ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-341/2016 от 19.04.2016 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2016 года ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Нечаева Е.А.,

при секретаре Свитенько И.И.,

с участием:

административного истца - помощника прокурора Титова П.Ю.,

административного ответчика - представителя администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района Епишова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района об обязании администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района организовать осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района в части: отсутствия порядка подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов; отсутствия правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности; отсутствия муниципальной программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства на 2016 год. Кроме того, просил обязать администрацию Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района устранить допущенные нарушения: разработать и принять порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов; разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности; разработать и принять муниципальную программу поддержки развития малого и среднего предпринимательства на 2016 год.

Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей.

По результатам проверки установлено, что администрацией Алексее-Тенгинского сельского поселения ненадлежащее реализуются полномочия в данной сфере правоотношений.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).

Согласно п. 5 Правил порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов, устанавливается органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (в том числе органами муниципального контроля), с учетом методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В нарушение указанных положений закона администрацией Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов не разработан, не утвержден.

Кроме того, администрацией поселения до настоящего времени не организовано осуществление указанного контроля. Правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности не принят.

Так же администрацией не принята муниципальная программа поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Указанное бездействие нарушает права неопределенного круга лиц – субъектов предпринимательской деятельности на получение поддержки, нарушает интересы Российской Федерации в части государственного регулирования торговой деятельности, возможности проведения оценки эффективности муниципального контроля.

В судебном заседании административный истец уточнил заявленные требования, и в окончательном варианте просил обязать администрацию Алексее-Тенгинского сельского поселения муниципального образования Тбилисский район устранить допущенные нарушения: разработать и принять порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов; разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности; разработать и принять муниципальную программу поддержки развития малого и среднего предпринимательства на 2016 год.

Представитель административного ответчика администрации Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района, заявленные требования в уточненном варианте признал и просил удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Основанием для обращения прокурора в Тбилисский районный суд в интересах неопределенного круга лиц, послужили материалы проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в области торговой деятельности и развития малого и среднего предпринимательства на 2016 год.

Так, в соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора).

Согласно п. 5 Правил порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов, устанавливается органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (в том числе органами муниципального контроля), с учетом методики проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Однако, в нарушение указанных положений закона администрацией Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов не разработан, не утвержден.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности.

При этом, администрацией поселения до настоящего времени не организовано осуществление указанного контроля. Правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности не принят.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

В нарушение указанного положения закона администрацией не принята муниципальная программа поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Указанное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц – субъектов предпринимательской деятельности на получение поддержки, нарушает интересы Российской Федерации в части государственного регулирования торговой деятельности, возможности проведения оценки эффективности муниципального контроля, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Тбилисского района Краснодарского края удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Алексее-Тенгинского сельского поселения Тбилисского района устранить допущенные нарушения:

- разработать и принять порядок подготовки и обобщения сведений об организации и проведении муниципального контроля, необходимых для подготовки докладов;

- разработать и принять правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля в области торговой деятельности;

- разработать и принять муниципальную программу поддержки развития малого и среднего предпринимательства на 2016 год.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий