налога, налоговая ставка налоговым органом должна применяться на основании тех сведений о типе и категории транспортного средства, которые представлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.
На основании ст. 11 ГК РФ, судебной защите подлежит только нарушенное или оспоренное право.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности доказательства по делу, проанализировав нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков являлись законными, и заявленные истцом исковые требования не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес>, и Управлению Федеральной налоговой службы Р. по <адрес> о признании незаконными действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Р.№ по <адрес> при исчислении налога на легковой автомобиль, обязывании исчислять транспортный налог на автомобиль как на легковой автомобиль.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Дорофеева Н.А.