ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-341/2022 от 06.10.2022 Сухиничского районного суда (Калужская область)

УИД 40RS0020-01-2022-000589-54

Дело № 2а-341/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Бабынино 06 октября 2022 года

Сухиничский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Калининой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Климовым А.О., с участием старшего помощника прокурора Бабынинского района Калужской области Кирюхиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Сухиничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенно круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

06 сентября 2022 года прокурор Сухиничского района Калужской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о запрете размещения информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на электронных страницах:

https://playmelody.ru/uploads/images/vor_zhizn_voram_smert_musoram.jpg.

Прокурор просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на указанной странице сайта запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указывая, что прокуратурой Сухиничского района в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на данной интернет-странице размещена информация, пропагандирующая движение «АУЕ», которое признано экстремистским и его деятельность на территории Российской Федерации запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2020 года. Вход на сайт свободный, информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен.

Старший помощник прокурора Кирюхина Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Калужской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из адресованных суду письменных объяснений следует, что информация, обозначенная в уточненном административном исковом заявлении, пропагандирующая движение АУЕ, доступна, в Единый реестр не внесена.

Одновременно представитель заинтересованного лица указал на необходимость соблюдения досудебного порядка ограничения доступа к информации путем заполнения электронной формы для приема обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о наличии на страницах сайтов «Интернет» запрещенной информации.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Сухиничского района Калужской области проверки установлено, что на электронных страницах

https://playmelody.ru/uploads/images/vor_zhizn_voram_smert_musoram.jpg

размещена информация, пропагандирующая движение «АУЕ», которое признано экстремистским и его деятельность на территории Российской Федерации запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2020 года.

Доступ к сведениям, содержащимся на данных страницах свободный, информация распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом в силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Основным принципом правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом (пункт 1 статьи 3 Федерального закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

В соответствии со ст. 20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет за собой административную ответственность.

Согласно ч.1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» на территории Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ча?????????????

Главой 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрен специальный процессуальный порядок рассмотрения административных дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу части 3 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Согласно части 4 статьи 265.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При обнаружении информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, а также в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусматривается возможность внесудебной блокировки информационного ресурса, распространяющего ее. Вместе с тем, соблюдение данной процедуры законом не отнесено к обязательному досудебному порядку.

Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

Частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» указано, что федеральными законами не предусмотрены никакие ограничения в способах доказывания факта распространения сведений через телекоммуникационные сети (в том числе через сайты в сети Интернет). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

С учетом изложенного, поскольку распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, суд пришел к выводу, что размещенная на электронных страницах

https://playmelody.ru/uploads/images/vor_zhizn_voram_smert_musoram.jpg

информация относится к информации, размещение которой на территории Российской Федерации запрещено.