ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-341/20 от 06.08.2020 Саргатского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-341/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

рп Саргатское «06» августа 2020 года

Саргатский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Павловой Л.Р.

при секретаре Костроминой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Саргатское

административное исковое заявление ФИО1 к администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконными решений администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и обязании предоставления земельного участка в первоочередном порядке путем продажи или заключения договора аренды без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконными решений администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и обязании предоставления земельного участка в первоочередном порядке путем продажи или заключения договора аренды без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства,

В обоснование своих доводов указала, что 05.02.2020 года она обратилась через МФЦ Саргатского района в администрацию Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а именно на углу <адрес>, вблизи <адрес> без проведения торгов в связи с наличием в составе семьи ребенка-инвалида. 23.03.2020 года она получила письменный отказ, датированный 03.03.2020 года (№ 02-01-23/168) в предоставлении земельного участка. В отказе указано, что истребуемый земельный участок не образован в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, не отнесен к определенной категории земель, в отношении него не установлен вид разрешенного использования, а также не установлены границы в соответствии с действующим законодательством.

После указанного отказа в предоставлении земельного участка она за счет собственных средств 23.03.2020 года обратилась к кадастровому инженеру для подготовки схемы земельного участка, который ее подготовил. После чего 27.03.2020года она оформила заявление о предварительном согласовании земельного участка в письменном виде с приложением необходимых документов и отправила его заказным письмом с уведомлением в администрацию Саргатского городского поселения.

18.05.2020 года ею был получен письменный отказ в предварительном согласовании схемы земельного участка. Основанием отказа явилось то, что по части территории земельного участка проходят охранные зоны объектов электросетевого хозяйства: 55.24.2.49 - зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) объектов электросетевого хозяйства: ВЛ-10кВ 0,59 км ф.8С р.п.Саргатска-0,59 км; ВЛ-10кВ 13,6 км. С-8 Филиала «МРСК Сибири»-Омскэнерго» на территории Саргатского района Омской области; 55.24.2.113 охранная зона объектов электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ на территории Саргатского района Омской области.

Считает причины отказа в предварительном согласовании схемы земельного участка незаконными и необоснованными, поскольку нахождение части охранной зоны объектов электросетевого хозяйства в границах земельного участка не влечет за собой невозможности его использования для ИЖС. Согласно схеме расположения земельного участка, охранные зоны объектов электросетевого хозяйства - линий электропередач ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ, не входят в границы испрашиваемого земельного участка.

Ссылка администрации Саргатского городского поселения на наличие в непосредственной близости от границ земельного участка проложенной подземной сети газоснабжения, без указания координат местоположения, также несостоятельна.

Отказ администрации Саргатского городского поселения от согласования схемы земельного участка со ссылкой на п.1 ч.8 ст.39.15 ЗК РФ, то есть на несоответствие схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которая не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ, то есть на разработку схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а именно на недопущение образования земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, является незаконным и необоснованным.

Указанные действия администрации Саргатского городского поселения, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов в порядке ст.39.14 и 39.18 Земельного Кодекса РФ и в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно прилагаемой схемы нарушают ее права и интересы как семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства, установленное в соответствии со статьей 17 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала в том же объеме и по тем же основаниям, пояснив, что исходя из действующего законодательства, предоставление земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, должно быть без проведения процедуры торгов. На иждивении у нее и супруга имеется несовершеннолетний ребенок Р1, признанный в 2010 году ребенком-инвалидом (подтверждается справкой МСЭ). В настоящее время ее семья проживает в принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, <адрес>

В судебном заседании представитель административного ответчика - глава администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области ФИО2 требования, изложенные в административном исковом заявлении, не признала, указав, что испрашиваемый ФИО1 по заявлению от 05.02.2020 года земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, земельный участок не был образован в соответствии с требованиями действующего законодательства, поэтому 03.03.2020 года ей было отказано в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного: <адрес>, р.<адрес>, вблизи земельного участка с кадастровым номером

Кроме того, в поступившем заявлении в качестве основания для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов указано на наличие в семье ребенка-инвалида. Однако, действующее законодательство (ч.2 ст.39.23 ЗК РФ, п.7 ст.39.5 ЗК РФ, п.14 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ, ст.17 ФЗ от 24.11.1995 года № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») не предусматривает возможности предоставления указанным категориям граждан земельных участков в первоочередном порядке в собственность бесплатно или путем заключения договора купли-продажи, а лишь исключительно в аренду.

30.03.2020 года в администрацию Саргатского городского поселения поступило заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка.

В удовлетворении заявления о предварительном согласовании земельного участка ей было отказано по основаниям, предусмотренным в п.16 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ, поскольку его образование приведет к невозможности разрешенного использования расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости, а именно по части территории земельного участка проходят охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, а также в непосредственной близости от границы образуемого земельного участка расположены подземные сети газоснабжения- «газопровод к жилым домам по <адрес><адрес> с кадастровым номером .Конфигурация испрашиваемого земельного участка, имеющего не правильную прямоугольную форму, действующие градостроительные регламенты, установленные для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (ст.27 Правил землепользования и застройки Саргатского городского поселения № 16 от 23.06.2020 года), в соответствии с которым минимальное расстояние (отступ) от границ земельного участка до размещаемого на нем основного строения составляет 3 метра, разместить на образуемом земельном участке объект капитального строительства не представляется возможным, что влечет невозможность использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования- «для индивидуального жилищного строительства».

Требования ФИО1 о предоставлении земельного участка, расположенного: <адрес>, <адрес>, вблизи земельного участка с кадастровым номером , в первоочередном порядке путем продажи или заключения договора аренды без проведения торгов не соответствуют ст.39.14 ЗК РФ, поскольку для предоставления земельного участка он должен быть образован в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть пройти государственный кадастровый учет. В случае, если предоставляемый без торгов земельный участок предстоит образовать, то сначала осуществляется предварительное согласование его предоставления, проведение заинтересованным лицом кадастровых работ в целях образования земельного участка, осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, и только после этого заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении земельного участка.

Просит в удовлетворении требований отказать по всем основаниям.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

В соответствии с п.1 ст.39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.2 п.2 ст.39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В силу ч.8 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных ст.39.18 настоящего Кодекса.

Указанные положения устанавливают особенности в соответствии со ст.39.18 ЗК РФ в случае предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта или садоводства.

Данные особенности, установленные ст.39.18 ЗК РФ, связаны в основном с опубликованием уполномоченным органом извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в средствах массовой информации и размещением его на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 05.02.2020 года ФИО1 обратилась через МФЦ Саргатского района в администрацию Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов в собственность для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, а именно, на углу <адрес>, вблизи <адрес> без проведения торгов в связи с наличием в составе семьи ребенка-инвалида.

Заявителем представлен документ, подтверждающий, что ее несовершеннолетний ребенокР1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом (справка МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из пояснений сторон в судебном заседании, испрашиваемый земельный участок на момент обращения с заявлением 05.02.2020 года не образован в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем, не установлен вид разрешенного использования и не установлены его границы.

В соответствии с п.п.20, 21, 24 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель; границы земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Указанные основания отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка даны в ответе администрации Саргатского городского поселения от 03.03.2020 года № 02-01-23\168 (л.д.7-8).

Кроме того, ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в первоочередном порядке связи с наличием в составе ее семьи ребенка-инвалида.

Согласно ФЗ-181 от 24.11.1995года «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В силу ст.2 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная поддержка инвалидов включает систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам. К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 ФЗ, закрепляющие как право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, так и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения личного подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Поэтому право инвалидов на получение земельных участков на праве аренды для ИЖС без проведения торгов возникает при условии фактической нуждаемости в улучшении жилищных условий.

03.03.2020 года администрация Саргатского городского поселения также отказала ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов со ссылкой на нормы статей 39.3, 39.5 Земельного кодекса, поскольку они предусматривают предоставление инвалидам и семьям, имеющих в своем составе инвалидов, без проведения торгов исключительно в аренду.

Вместе с тем, в судебном заседании также установлено, что семья ФИО1 не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, семья снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма 29.07.2020 года (в решении жилищной комиссии указан Р2 - супруг истца). ФИО1 в судебном заседании пояснила, что имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>, <адрес> которой и проживает ее семья, а также и другое жилье на праве собственности.

При таких обстоятельствах суд считает, что по заявлению ФИО1 от 05.02.2020 года ей правомерно отказано администрацией Саргатского городского поселения в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка для ИЖС по адресу: <адрес>, <адрес> земельного участка с кадастровым номером в кадастровом квартале

Кроме того,27.03.2020года ФИО1 подала заявление в администрацию Саргатского городского поселения о предварительном согласовании земельного участка в письменном виде с приложением необходимых документов, в том числе, и схемы земельного участка.

18.05.2020 года она получила письменный отказ в предварительном согласовании схемы земельного участка. Основанием отказа явилось то, что по части территории земельного участка проходят охранные зоны объектов электросетевого хозяйства: 55.24.2.49 - зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) объектов электросетевого хозяйства: ВЛ-10кВ 0,59 км ф.8С р.п.Саргатска-0,59 км; ВЛ-10кВ 13,6 км. С-8 Филиала «МРСК Сибири»-Омскэнерго» на территории Саргатского района Омской области; 55.24.2.113 охранная зона объектов электросетевого хозяйства ВЛ-0,4кВ на территории Саргатского района Омской области.

Указанное обстоятельство подтверждается справкой Саргатского РЭС ПО ЗЭС филиала ПАО «МРСК Сибири-Омскэнерго» от 29.07.2020 года № 4\582 (л.д.59).

Также в непосредственной близости от границы образуемого земельного участка расположены подземные сети газоснабжения - «газопровод к жилым домам по <адрес><адрес>» с кадастровым номером .

Допрошенный в судебном заседании ФИО3 -кадастровый инженер, подготовивший схему расположения земельного участка на кадастровой плане территории в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, <адрес> пояснил, что сети газопровода проходят за пределами испрашиваемого ФИО1 земельного участка. На схеме указаны линии электропередач ВЛ-0,4 кВ.

В соответствии с п.п. «а» п.11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением 1000вольт, запрещается размещать детские спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи, стоянки всех видов машин и механизмов, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Согласно п.27 Правил землепользования и застройки Саргатского городского поселения, утвержденные решением Совета Саргатского городского поселения № 16 от 23.06.2020 года минимальное расстояние (отступ) от границ земельного участка до размещаемого на нем основного строения составляет три метра.

Учитывая существующие ограничения использования территории, на которой образуется испрашиваемый истцом земельный участок, конфигурацию образуемого земельного участка, имеющего неправильную прямоугольную форму, разместить на образуемом земельном участке объект капитального строительства не представляется возможным, что влечет невозможность использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования- «для индивидуального жилищного строительства».

В силу п.4 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования на таких земельных участков объектов недвижимости.

В соответствии с п.1 ч.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, когда схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии ст.39.14 ЗК РФ, в случае если предоставляемый без торгов земельный участок предстоит образовать, то сначала осуществляется предварительное согласование его предоставления, проведение заинтересованным лицом кадастровых работ в целях образования земельного участка, осуществление государственного кадастрового учета образуемого земельного участка и только после этого заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Администрация Саргатского городского поселения обоснованно и законно приняла решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, <адрес>, вблизи <адрес>.

Таким образом, проанализировав положения законодательства, учитывая установленные обстоятельства и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности оспариваемых административным истцом отказов органа местного самоуправления в предоставлении ему земельного участка в первоочередном порядке путем продажи или заключения договора аренды без проведения торгов и в предварительном согласовании земельного участка на основании представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и об отсутствии факта нарушения прав административного истца принятыми решениями.

Руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконными решений администрации Саргатского городского поселения Саргатского муниципального района Омской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и обязании предоставления земельного участка в первоочередном порядке путем продажи или заключения договора аренды без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Саргатский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 10.08.2020 года.

Судья Л.Р. Павлова